На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 354 подписчика

Свежие комментарии

  • Кулинарные рецепты
    Вот интересная статья по этому поводу https://poolka.ru/весенний-отдых-на-даче-как-правильно-о/Весна на даче: че...
  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...

Путешествие в Мексику: Теночтитлан, Теотиуакан и много других странных слов

3043090

В одной из своих книг Чак Паланик пишет, что «путешествие по миру – это просто еще один способ сдохнуть от скуки, только в разных местах и гораздо быстрее». Не знаю как насчет скуки, но идея об опасностях путешествий абсолютно верна. И Мексика – только очередное тому доказательство.

Запас времени всегда ограничен. В путешествии это понимаешь почти так же хорошо, как в момент зубрежки предмета в ночь перед сессией. Великолепный Мехико должен остаться позади уже только потому, что впереди еще так много новых дорог. После знакомства со столицей лейтмотивом нашего путешествия внезапно стали древние цивилизации. А когда в душе просыпается Индиана Джонс, усыпить его уже невозможно.

Краткий экскурс в историю

Ученые полагают, что предки современных американских индейцев попали на континент из Азии, перейдя через перешеек, некогда существовавший на месте Берингова пролива. Есть мнение, что генетической родиной значительной части коренных американцев является Алтай (а значит, многие из нас, вероятно, имеют дальних родственников за рубежом). Переселение происходило волнами на протяжении многих столетий, заполняя все новые и новые земли.

Народы, осевшие в Центральной и Южной Америке, развивались быстрее прочих. В Мезоамерике процветало земледелие, формировались первые государства, создавались огромные города, активно развивались ремесла, использовалась письменность, важное значение имели астрономия и математика. Здесь родилось несколько высокоразвитых культур. Только в Мексике на разных этапах времени, сменяя друг друга, главенствовали ольмеки, майя, сапотеки, жители Теотиуакана, тольтеки, ацтеки. С приходом испанцев великие цивилизации исчезли, а многие аборигены умерли от завезенных европейцами болезней. Несмотря на захватнический характер действий, испанцы не проводили политики тотального уничтожения местного населения. Да и сами они перебирались в новую «провинцию» не очень активно, так как путешествие было дальним и сложным. Дополнительным стимулом для появления смешанной испано-индейской расы оказалось банальное суеверие: женщина на корабле – плохой знак. Так что первые испанки увидели Мексику намного позже своих мужчин. На сегодняшний день культура индейцев медленно, но верно воссоздается. Одним из показателей является увеличение числа носителей древнего ацтекского языка науатль.

Теночтитлан

Относительно Мехико самым близким памятником доколумбовой цивилизации, безусловно, является Теночтитлан. Столетия назад пришедшие сюда испанцы были поражены масштабами и укладами этого огромного города-государства. Очевидцы писали, что улицы были безупречно чисты, а постройки содержались в идеальном состоянии. Теночтитлан располагался в центре большого соленого озера и представлял собой своеобразную Венецию, где главными путями были водные каналы, пронизывавшие мегаполис вдоль и поперек. Несмотря на великолепие, конкистадоры уничтожили город. Все, что дошло до нас, – это руины, наилучшим образом сохранившие только так называемый Нижний город. Место расположения центра Теночтитлана совпадает с местом расположения главной площади Мехико, в районе Сокало. Древнее озеро Тескоко сегодня существенно сократилось, что произошло не только по естественным причинам, но и вследствие человеческой деятельности. Надо признаться, что смотреть на раскопки интересно и трепетно, но куда занимательнее увидеть что-то масштабное и целостное. Тем более что в Мексике это возможно. Чего только стоит Теотиуакан.

Поездка в Теотиуакан

Когда ты путешествуешь самостоятельно, разбираться во всем приходится своими силами. Задача усложняется, если окружающие говорят на непонятном языке (хотя позднее, в Стране восходящего солнца мы осознали, что незнакомый испанский и его латиница – нежные цветочки по сравнению с японским и его кандзи, хироганой и катаканой). Итак, нам заочно было известно о чарующем «месте, где родились боги». Оставалось только понять, как же его найти. Любимый путеводитель настаивал на том, что Теотиуакан расположен в полусотне километров от столицы. На выяснение маршрута потребовалось время. Вероятно, наш вариант не был единственно возможным, но другого мы не знали. Несмотря на все предостережения пришлось спуститься в метро. Ехать предстояло из центра до самой окраины. Мы крепко держались за рюкзачки и опасливо озирались по сторонам, пытаясь сделать как можно более невозмутимый вид. То, что обычный русский человек визуально сильно отличается от столь же обычного мексиканца, к тому моменту было очевидно на все сто: местные жители внешне имеют больше сходств с индейцами, чем с европейцами. Сойти за «своего» и не привлекать лишнего внимания было попросту невозможно.

Метро оказалось пусть не распрекрасным, но вполне сносным, и главное – мы выжили. Особо запомнились «подземные» полицейские – колоритная вооруженная парочка в темной униформе, высоких военных ботинках и зеркальных цветных авиаторах, укомплектованные дубинками и наручниками: огромный шкафоподобный мужчина с черной окладистой бородой и зубочисткой в зубах и его фигуристая напарница, игриво поглощающая чупа-чупс, с улыбками, оживленно болтая прогуливались по станции. Сфотографировать их очень хотелось, но перспектива почему-то пугала.

Выйдя из метро, мы отыскали отправной пункт пригородных автобусов. Преодолев часть пути, местные жестами убедили нас сделать пересадку. Остановка представляла собой странное, пыльное, неблагоустроенное место на обочине трассы, обнесенное сеткой-рабицей, на котором, сформировав подобие очереди, уже стояла группа людей, почему-то вызывающая ассоциации с нелегальным переходом границы где-нибудь в Тихуане. Примерно через тридцать минут прибыл нужный автобус, и мы продолжили путь вдоль гор, домов и оград, испещренных граффити с названиями местных криминальных банд и прочей ерундой.

Пирамиды

Погода была пасмурной и ветреной, сезон – нетуристическим, потому посетителей было не так много. Теотиуакан предстал во всем своем великолепии. Только представьте: огромные пространства под низким небом, заполненные древнейшими серыми пирамидами. Одна из них, третья по величине в мире, пирамида Солнца была построена еще во втором веке нашей эры.

Здесь необходимо сказать, что для людей с боязнью высоты величественные пирамиды станут серьезным испытанием. Высота в шестьдесят пять метров только на слух кажется символической. Несмотря на то, что склоны относительно пологи, путь наверх – тот еще челлендж. Ступени лестницы очень высоки, а перила просто не предусмотрены. Особенно понравится акрофобам самая верхняя, открытая всем ветрам площадка без единого ограждения, где некогда находился храм поклонения языческому божеству. В глазах будет темнеть, в висках – бешено пульсировать, а ноги будут подкашиваться самым предательским образом, зато ощущение, испытанное на вершине, не забудется никогда.

Эффект только усилится, если вспомнить, что именно здесь совершались жертвоприношения. И если буддисты практикуют подношения в виде цветов, то ацтеки были не так гуманны. Их религия была построена на культе крови. Древние легенды возвещали о самопожертвовании первых богов, которые приняли смерть для того, чтобы светило просто продолжало свой ход по небу. Конечно, такая подоплека требовала регулярных жертв. Порой это были птицы или животные, но чаще всего на алтарь попадали именно люди. Ученые утверждают, что как правило жертвой становились пленники, порой рабы, а иногда и просто добровольцы из своего же племени. Смерть во имя божества была в большем почете, чем позорное бегство. Ритуалов существовало множество, но в ходе основного шочимике, или «цветок смерти», как называли их индейцы, жертву покрывали особой синей краской и вели на самый верх пирамиды, укладывали на специальный камень и рассекали грудную клетку черным обсидиановым ножом, после чего жрец вынимал сердце, а тело сбрасывал вниз по ступеням.

Второй покоренной высотой стала пирамида Луны. С нее открывается чудесный вид на Дорогу Мертвых, ведущую к храму пернатого змея Кетцалькоатля. Раскопки здесь идут и по сей день. Благодаря этому, например, был обнаружен подземный тоннель и новые артефакты. По-видимому, пока открыты далеко не все тайны города. Например, известные нам названия были присвоены ацтеками, которые нашли Теотиуакан заброшенным. Кто на самом деле построил пирамиды и почему оставил их – по-прежнему неизвестно.

Паленке

Останки древних поселений раскиданы по Мексике то тут, то там. Еще одним ярким впечатлением стал поглощенный джунглями Паленке. Вопросов с принадлежностью этого места у историков не возникает. Город был создан майя за два века до нашей эры. Над руинами Паленке витает дух археологических приключений и ждущих решения нераскрытых загадок истории. Безумно живописное место дает простор и пищу для воображения.

Здесь также можно подняться на высокую пирамиду и заглянуть в храм с гребнем на крыше. В середине прошлого века глубоко под ним была обнаружена гробница правителя Пакаля. Изображение с крышки саркофага может показаться многим до боли знакомым – все потому, что сцена освобождения Пакаля из подземного мира часто интерпретируется в Сети как полет на одноместном космическом корабле. Центральное место в древнем городе занимает необычный дворец. Вообще, весь комплекс отличается своеобразной ажурностью. Везде присутствуют изображения, иероглифы, рельефы, статуи. А буйство залитой солнцем зелени добавляет яркости. Однако эти же джунгли таят в себе и иные сюрпризы.

Штат, где находится Паленке, называется Чьапас. Наиболее свежие исторические исследования приходят к выводу, что именно он является колыбелью самой древней, доселе неизвестной южно-американской культуры мокая, которая составила собственный календарь несколькими столетиями раньше майя. Помимо этого Чьапас является одним из наиболее беспокойных мест в Мексике. Высокий уровень бедности, низкий уровень грамотности, плохая социальная политика и неразвитая инфраструктура делают его таким. В Чьапасе наблюдается наивысшая концентрация беженцев из других стран и коренных индейцев Мексики, многие из которых не только говорят на уникальных языках, но и зачастую банально не владеют испанским.

Именно здесь родилось радикальное движение Сапатистской армии национального освобождения, поставившей перед собой задачу защиты прав коренных народов. Первой громкой акцией стало вооруженное восстание 1994 года, в результате которого мексиканское правительство применило силу против повстанцев. Число убитых составило примерно полторы сотни человек. По ходу движения нашего автобуса через джунгли мы не раз встречали воинственного вида кордоны, а также изрешеченные пулями дорожные знаки и указатели. Людей в черных масках и красных шейных повязках увидеть не удалось. Несмотря на временные договоренности с правительством, движение продолжает существовать и бороться за свои идеи.

Исчерпывающим финальным штрихом в знакомстве с древними цивилизациями будет посещение самых южных территорий на полуострове Юкатан. Среди них: Чичен-Ица, Ушмаль и Тулум. Все они расположены в наиболее туристическом районе страны, которому будет посвящена заключительная часть трилогии о Мексике.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх