На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 354 подписчика

Свежие комментарии

  • Кулинарные рецепты
    Вот интересная статья по этому поводу https://poolka.ru/весенний-отдых-на-даче-как-правильно-о/Весна на даче: че...
  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...

Торопец - затерянный город в Исчезнувшей области...России

1) Об этом городе мало кто знает, ещё меньше будет тех, кто готов будет поехать туда, даже на день, но этот малоизвестный город на самой границе Тверской и Псковской областей обладает собственной архитектурной школой, т.н. "торопецким барокко" с храмами и купеческими особняками XVIII-XIX вв. - всё это строилось здесь в особой манере, не встречающейся более нигде в России. Глубокий и сосредоточенный стиль, "умозрение в камне" с обаянием и внутренней силой. 
IMG_4862.JPG
2) В конце мая накануне моих летних экспедиций по Калининградской и Ленинградской областям и сдачи ЕГЭ учениками я отправился в Торопец. Добирался сначала сидячим вагоном ночного поезда Москва-Великие Луки, отправляющегося от Рижского вокзала в 19.56 с прибытием до места назначения в 6 утра следующего дня. Затем, подождав 2 часа, пригородным поездом формирования Великие Луки - Осташков в 8.10 рельсовым автобусом РА2 поехал до Торопца с прибытием в 10.30. Так состоялось моё знакомство и с Бологое-Полоцкой железной дорогой, построенной в 1901-1907 гг. с помощью Франции как стратегическая магистраль на случай войны с Германией (что и произошло в 1914 году), призванная связать западные рубежи Российской империи с центром страны и с дорогой, соединяющей две столицы. До 1976 года Бологое-Полоцкая магистраль оставалась последней паровозной линией в СССР. В 70-х и начале 80-х годов по линии активно курсировали грузовые поезда, которые направлялись в Беларусь, Прибалтику и обратно. С началом перестройки и последующим распадом СССР транзитное и внутреннее грузовое движение прекратилось. В настоящее время линия в упадке и в любой момент может быть закрыта. Ну по крайней мере так говорят. В день по дороге проходит 1-2 пригородных поезда малой составности, как РА2. Несмотря на отсутствие большого экономического значения, дорога была сооружена основательно: помимо непосредственно железнодорожной инфраструктуры вдоль линии были также построены жилые дома, погреба, ле́дники, колодцы. Вся дорога выполнена в едином архитектурном стиле, благодаря чему она представляет историко-культурное значение как памятник деревянного зодчества, большей частью сохранившийся до наших дней.
IMG_7163.JPG
3) Великие Луки и Торопец (ударение на 2 слог) являются центрами исчезнувшей Великолукской области, когда-то находившейся на стыке нынешних Тверской, Псковской областей в России и Витебщины в Беларуси и существовавшей в 1944-1957 гг. Сам регион был непосредственно уничтожен Великой отечественной войной, после которой регион обезлюдел и лишился большей части дорог и крупной промышленности. Исчезнувшая область дважды становилась официальной территориальной единицей: в 1167-1320 годах это было Торопецкое княжество, в 1944-57 - Великолукская область. Таким образом, Великие Луки и Торопец можно считать главными городами этой земли, новой и старой столицами. 
100 км пути от Великий Лук до Торопца РА2 преодолевает за 2,5 часа. Вокруг города - глухомань, с минимальной плотностью населения если не на всей европейской части страны, то в Центральной федеральном округе точно. Сам Торопец - маленький городок с великой историей, непохожий на другие малые города.
IMG_7162.JPG
4) Первое достоверное упоминание о Торопце - под 1071 годом в Лаврентьевской летописи, то есть он в любом случае старше Москвы. В 1167-1320 годах - центр Торопецкого княжества, первый князь которого Мстислав Храбрый прославился успешными войнами и успел стать за год до смерти в 1180-м году князем Новгорода. В Торопце Александр Невский обвенчался с полоцкой княгиней Александрой Брячеславной, в память о чём супруги даровали городу Корсунскую икону Богоматери. Княжество, стоявшее на перекрёстке дорог и включавшее верховья Волги и Западной Двины, вело очень успешную дипломатию между Литвой, Новгородом, Ливонией, Тверью. В 1320-1503 годах Торопец был в составе Литвы.
На протяжении всей своей истории, со времён Пути из Варяг в Греки это был богатейший купеческий центр, достигший расцвета в 17-18 веках, когда купцы торговали от Западной Европы до Китая.
IMG_7164.JPG
5) Вокзал в Торопце находится на северной окраине, почти за городом, и к центру идти около получаса через деревенские кварталы.
IMG_7165.JPG
6) 
IMG_7166.JPG
7) 
IMG_7167.JPG
8) 
IMG_7169.JPG
9) Кладбищенская Всехсвятская церковь 1796 года постройки на местном кладбище. Слева от нее хоронили католиков и лютеран (в городе было очень много эстонцев), справа от церкви хоронили православных и за церковью - иудеев, которых в городе также было большое количество.
IMG_7161.JPG
9) Дореволюционная и брежневская части школы.
IMG_7168.JPG
10) Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1762 года постройки - первый увиденным нами шедевр местной торопецкой школы.
IMG_7173.JPG
11) Что позволяет выделить ряд памятников в понятие целой архитектурной школы?
Если рассмотреть план здания, то его традиционность будет очевидной: небольшой квадратный храмик с граненой апсидой и обширной трапезной с двумя приделами, апсиды которых в миниатюре повторяют центральную. Но в решении наружных объемов произошло нечто неожиданное. Прежде всего мастера не стремятся четко отделить венчающий восьмерик от четверика, а мыслят храм единым объемом. Восьмерик перестает восприниматься завершением, который усилен декором. Он преобладает не на венчающих частях церкви, а равномерно распределяется по всей поверхности здания или же, наоборот, сосредоточивается на нижнем ярусе, но обязательно тут и там одинаковый, перекликаясь родственными мотивами. Другой композиционной особенностью торопецких церквей становится зрительная распластанность вширь всего здания или одного фасада. Это ощущение усиливается своеобразным, ставшим в Торопце традиционным, фасонным покрытием, над которым приплюснутая венчающая главка на тонком барабанчике кажется чрезмерно тяжелой. И, наконец, декор, который не спутаешь ни с каким другим. 
IMG_4859.JPG
12) Первый исследователь, выделивший торопецкую архитектурную школу, В.В. Косточкин, дал ему точное определение, назвав «вырезанным из доски». Широкий, плоский, почти без всякой профилировки, он намного выступает из стены и кажется наложенным на её поверхность, что усиливается контрастной окраской в белый цвет выступающих частей и в ярко-зеленый, розовый, красный, желтый самих стен. Наличники окон, чередуясь с пилястрами, почти вдвое превосходящие шириной последние, образуют как бы декоративные пояса, обегающие фасады.
IMG_7176.JPG
13) Приземистая распластанность церкви немного смягчилась, когда позже к ней пристроили колокольню. Но и колокольню торопецкие мастера конструктивно рассматривают как центральную часть – храм, возводя её в тех же формах. 
IMG_7174.JPG
14) Ажурные кресты - как на церквях Русского Севера.
IMG_7175.JPG
15) Детали лепного узора так точно повторяются, что можно говорить об оформлении интерьеров рукой одного мастера или артели.
IMG_7172.JPG
16) Всё вместе - фантастически целостно и гармонично.
IMG_7171.JPG
17) 
IMG_7178.JPG
18) 
IMG_7177.JPG

Источник

Картина дня

наверх