На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 361 подписчик

Свежие комментарии

  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...
  • Имя Фамилия
    СТАТЬЯ О ТОМ КАК БЛУДНИЦА УЧИТ БЛУДНИКОВ, КАК РАЗВРАЩАТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ИСЧЕЗАЯ КАК НАЦИЯ.Японцы не хотят р...
  • Run Николаева
    2 раза про Новосибирск  и ни разу-про Красноярск...10 самых красивых...

Элосы. Как русское меньшинство Китая прошло чуму, войны и хунвэйбинов, чтобы остаться собой

3043090
Элосы-цзу. Как русское меньшинство Китая прошло чуму, войны и хунвэйбинов, чтобы остаться собой.

В Китае всегда жило много племён и народностей. Сейчас правительство страны официально признаёт пятьдесят шесть. Одна из них — «элосы-цзу». Этим словом обозначают русское меньшинство, живущее в Китае уже несколько веков.

Белокожие, светлоглазые

Китайцы вовсе «открыли» для себя европеоидов гораздо раньше визита Марко Поло. В начале двадцатого века возле реки Тарим и в пустыне Такла-Макан нашли несколько десятков мумий явно одной культуры. Часть из них была монголодной внешности, но часть выглядела вполне по-европейски. Они, очевидно, принадлежали племени смешанного происхождения. Мумии были одеты в войлочные плащи и клетчатые гетры, у них был светлые или рыжие волосы. Возраст самых древних из нх, по современным оценкам, составляет двадцать тысяч лет.

Обитатели реки Тарим не были каким-то племенем, явившимся с запада только для того, чтобы умереть, не оставив среди китайцев следа. По свидетельству римского историка Плиния Старшего, цейлонское посольство при дворе императора Клавдия в первом веке до нашей эры описывало жителей западного Китая как высоких голубоглазых людей. Очевидно, народ таримских мумий постепенно ассимилировался и смешался с местным населением — до сих пор в тех местах можно встретить отдельные европейские черты вроде светлых глаз. Предполагают, что в Китай «таримцы» пришли из Южной Сибири.
На Дальнем Востоке кочевые европеоиды жили тысячи лет назад.

На Дальнем Востоке кочевые европеоиды жили тысячи лет назад.

Новый приток европейцев в Китай начался после прокладки Великого Шёлкового Пути. Как считается, первые русские в этих землях пришли вместе с ханом Хубилаем в составе его армии. Кроме них, в армии присутствовали половецкие отряды. Поскольку Хубилай стал китайским императором, его армия была расквартирована здесь же, и русские отряды жили в казармах к северу от Пекина.

Кроме того, в это время монгольские военачальники отсылали ко двору императора русских пленников, как мужчин, так и целые семьи. Так в Китай в тридцатые года четырнадцатого века было прислано почти три тысячи русских рабов.
Монголы дарили своему хану русских пленников. Картина Павла Рыженко «Битва на Калке».

Монголы дарили своему хану русских пленников. Картина Павла Рыженко «Битва на Калке».

В семнадцатом веке в императорской гвардии служили казаки из захваченного китайцами острога Албазин. В китайские войска после поражения перешли служить около ста казаков, а с ними приехали семьи. Русская сотня вошла в состав элитной части «Знамени с жёлтой каймой». Для удобства фамилии казаков сильно сократили: так, Яковлевы стали Яо, Дубинины — Ду, и так далее.

Из политических соображений русскую сотню наделяли разного рода привилегиями. Под православный храм (а у сотни был и свой священник) отдали один из буддистских храмов, семьям даровали дома. Однако диаспора была так мала, что уже к восемнадцатому веку казаки смешалсь с манчжурами до полного неразличения, хотя и продолжали считать себя албазинцами.
Юноша-албазинец на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.

Юноша-албазинец на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.

В восемнадцатом веке о них вспомнила Россия: албазинцы стали предлогом для того, чтобы попросить разрешения открыть в Китае православную миссию. Хотя веры предков потомки казаков уже толком не помнили, но сохраняли как семейные святыни нательные крестики и домашние иконы. Увы, албазинцы миссию разочаровали. Казаки считались наследственно принадлежащими к императорской гвардии, и это сделало их заносчивыми. Священники и купцы из России писали, что албазинец «в нравственном отношении в лучшем случае — тунеядец, живущий подачками, а в худшем — пьяница и плут».

Священники проводили огромную работу с «китайскими русскими» уже даже не по указке, а из национального самолюбия, желая выправить их образ жизни — и образ в глазах окружающего населения. И в девятнадцатом веке плоды этой работы уже были заметны.
Албазинцы на литургии в православном храме.

Албазинцы на литургии в православном храме.

Увы, именно обратная руссификация сослужила албазинцам дурную службу. Диаспора в тысячу человек была объявлена местными националистами европейцами, чужаками, врагами. Во время Боксёрского восстания в 1900 году прошли погромы албазинцев, треть русского населения Китая оказалась зверски убита. Притом российские русские спрятались в Посольском квартале Пекина — у албазинцев такой защиты не было, их забивали на порогах домов. Выжили в основном те, кто отрёкся от православия и связи с Россией.

Железные дороги, чума и революция

Во время строительства южной ветки российской Транссибирской магистрали, проходящей через Манчжурию, в Китае оказалось множество русских — строителей, инженеров и тех, кто должен был их обслуживать. Пришли сюда снова и русские купцы. Часть русских практически сразу осела в Харбине.
Казаки охраняют манчжурский участок российской железной дороги во время Русско-Японской войны.

Казаки охраняют манчжурский участок российской железной дороги во время Русско-Японской войны.

Надо сказать, Российской Империи несказанно повезло с этой стройкой, потому что именно она предотвратила распространение эпидемии чумы из Китая по Сибири. Впрочем, она же стала причиной эпидемии в Китае. Осенью 1910 года среди охотников на тарбаганов — местной разновидности сусликов — началась чума. Этой болезнью часто болели зверьки, на которых они охотились. Охотники заразили китайских рабочих, строивших российскую железную дорогу. Чума моментально распространилась вдоль линии стройки, вглубь страны, и грозила так же быстро пойти и наружу, в Сибирь и Приморье.

Китайские врачи быстро определили, что имеют дело с самой страшной формой чумы — лёгочной. Она передаётся воздушно-капельным путём и шансов выжить у заразившегося в разы меньше, чем у того, кто болеет бубонной чумой — а ведь при бубонной чуме смертность превышает девяносто процентов. Российские врачи в Харбине сформировали противочумной отряд, который должен был остановить эпидемию на границе с Россией. В его состав входили первые россиянки с медицинским образованием.

Одновременно с ним действовал, конечно же, китайский противочумной отряд во главе с теперь уже легендарным доктором У Ляньдэ — он-то и забил тревогу в самом начале эпидемии. В отряде китайцев было намного меньше человек, сказывалась нехватка передового медицинского образования в стране.
Чумной барак и члены противочумного отряда перед ним.

Чумной барак и члены противочумного отряда перед ним.

В первую очередь необходимо было остановить заразу, введя карантин и начав кремировать трупы — последнее по китайским законам было недопустимо, но У Ляньдэ сумел добиться разрешения. Во вторую врачи честно пытались отыскать средство, чтобы вылечить больных. Использовались сыворотки Хавкина и Йерсена, но увы, они продлевали жизнь на пару дней, не больше. Рекорд по длительности жизни после заражения поставил русский студент-медик Беляев, член противочумного отряда. Он жил целых девять дней.

Чума в Харбине унесла жизни восьми врачей, шести фельдшеров, четырёх студентов и более девятисот санитаров. Пострадали не только китайский и российский противочумной отряды, но и работавший здесь же британо-американский. Полностью избежал потерь только отряд японцев. В Харбине умерло почти шесть тысяч человек, во всей Манчжурии — вдесятеро больше. Огромными усилиями эпидемию остановили, иначе погибли бы миллионы людей с обеих сторон российско-китайской границы.
В Манчжурии начала двадцатого века надписи на русском были обычным делом.

В Манчжурии начала двадцатого века надписи на русском были обычным делом.

Вскоре в России произошла Октябрьская революция, и в Харбин, где было достаточно много русских и понимающих по-русски китайцев, чтобы можно было освоиться, хлынул поток иммигрантов. К 1920 году в Харбине осело, по разным оценкам, от ста до двухсот тысяч россиян преимущественно русской национальности. Харбинская диаспора стала самой большой из русскоязычных во всём мире. Ещё сколько-то мигрантов обосновалась в Шанхае.

Объёмы иммиграции серьёзно напугали Китай, и в 1920 году правительство страны не только заявило, что не признаёт консульства России в Китае, но и отказалось признавать экстерриторальные права бывших граждан соседней империи. Русские оказались в подвешенном состоянии, фактически вне закона. Опасаясь бунтов и захвата власти мигрантами в Харбине, Китай установил усиленный контроль над всеми учреждениями города.

Иммигранты голодали и нищенствовали. Помощь им пытались оказывать единоверцы-албазинцы, но их община была слишком мала и уже не имела никакого влияния. Тем не менее, какое-то количество новой волны русских смогло укорениться, остальные двинулись дальше — в Японию, Америку, куда угодно, куда ходят корабли. Надо сказать, когда иммигранты стали издавать газеты, туда пришло немало сотрудников-албазинцев.
Русское кладбище в Харбине.

Русское кладбище в Харбине.

В 1924 году Китай пошёл на определённые соглашения с СССР. В частности, советским гражданам разрешалось работать на железной дороге, том самом участке пути Транссибирской магистрали. Часть иммигрантов приняла решение, с одной стороны, получить советское гражданство и легальную работу, с другой, оставаться при этом в социально и идеологически близкой среде русских Харбина. Другие иммигранты считали первых предателями и предпочли остаться апатридами — лицами без гражданства.

В тридцатые СССР вёл пропаганду среди русских Харбина, убеждая их вернуться на родину. Особенно сильно советскую власть интересовали инженеры. Тем временем у русскх харбинцев налаживалась собственная жизнь. Ассоциация с «китайскими русскими» албазинцами помогала им укорениться, давала право строить церкви. До войны в Манчжурии работало несколько десятков школ, училищ и высших учебных заведений, дававших образование на русском языке шестнадцати тысячам детей и подростков. К сороковым количество разного рода общественных организаций достигало ста сорока, из них обращает на себя внимание Российская фашистская партия — она была самой многочисленной.
Русские фашисты Харбина, фотография 1934 года.

Русские фашисты Харбина, фотография 1934 года.

В тридцатые годы Манчжурию оккупировала Япония. Русских, считавшихся советскими гражданами, эвакуировали в СССР, но там на всякий случай многих из них сразу же посадили — ведь многие из них были белогвардейцами. Возвращение такого количества сторонников старого режима советскую власть заставило нервничать. Ещё несколько тысяч русских мигрировали в другие китайские города, особенно в Шанхай Пекин, где были русские диаспоры.

Оставшиеся сначала японцам обрадовались — ведь оккупанты были враги Советскому Союзу. Однако зверства японцев шокировали даже самых больших нелюбителей и СССР, и китайцев (да, среди русских харбинцев было немало тех, кто коренных жителей страны презирал и откровенно ненавидел). Так что советские войска харбинцы встречали уже с цветами. В общем-то, зря, поскольку власть решила воспользоваться поводом и поуменьшить количество белогвардейцев и их потомков. Многие харбинцы очутились в советских лагерях, при этом будучи официально гражданами Китая.
Жительницы русской деревни в Китае.

Жительницы русской деревни в Китае.

В пятидесятые СССР, однако, как ни в чём не бывало зазывал тех же самых «царистов» из Харбина заселять Казахстан. Кое-кто решился, особенно в свете того, что вытворяло движение хунвэйбинов. Как и во времена Боксёрского восстания, за русскую речь зверски избивали, часто до смерти. Русские боялись говорить на родном языке даже дома. Многие мигрировали в США, Канаду, Новую Зеланди, Аргентину, Бразилию и Австралию. К двадцать первому веку русская диаспора Харбина уже насчитывала меньше тысячи человек, и ещё две тысячи русских нашли прибежище среди уйгуров — китайцев среднеазиатского происхождения — в Синьцзяне. Там же сосредоточились другие китайские некитайцы — большое количество казахов, киргизов, монголов и калмыков.

Ситуация изменилась с распадом СССР и увеличением торговых связей России и Китая. В Харбин стали приезжать работать и жить уже новые поколения россиян, и объёмы диаспоры увеличились вдвое. В Синьцзяне живёт девять тысяч русских, во Внутренней Монголии — ещё пять. Численность албазинцев не превышает трёх сотен.

В наше время китайские власти возвестили дружбу народов в стране, и на праздниках можно увидеть шествующими в параде национальностей «элосов» в русских народных костюмах. Часть из них выглядит совершенно по-китайски, часть покажется азиатами россиянам и европейцами азиатам и часть имеет самую обычную европейскую внешность.
Русская девушка в народном костюме.

Русская девушка в народном костюме.

Источник

Картина дня

наверх