Мой отпуск

• Кулинарные рецепты
    Вот интересная статья по этому поводу https://poolka.ru/весенний-отдых-на-даче-как-правильно-о/Весна на даче: че...
  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...

Мар-Саба, пешая прогулка по пустыне до монастыря

Продолжаем путешествовать по пустыне в окрестностях Мертвого моря. Сегодня - небольшая пешая прогулка до монастыря Мар-Саба.

3043090

Про монастырь Мар-Саба я услышал еще в 2006 году. Давно хотел туда попасть, однако это было непросто - он слывет одним из самых недоступных монастырей в Израиле и организованных туристов автобусами туда не возят. igor_torick иногда организовывал джип-туры по пустыне с заездом в Мар-Сабу и на гору Мунтар, но мне так и не удалось вписаться.

В 2011 в ЖЖ мне попалось объявление о сборе народа в организованный пеший поход до Мар-Сабы. Организованные походы в группе 50 человек - это не для меня, но идея запала в голову. Я стал искать информацию и оказалось, что Мар-Саба вовсе не так недоступна, как про нее говорили.

На самом деле до монастыря ведет нормальная асфальтированная дорога, по которой можно доехать даже на большом автобусе. Однако, она идет через зоны A и B палестинской автономии, находящиеся под полным контролем палестинской администрации, поэтому израильтянам без сопровождения туда соваться не рекомендуется. Все остальные могут попасть свободно. Сам монастырь находится в зоне C и никаких ограничений на его посещение нет. Кто-то берет такси из восточного Иерусалима и едет прямо до монастыря, кто-то спускается по пустыне от Иерусалима пешком. Но в основном израильтяне идут через пустыню пешком в обход или едут на джипах, обходя территорию, контролируемую палестинцами. От ближайшего израильского поселения до монастыря - 8 километров пешком в один конец, что не очень далеко. Идея пешего похода мне очень понравилась и я собрался в путь :)

Сначала я прочитал несколько описаний маршрута
malchik-zima.livejournal.com/7470.html
nehag-sus.livejournal.com/22909.html (тут особенно много про сам монастырь)
janataha.livejournal.com/55021.html

Потом пришлось вооружиться картами разобраться, как на самом деле попадать в монастырь (и на гору Мунтар мимоходом). Если пользоваться описаниями - то можно уйти куда угодно, только не в монастырь. Израильтяне категорически не любят карты и однозначные маршруты. Видимо это давняя традиция, заложенная еще Моисеем - меньше 40 лет в пустыне делать нечего! Я до сих пор помню, как мы ехали в гости и гостеприимные хозяева не могли продиктовать нам по буквам название улицы (никто из присутствующих в машине израильтян на слух не смог набрать правильно название улицы в навигаторе), зато ПОЛЧАСА пытались объяснить, как до них доехать ... где-то на третьем круге по городу я смог подобрать правильное сочетание букв и нашел улицу :) Так и в этом случае - "идите по разметке, и будет хорошо ... Али-Баба уже отметил нужный домик :)"

Про разметку: я уже писал, что израильтяне очень любят путешествовать по родной стране, и в пустыне много подготовленных маршрутов с размеченными тропами. В этой части пустыни - аналогично. Только разметка эта - один покрашенный камень на 500 метров. Если вы случайно пропускаете нужный поворот, где не было разметки, то потом можете уйти очень далеко. Без карты, навигатора или проводника соваться в пустыню не стоит.

В общем, карты были найдены, маршрут - понят, и мы стали собираться в путь. Сначала собирались вдвоем, потом группа увеличилась до 4 человек, потом присоединилась еще пара человек, потому что чем больше народу - тем страшнее всем становилось от обилия бродящих вокруг палестинских террористов ... в общем, в день X нас неожиданно оказалось человек 15, включая женщин и детей. А я хотел бодро пробежаться по пустыне спортивным шагом :)

Маршрут начинается от поселения Кейдар Даром (точка 1 на карте). На фото - утренний вид от поселения в сторону пустыни, с Иорданией на заднем плане.

Утро началось отлично ... как выяснилось, в этот же день от того же места отчаливал очередной ЖЖ-тур на 30 человек (люди, кстати, платят за то, чтобы их поводили по пустыне 150 шекелей, как за полноценную автобусную экскурсию через полстраны). Мы решили, что нас мало и мы быстрее, и договорились встретиться на час позже. Я умудрился проспать, попутчики решили меня подождать в р-не Иерусалима, потом одна машина потерялась, потом все укладывали бутерброды, потом дети писали на дорожку ... в общем, вышли мы не рано :) Все парковочные места внутри поселения были давно заняты, поэтому парковались снаружи, у ворот, как и большая часть тех, кто приехал до нас (там стояло уже несколько десятков машин)

База тех самых палестинских террористов, о которых нас предупреждали ... Мы были атакованы при первом же приближении. В роли террористов выступали дети, рассчитывавшими на нас поживиться. К счастью, до нас прошла большая группа и почти все желающие подзаработать увязались за ними ...

Пустыню можно фотографировать вечно ...

Тут могли бы быть фотографии верблюда на горе Мунтар (точка 2 на карте) и рассказ про сбрасываемого с нее козла отпущения, но за меня уже все достопримечательности сфотографировали другие авторы, и написали про все самое интересное.

Кстати, после горы Мунтар мы должны были повернуть в сторону монастыря на перекрестке, где заканчивается красная разметка и начинается зеленая. У меня в навигаторе не было карты (уже не помню почему - понадеялся на бумажную карту, которую взял один из попутчиков, а он убежал с ней вперед, пока я подгонял отставших детей), а в этом месте разметки на нашей дороге не оказалось вообще, а на перпендикулярной дороге оказалась почему-то черная, которую вообще никто не обещал. В общем, метров через 500 я понял, что мы идем не туда, догнал человека с картой, взял ее и мы повернули куда надо. Вывод из этой истории написан в самом начале.

Примерно так выглядят дороги в пустыне ...

"Туристы, постойте, я сейчас вас догоню" ... мальчик громко кричал и очень хотел поработать проводником и заработать свои 3 копейки ... Не получилось ...

А это уже домики жителей пустыни на берегах полноводного Кедрона, который течет от Иерусалима мимо Мар-Сабы и впадает в бурные воды Мертвого моря  ... Редкая птица долетит до середины Кедрона, но об этом мы поговорим ниже :)

А вот и сам Кедрон. Вид с тропы, отмеченной синей разметкой, до переправы. Если присмотреться, то на этой и следующих фотографиях видны благоустроенные пещеры, в которых жили отшельники. Дорога на противоположном берегу тут не видна - в этом месте она проходит выше по склону ущелья.

Сам монастырь находится на западном берегу ущелья, а мы пришли с востока и нам надо было перейти Кедрон. Мы перешли по переправе в точке номер 4 (о ней я прочитал в одном из отчетов). Но за километр до нее, когда мы только вышли на синюю тропу, нам повстречались очередные арабы, предлагавшие провести нас до монастыря по восточному берегу. Поскольку нормальной переправы возле монастыря никто не обещал, и хорошего спуска в ущелье - тоже, мы пошли по заранее запланированному маршруту по синей дороге. В итоге оказалось, что возле монастыря был все-таки нормальный новый мост, однако спускаться к нему без проводника с противоположной стороны от монастыря я бы не советовал (подняться можно).

Берега Кедрона ... Очень романтичное место, не правда-ли?

На противоположном берегу в верхней части кадра видна дорога.

А теперь пару слов о том, почему редкая птица долетит до середины Кедрона ... Дело в том, что бурный поток, который вы видите, берет свое начало не в горных источниках. Вся вода, которая вытекает из недр на поверхность, бережно собирается местным населением и используется в хозяйстве. А поток этот - канализационный слив восточного Иерусалима, с соответствующим видом, запахом и наполнением.

Вблизи ...

В общем, Кедрон мы благополучно перешли в точке 4 (правда там как раз не оказалось моста, который в очередной раз смыло наводнением, а были положенные в поток каменные плиты, но никто не утонул) и по противоположному берегу начали подниматься к монастырю.

Кельи в пещерах на другом берегу

Возле дороги обнаружилась очередная стоянка бедуинов. Услышав звуки, хозяйка выбежала на дорогу с едой ... Но мы спешили.

По дороге мы спокойно поднялись к монастырю (точка 5 на карте).

Как и было обещано, женщин в монастырь не пустили, и снимать на территории не разрешили (а зря - монастырь очень красивый и необычный)

Дорога подходит к монастырю сверху. От монастыря вниз идет отличный спуск к новому мосту, по которому можно перейти Кедрон и подойти к кельям на другом берегу. Подъем на противоположный склон ущелья сделан только до середины - дальше придется подниматься по осыпи.

С противоположной стороны открывается отличный вид на монастырь

Вид от монастыря на противоположную сторону:

очень хорошо видно, что вас ждет, если вы придете с той стороны. Но подняться наверх можно без особых проблем.

По первоначальному плану мы собирались пойти назад короткой дорогой вдоль Кедрона (отмечена черной разметкой на карте). Однако, пока дошли до монастыря, пока все посмотрели, потусовались и поели, выяснилось, что до захода солнца остался всего час, и нам светит быстро-быстро идти 8 километров по пустыне в темноте. Часть попутчиков утомилась, и возникла дикая идея попросить монахов вызвать микроавтобус, чтобы нас довезли до стоянки автомобилей. Вся пикантность этой идеи заключается в том, что дорога от монастыря до Кедар-Дарома проходит по желтой и коричневой зоне на карте (зона контроля палестинской администрации) и приличные израильтяне туда не лезут. После долгой беседы на тему "а вдруг нас поймают террористы и обменяют на 1000 политзаключенных" победила лень и такси было вызвано. Переезд стоил сущую копейку - что-то типа 20 шекелей с носа. Победив страх и почувствовав себя Джеймсами Бондами, попутчики осмелели настолько, что решили остановиться по дороге в Абидье, в самом логове терроризма, отведать свежего арабского хумуса посетить еще один монастырь. Однако, монастырь был закрыт.

В общем, без особых приключений, минут за 20 мы доехали почти до Кедар-Дарома. Почему "почти"? Потому что автомобильной дороги из зоны B к еврейскому поселению - нет, чтобы попасть в сам Кедар-Даром, нужно сделать крюк километров в 5 и проехать через чек-пост, куда не рвался ни наш таксист, ни попутчики, которым пришлось бы объясняться, что они делали в этом рассаднике терроризма. На самом деле прямая дорога была раньше (и никуда не делась), по после мирных соглашений и прочей интифады ее разгородили великой еврейской стеной с вышками и пулеметами, ограничив свободу передвижения мирного арабского населения. Ну вы про это, несомненно, слышали.

А вот и сама стена. Охраняющие ее боевые карлики куда-то спрятались.

Как несложно догадаться, граница эта достаточно условна. Машине этот забор пересечь тяжело, а пешеход его просто перешагивает и идет дальше. Машина тоже может объехать - по пустыне вдоль дороги, если водитель не боится нарваться на патруль.

Слева проходит дорога из одной арабской деревни в другую, справа - дорога между еврейскими поселениями. Когда-то тут был перекресток, а теперь - граница и великая стена.

Водитель высадил нас в этом замечательном месте и оставшиеся 500 метров мы дошли пешком.

Повторение вида, снятого утром, теперь - в закатном свете.

А теперь - карты.

Абсолютно бесплатная отличная топографическая карта Израиля on-line живет тут: http://amudanan.co.il/

у этого сайта есть приложение под iOS. Скорее всего навигация. Что из себя представляет - не знаю.

Скриншот (можете распечатать и взять в дорогу, масштаб указан в нижнем левом углу)

точки:

1. стоянка
2. гора Мунтар
3. Гиркания
4. удобное место переправы
5. монастырь

для навигации на любом смартфоне можете воспользоваться картами openstreet.org. По ним в этом районе ничего непонятно, но если вы уже изучили район по нормальной карте, то он вполне подойдет. Сами тропы отмечены, а отображения координаты пешехода на этой карте достаточно, чтобы не потеряться и не проскочить нужный поворот. Район можете посмотреть прямо на сайте:

А вот еще вариант того же openstreet, но с нанесенной разметкой троп (кстати, там не только Израиль, а весь мир - очень много пеших маршрутов в Европе, есть так же треки в Непале, правда не все)

выглядит он примерно так:

на этом сайте можно скачать и треки для отмеченных маршрутов и загрузить их в любой навигатор.

Рекомендации по маршруту:

1. выходить как можно раньше, особенно зимой, когда день короток (а летом туда лучше и не соваться).
2. начинать маршрут с короткой дороги к монастырю (черная разметка), это позволит перейти Кедрон по одному из мостов выше по течению, а не прыгать по плитам в канализационном потоке. Помните, что мосты там долго не живут и вы можете не найти мост, описанный в старом отчете. Кроме того, чем раньше вы придете к монастырю, тем проще его будет фотографировать - во второй половине дня в ущелье глубокая тень и при попытке сфотографировать монастырь с противоположной стороны ущелья низкое солнце светит прямо в глаз. В середине дня этой проблемы нет
3. назад можно уходить по восточному берегу, перейдя по мосту. Подъем вполне нормальный.
4. далее - гора Мунтар и Гиркания по вкусу. Вид в сторону Мертвого моря из эти мест намного интереснее в вечернем свете, чем в полдень.