В Южной Америке, в Амазонии, по сей день живут люди, чей быт и уклад не менялся тысячелетиями: первобытные индейские племена. Они из поколения в поколение занимались охотой, собирательством и примитивным земледелием, исповедовали традиционные культы божеств природы, не знали благ цивилизации и не прибегали к помощи современной медицины.
Лишь в последние десятилетия в их жизнь проникли автотранспорт, телефонная связь, телевидение и антибиотики. А также любопытные туристы. Одними из них стали Елена Срапян и Александр Федоров, которые рассказали «Ленте.ру» о жизни современных индейцев амазонских племен: о том, как они охотятся, занимаются сельским хозяйством, воспитывают детей и проводят свободное время.
Семья ашанинка — Фидель Лопес Шанкин, его жена Верна Лопес Агустин, их дети и внуки на реке около деревни Сардис, Перу. Ашанинка живут на юго-востоке Перу, в тропических лесах провинций Хунин, Паско, Уануко и Укаяли. Из-за политических конфликтов часть ашанинка мигрировала в бразильский штат Акри.
Ашанинка — не изолированное племя: они торговали с инками еще до высадки Франциско Писарро. При этом племя уделяет много внимания сохранению культуры: быт остается практически неизменным, традиционная одежда используется на праздниках и официальных мероприятиях, школы двуязычные.
Ашанинка все еще практикуют рыбалку с луком. Для нее используются специальные стрелы-гарпуны с тремя или двумя прямыми зубцами. Раньше стрелы изготавливались из дерева, но сейчас ашанинка используют металлические наконечники.
Чистота — одно из главных правил дома ашанинка: земляной пол подметают три-четыре раза в день. Сейчас ашанинка живут преимущественно в домах на сваях, но в традиционном жилище циновки из листьев кокосовой пальмы кидали сразу на пол.
Джеральд Даррелл, когда приезжал в Латинскую Америку в поисках зверей для европейских зоопарков, первым делом скупал деревенских домашних животных. С тех пор мало что изменилось: в деревне легко встретить разную экзотику, а попугаи всех видов живут почти в каждом доме.
Футбол — самое популярное развлечение в Латинской Америке. Деревни индейцев — не исключение.
У ашанинка сельское хозяйство очень развито, на своих полях-чакрах они выращивают более двадцати различных культур. Одна из самых популярных — какао: семена в сочной оболочке помещают в мешок, сливают сок, который пьют как освежающий напиток, а потом раскладывают содержимое мешка на солнце для сушки и ферментации. После какао-бобы продают в города, и там уже из них делают шоколад.
Распространенный продукт питания в Амазонии — личинки сури, пальмового долгоносика Rhynchophorus palmarum. Их достают из подгнивших пальмовых стволов, и едят во всех видах — живыми, сырыми, жареными во фритюре и на гриле. Говорят, что в сыром виде личинки нежные и сливочные, а обжаренными похожи на бекон.
Трехступенчатый водопад Ханириани находится около деревни Сан-Хуан де Дьос. Тропа проходит на месте заброшенной дороги: 15 лет назад здесь начали строить электростанцию, и жители деревни активно волонтерили на стройке: надеялись на бесплатное электричество. Но что-то пошло не так, станцию забросили, джунгли поглотили дорогу, а красивейший водопад остался на месте.
Индейцы тикуна — многочисленное племя, живущее на берегах Амазонки в Колумбии и Бразилии. Самый знаменитый ритуал тикуна называется «пелазон»: его проводят, когда одна из девочек племени достигает полового созревания. Ритуал многоярусный: сначала девочка находится в изоляции — раньше ее сажали в отгороженный сегмент общинного дома-малоки на полтора-два года, сейчас этот срок не превышает трех месяцев.
Сама церемония длится в среднем три дня, и один из ее этапов — танцы в костюмах духов леса и гор. Раньше церемония завершалась буквальным вырыванием волос девочки всех до единого — от этого и пошло современное название ритуала (pelo — «волосы» в переводе с испанского), но сейчас эту кровавую процедуру запретили.
Дом яномами в поселке Окамо, Венесуэла. Яномами живут по обе стороны от хребта Сьерра-Парима на границе Венесуэлы и Бразилии. Это самое традиционное племя Венесуэлы: яномами, населяющие Сьерра-Париму, все еще живут в общинных домах шабоно и плохо знают испанский язык. Но вниз по Ориноко и ее притокам картина иная: несколько лет назад венесуэльское правительство начало строить яномами дома и школы, проводить электричество и ставить генераторы.
Эти резкие перемены заглохли очень быстро: в стране начался затяжной кризис. Теперь яномами живут как будто на останках цивилизации, а стройматериалы, ЛЭП и генераторы, на которые не хватает бензина, либо проданы, либо используются совсем не по назначению. Традиционные дома же в некоторых общинах заменили хижины из пальмовых листьев и государственного шифера.
Так выглядят традиционные индейские племена в эпоху смартфонов.
Эту капибару зовут Камилла, и ей всего три месяца. Хозяин Эстебан Анхель разрешает туристам фотографироваться с Камиллой, но не больше пяти снимков в день — маленькая капибара устает. За фото Эстебан с Камиллой берут 5000 колумбийских песо (около ста рублей).
Эрардо Санчесу больше 60 лет, и он — один из редких жителей деревни Сан-Мартин де Амакаяку, которые все еще охотятся с духовым ружьем. Однажды он пустил стрелу с кураре так вертикально, что она вернулась и попала ему в лоб. Эрардо упал замертво, и спас его семилетний сын, который на себе принес папу обратно в деревню. Неизвестно, насколько правдива эта история, но яд кураре действительно мощный — этой небольшой баночки синьору хватает на восемь-девять месяцев.
Миграция в город — привычное явление для деревень, но в общине тикуна есть и обратное движение. Восемнадцатилетний Хорхе Эдуардо переехал в Сан-Мартин из Летисии — теперь он живет со своей девушкой Кариной и ее семьей, помогает по хозяйству, а по вечерам гоняет в футбол с местными пацанами.
В общине нечего делать после захода солнца, и телевизор — главное развлечение. Наравне с распитием масато — слабоалкогольного напитка из маниока.
Леса ваорани богаты дичью, а индейцы — прекрасные охотники. Когда-то у ваорани не было лодок, поэтому рыбная ловля никогда не была приоритетной. Зато по сельве они легко проходят 20-30 километров в день. До сих пор мясо свинок пекари и других животных составляет основу белковой части рациона ваорани.
Свежие комментарии