На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 358 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...
  • Имя Фамилия
    СТАТЬЯ О ТОМ КАК БЛУДНИЦА УЧИТ БЛУДНИКОВ, КАК РАЗВРАЩАТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ИСЧЕЗАЯ КАК НАЦИЯ.Японцы не хотят р...

Старость меня дома не застанет

Чемпион мира Владимир Пухов открывает туристам жемчужины России

Картинки по запросу владимир пухов путешествие

 
Наше досье: Пухов Владимир Борисович, 60 лет. Действующий чемпион мира по спортивному туризму в группе дисциплин «Маршрут», заслуженный путешественник России, член экспедиционного совета Краснодарского регионального отделения Русского географического общества, член Центральной маршрутно-квалификационной комиссии Федерации спортивного туризма России.

 

В фойе краснодарского центра туризма и экскурсий, где мы договорились о встрече с путешественником Владимиром Пуховым, заходит седобородый дородный человек с тросточкой — что-то среднее между Санта-Клаусом и пиратом Джоном Сильвером. Открывая дверь центра
и приближаясь к нам, он не перестает консультировать по громкой связи своего смартфона какого-то джиппера, очевидно, попавшего в переделку и не знающего, как запустить машину. Человек по ту сторону диалога сильно взволнован и не стесняется в выражениях. «Пират» доходчиво объясняет ему, что и куда надо подсоединить, что и где подтянуть и т. п.

— Спасибо, дядя Вова, — слышим мы ответ джипера.

Перед нами не кто иной, как известный краснодарский автомототурист, чемпион мира, организатор многочисленных соревнований
и туристических маршрутов Владимир Пухов.

Туристический центр понемногу наполняется людьми разного возраста, которых очень легко представить себе где-нибудь в горах или тайге, но не на улице современного мегаполиса. У них, что называется, на лбу написано — «турист», и, увы, большинство из них — наши ровесники. Сами сотрудники центра в шутку называют его «клубом тех, кому за 55». Впрочем, забегая вперед, заметим, что туризм, и особенно экстремальный туризм, заметно молодеет как в Краснодарском крае, так и в других регионах.

 

Чем выше, тем красивее

Беседа начинается с корней, а они у нашего героя московские.

 

Отец Володи вел активный образ жизни. И, хотя каких-то больших походов они не совершали, на природу в Подмосковье выезжали часто: рыбалка, грибы… Володе казалось, что в мире не может быть ничего красивее нашей подмосковной природы с ее тенистыми лесами и чистыми речками.

 

Но вот в 1973 году семья перебирается в Краснодар.

Заканчивая школу в Краснодаре, Володя считал себя москвичом
(да и сейчас, пожалуй, не утратил этого чувства). Он рвался в Москву, где оставались все друзья и родные. И вот по окончании 10-го класса родители одного из его товарищей собрали группу выпускников и повели их в горы.

После чистого, открытого подмосковного леса горные чащи не очень понравились будущему путешественнику. Но чем выше, тем становилось красивее. Наконец, туристы выбрались на плато Лаго-Наки, где было то, чего не увидишь в подмосковных лесах: кругом цвели одуванчики, летали бабочки и пчелки, а рядом сверкали снега. Это впечатляло.

Спустившись в поселок, ребята встретили туристов-водников, которые начинали отсюда свой маршрут. Володе повезло — ему разрешили прокатиться по горной реке. И это дополнительное сильное впечатление определило главный выбор его жизни — спортивный туризм.

Увлечение становилось все серьезнее, походы — все дальше и сложнее. Но обычный советский человек редко мог свободно располагать своим временем для походов по Кавказу и Памиру. Хороший горный поход обычно проводился в июле или августе, а получать каждый год отпуск
в эти «престижные» месяцы всем членам команды было попросту невозможно. Команда не складывалась.

Приходилось отправляться на мотоциклах в так называемые походы выходного дня. Из Краснодара за шесть-восемь часов можно было добраться до Чечни, за 12 часов — до Дагестана. Выбираться такими короткими вылазками было гораздо проще, чем ехать до Урала или Сибири. Зато путешествовать можно было практически два раза в месяц.

Из всех мотоциклов, которые имелись в распоряжении советского туриста, для путешествий годились «Ижи» или «Явы». Друзья брали отгул на пятницу, стартовали ночью четверга и добирались до города Баксан
в Приэльбрусье часам к двум ночи. Пяти часов хватало на то, чтобы выспаться, зарегистрироваться, «сбегать» два-три перевала — или один перевал посложнее — и завершить маршрут по всем правилам.

Со временем такие «смешанные» маршруты переросли в «чистый» мототуризм, потому что куда-то хотелось подъехать совсем близко, а не идти ногами.

С мотоцикла — на джип

Центрами мототуризма были Москва, Питер и Новосибирск. Спортсмены этих городов путешествовали очень активно, и Пухов совершал с ними сложные походы 4-й и 5-й категорий, выполняя более легкие «двойки»
и «тройки» у себя на Северном Кавказе. Но постепенно и в Краснодаре складывалась собственная школа мототуризма: появлялись сложные маршруты и люди, готовые их пройти.

Так, краснодарцы совершили путешествие вокруг Аральского моря. Они ездили на Байкал через знаменитый памирский тракт Харон-Кош, а это
1,2 тысячи километров дороги без покрытия и пять перевалов выше
4 тысяч метров.

 

Спортивным достижениям иногда приходила на помощь идеология.
В то время на походы по местам боевой и трудовой славы, по письму
из горкома или обкома, выделялись определенные средства — можно было получить топливо, продукты или внеочередной отпуск. Так краснодарским спортсменам удалось совершить интересный поход
на мотоциклах на родину легендарного красного комдива Чапаева
в Поволжье.

А затем времена стали меняться, по дорогам России побежали иномарки, и на Кубани, как и повсюду в нашей стране, начал развиваться «джиппинг» — путешествия на внедорожниках.

Жемчужины России

Джиппинг, по мнению Пухова, — это не просто поездки на джипах в лес
на шашлыки. Это именно соревнования по скоростному преодолению бездорожья. Но у этого экстремального вида спорта может быть интереснейшее культурно-познавательное направление, доступное не только профессиональным спортсменам, но и всем автолюбителям.

В 2007 году, помогая новороссийским коллегам при организации их знаменитой гонки «Папай трофи», Пухов прокладывал трассу для самой легкой категории соревнований — «стандарт». Спокойно разъезжая по горам, он, вольно или невольно, разглядывал красоты горной природы
и удивлялся тому, как много замечаешь нового, когда ты не летишь мимо на бешеной скорости. «А что если показать эти чудеса тем, кто никогда не доберется сюда ни пешком, ни с автобусной экскурсией, но вполне может подъехать на собственной машине?» — подумал Владимир Борисович.

Он стал подыскивать единомышленников, и в 2012 году родился проект «Жемчужины России», включающий достопримечательности Краснодарского края и соседних регионов, — то, что редко показывают туристам из-за трудной доступности.

 

Выезжая с группой один, а то и два раза в месяц, Пухов выстраивал маршруты таким образом, чтобы к концу туристического года они охватили всю приморскую и горную часть Краснодарского края и Адыгеи. Постепенно маршруты захватывали территорию соседей: Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию.

 

Бывалый путешественник Пухов, объездивший всю страну от Карелии
до Сибири, с удивлением осознавал, что для открытия неизвестных чудес одного только Кавказа не хватит, наверное, сотни лет.

Логическим продолжением «Жемчужин России» стал маршрут «Горные вершины», ведущий от Тамани до Ингушетии. Этот маршрут прокладывался дважды и проходил по-разному. В первый раз команда Пухова стала на этом маршруте чемпионами края по спортивному туризму. Второй раз — чемпионами мира среди маршрутов 4-й категории сложности. К следующему чемпионату России готовится новый маршрут — от Тамани до Дербента, который пройдет по горным, лесным и проселочным дорогам, почти не выходя на трассы общего пользования. А это почти 2 тысячи километров «хорошего» экстрима.

Что же встречают на своем пути Пухов и джипперы, выбравшие его своим провожатым? Что вряд ли увидят пешие и автобусные туристы, у которых на то же путешествие уйдут не считаные часы, а многие дни?

 

Мало кто знает, к примеру, что в Тамани находится один из немногих в России конденсационных источников, созданный здесь
в XVI веке турками. Вода в нем извлекается из воздуха. На склонах оврага сотни лет назад были закопаны керамические трубы. Воздух, попадая в эти трубы, охлаждается, вода конденсируется
и стекает вниз. Местные жители до сих пор пользуются этим источником, называемым «турецким фонтаном».

 

Усть-сахрайские водопады, царская часовня в станице Новосвободной, Хмелевские озера в Сочи… Подобные места не так уж часто посещаются обычными туристами, и перечислять их можно до бесконечности.

Пока бежишь, ты живой

Владимир Борисович не считает джипперов и автотуристов какой-то особой кастой или субкультурой. Люди, приходящие в его туристические группы, самые разные — как по материальному достатку, так и по степени подготовки автомобиля и даже по мировоззрению. Лишь со временем они собираются в небольшие группки единомышленников, которые путешествуют вместе постоянно. И задача Пухова — помочь им
в формировании таких мини-команд — как психологически, так
и технически, а иногда и документально — в правильном оформлении маршрутов.

Машина, на которой Пухов путешествует серьезно, — это «Ниссан Патрол» его товарища, где владелец выполняет роль пилота. У этой машины большие колеса, лебедки спереди и сзади. Когда джипперы выезжают
в путешествие, на их машине нет задних сидений — там находится многофункциональный «спальник». Отсутствие душа они компенсируют емкостью на крыше, сделанной из пластиковых труб по периметру багажника, куда утром заливается 62 литра воды. В течение дня вода нагревается от солнца, и вечером ей можно мыться при помощи душевого приспособления.

 

Таких «фишечек» у джипперов много, они их, можно сказать, коллекционируют. Например, сбоку на их машине установлена «маркиза» — большой шатер, который раскрывается буквально за пять минут, позволяя спокойно отдыхать и готовить еду, не опасаясь дождя. Это не тент, который надо складывать и мокрый убирать в машину, — все это закреплено снаружи машины и легко убирается в тубус.

А один младший товарищ Пухова, Владимир Соболевский, вообще все предпочитает мастерить сам — конкретно под свою машину и под свою задачу. Так, они с женой впервые повезли своего сына Елисея в поход
по Дагестану, Азербайджану и Грузии, когда мальчику было всего
10 месяцев. И носили повсюду в специально созданном для этого штурмовом рюкзачке, в котором имеются комплект одежды для непогоды и питание.

— Такой молодежи появляется все больше, — говорит Владимир Борисович. — Интересные ребята есть в Армавире, в Туапсе — два девичьих экипажа, которые путешествуют и ногами, и на велосипедах,
а теперь и на машинах. Эти команды уже могут с нами конкурировать даже на чемпионате края.

Но и «клуб 55+» сдаваться не собирается. В ближайших планах Пухова — стать еще раз чемпионом мира, провести большие соревнования для всех российских туристов «Кубанский трофей». Владимира Борисовича не смущает даже полученная недавно тяжелая травма — перелом шейки бедра.

Вести активный образ жизни после такой травмы с имплантом весьма затруднительно. При этом приходится постоянно ограничивать нагрузки. Поэтому Пухову вырезали из лодыжки кусок кости, которую вставили
в бедро вместо штыря.

— Надеюсь, что там все срастется, я опять буду бегать и прыгать, — говорит Пухов. — Даже через две недели после операции я уже готовил соревнования. Может, и зря, но после этого я чувствую себя намного лучше.

Так что старость меня дома не застанет.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх