Названа в честь богини-матери Амба или Дурга, которую почитают раджпуты кулы (клан, род) Каччва.
По несчастливой случайности название крепости совпадает с английским словом "амбер" (янтарь).
Строительство крепости начал (1592) раджа Ман Синг I, командующий раджпутским корпусом в армии падишаха Акбкра.
Завершил строительство внук Ман Синга – раджа Джай Синг I. Крепость находится в 11 км от города Джайпур (столица штата Раджастан).Амбер – классический пример романтической раджастанской крепости, и построен по всем канонам раджпутского архитектурного стиля. При сооружении использовался местный материал, что позволило добиться необычного эффекта – природное и созданное человеком практически невозможно различить издалека.
Для раджпутского архитектурного стиля характерны безукоризненные пропорциональные линии, строгие, чёткие внешние формы. Однако массивные крепостные стены скрывают богатую внутреннюю отделку, изысканную обработку и украшения, недоступные случайному взгляду. Внутри крепости здания дополнены множеством балконов, забранных каменными решётками (джали), тонкими колоннами, соединёнными арками фестончатого контура, небольшими беседками (чатри) по углам крыш и навесов, а также зарешёченными арочными окнами, проделанными в стенах для усиления вентиляции. Во дворце своё истинное воплощение нашла мечта о рае, дающему усладу душе и покой сердцу.
Раджпутские крепости возводились по достаточно жёсткой схеме: центральную часть занимало многоярусное жилое здание – прасада, рядом с нею – одно- или двух- этажные павильоны, изолированные или представляющие собой крылья прасады.
В крепость ведёт широкая дорога, по которой до сих пор неторопливой поступью движутся слоны, доставляя туристов. Есть и большая лестница с необычно широкими ступенями для всадников, а не для пешеходов.
Территория дворцового комплекса Джаи Нивас делилась на три части:
Первая – служебный двор со стойлами, складами, арсеналом, дворцовой площадью и павильоном для официальных приёмов Диван-и-ам заканчивается, обрамлённой декоративной решёткой, террасой, с которой открывается грандиозная панорама окружающего ландшафта.
Вторая – один или два дворика с личными апартаментами (Сук Нивас- “Место Радости“). Здесь же находятся казна и маленькая частная часовенка.
Помещение охлаждается, текущей по устроенному прямо в полу каналу, который заканчивается небольшим водопадом, стекающим во внутренний садик (подражание мусульманским дворцам). Пол канала выложен чередующимися полосами белого и чёрного мрамора, напоминающий зигзагообразную волну, что ещё больше усиливает эффект струящейся воды.
Джаи Нивас выполнен из белоснежного мрамора и своими очертаниями напоминает павильоны падишаха в Агре. В Джаи Нивас расположены Шиш Махал (Зеркальный дворец) и Яш Мандир (Комната Славы), диван-и-кас, стены которого практически полностью покрыты различными рисунками.
Шиш Махал, а также расположенный выше Яш Мандир производят наиболее сильное впечатление. Их стены и сводчатые потолки покрыты инкрустацией с использованием маленьких зеркал, стекла и позолоченных плиток, причём узор выложен таким образом, что свет даже от одной зажённой спички создаёт потрясающий эффект звёздного неба.
На самом верху Джаи Нивас находится терраса Нат Махал. На ней с наступлением зимы проводились дарбары – заседания двора.
Расположенная недалеко занана (гарем) (третья часть)– настоящий лабиринт из спален, кладовок, служебных помещений, ванных комнат, кухонь и закрытых террас. Попадая в эту часть дворца, незримо ощущаешь былое присутствие махарани (великих княгинь) и кумари (княжён). Они вели уединённый образ жизни, обнаруживая себя только нежным звоном ножных браслетов, раздававшимся в глубине зананы.
Дворец жён махараджи; здесь размещались апартаменты дам, их детей и служанок, террасы и дворики для прогулок. “Зан” на фарси означает “женщина” В Индии наблюдалось огромное влияние культуры Персии
Крепость Амбер – пример для подражания крепости Лал Кила в Дели. Увидев дворцы Амбера, падишах Шахджахан воспылал ревностью и захотел такие же для себя. Согласно легенде махараджа Джай Синг велел замазать штукатуркой стены и потолки дворцов. Шахджахан забрал всех мастеров на строительство мавзолея Тадж Махал и крепости Лал Кила (1637) в Дели.
В Амбере, наряду с Биканером и Удайпуром, - самые красивые мозаики в Раджастане.
Очень впечатляет предрассветный вид Амбера, когда из полутьмы на фоне загорающегося издалека солнца вырисовывается общий абрис неба.
Амбер-кила (крепость)
вид на Амбер со стороны креп Джайгар
Подъём в крепость
Ганеша-пол (ворота Ганеши) 1640
Джали (Гагнеша-пол. Пол=ворота) Вид из галереи в Ганеша-пол Джали-резба по камню
Ганеша - бог удачи
Шиш-Махал Зеркальный дворец
Шиш-Махал
Шиш-Махал. Фракмент
Шиш-Махал. Бандарлоги
оз Маота (болото) и сад Кесаркьяри (шафрановый) Вечером ветерк с ароматом цветущих растений
дул на Амбер, сдувая запахи из конюшни и слоновника
Занана (гарем) Арам-баг (сад Радостей земных)
Занана. Личные покои раджи Ман Синга
Из книги сканировано (Диван-и Кас- личная приёмная. Здесь раджа принимал своих
министров, полководцев и придворных)
Прогуляться по Амберу можно, попав на ссылку
Приятного просмотра
Свежие комментарии