На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 361 подписчик

Свежие комментарии

  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...
  • Имя Фамилия
    СТАТЬЯ О ТОМ КАК БЛУДНИЦА УЧИТ БЛУДНИКОВ, КАК РАЗВРАЩАТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ИСЧЕЗАЯ КАК НАЦИЯ.Японцы не хотят р...
  • Run Николаева
    2 раза про Новосибирск  и ни разу-про Красноярск...10 самых красивых...

Таинственная Средняя Азия. Казахстан - Узбекистан - Таджикистан - Киргизия. Аральское море Часть 1

3043090

О Средней Азии мы не знаем практически ничего. Слышали что-то где-то когда-то, но не более. Вроде бы там были войны и революции. Там есть пустыни, но есть и горы. А еще высохшее Аральское море и кладбища кораблей. И вроде бы курортный Иссык-Куль. Собрав немного практической информации мы решили съездить и увидеть все эти чудеса своими глазами.

 

Часть 1. Дорога в страну Оз. Уральские степи.

Ураган подхватил девочку Элли и перенес ее в волшебную страну ОЗ
Краткое содержание сказки "Волшебник Изумрудного города" 
в моем исполнении :-)

Узбекистан в латинском написании пишется как Ozbekiston - отсюда и вспомнилась сказка про девочку Элли, которая в оригинале называется "Волшебник страны Оз". Почему мы поехали в Среднюю Азию - этот вопрос вызывает недоумение практически у всех. Курортов там нет, моря нет, ничего нет :-) так зачем туда ехать?

Начну с того, что живя в Крыму, к пляжному отдыху мы умеренно равнодушны. Ну т.е. любим, конечно, но имея море рядом с домом не зацикливаемся на этом, планируя отпуск. А от путешествий ищем прежде всего необычных впечатлений. Так вот в плане впечатлений Средняя Азия - это как полет на Марс, настолько там все необычное и непривычное нам, начиная от природы и заканчивая укладом жизни. И практически ничего мы про этот регион не знаем.

Слышали, что там были войны и случаются революции - но о текущем состоянии дел не в курсе. Знаем, что там есть горы и пустыни, Аральское море и озеро Иссык-Куль - но реального представления о красоте этих мест не имеем. Знаем, что там живут узбеки и таджики, работающие у нас гастарбайтерами - но не знаем ничего ни про узбекскую кухню, ни про восточное гостеприимство.

Еще один важный момент - в эти страны не нужно оформлять виз, а цены вызывают приятное изумление. Поэтому решено - отправляемся в Азию!

Маршрутом мы постарались охватить наиболее интересные места, но в силу огромных расстояний полностью все осмотреть, конечно, не смогли. Где мы побывали - в городах из восточных сказок - Хиве, Бухаре, Самарканде. На Аральском море. В Фанских горах Таджикистана. На озере Иссык-Куль в Киргизии.

Выезжаем из Самары и уже через пару часов мы на границе с Казахстаном. Несмотря на таможенный союз, и граница и таможня присутствуют - упростился только вывоз машины. На границе нужно получить миграционные карты, которые дают вам право находиться в Казахстане до 5 дней без регистрации.

Граница пройдена и перед нами казахские степи. Дороги отличные, но скорость следует соблюдать, ибо штрафы за превышение три-пять тысяч рублей (!!!). На практике, во всей Средней Азии действует принцип, что "взятка есть образ жизни и основа экономики" :-) поэтому любой штраф оплачивается на месте в размере "пол-цены". Но все равно, суммы остаются внушительными. Также важный момент - забить на штраф не получится, т.к. водительские права изымаются до уплаты (это если официальным путем идти).

Подъезжаем к Уральску и видим очень необычную картину - наводнение в степи. Действует принцип "то пусто, то густо" - 10 месяцев в году засуха, зато весной получите половодье.

Наводнение в степи

Казахские степи реально бескрайние. Едешь и едешь, десятки и сотни километром один и тот же пейзаж за окном. Кажется, что вообще на месте застыл.

Степи Казахстана. Пейзаж не меняется на протяжении многих часов езды.

Верблюды в Средней Азии - это примерно, как у нас коровы. Обычное животное

Казахское кладбище

 

Часть 2. Дорога в страну Оз. Атырау.

Какое море?! В Атырау нет моря!

Атырау или бывший Гурьев - город расположенный на месте впадения реки Урал в Каспийское море. В нашу "большую" азиатскую поездку мы здесь только переночевали, но годом ранее ездили сюда на пару дней. Поэтому небольшой фотоотчет сохранился. 

Итак, Атырау - вполне симпатичный, чистый город, с широкими улицами и проспектами, аккуратный и ухоженный. Гостиницы недешевые, как и везде в Казахстане. Для проживания выбираем гостиницу Каспий - цена 12000 теньге (около 2400 рублей) за двухкомнатный номер, если ничего не путаю.

Глядя на карту видно, что Атырау стоит практически на берегу Каспия. Естественно, возникло желание посмотреть на Каспийское море. Мне, правда, говорили, что в Атырау моря нет - но я подумал "Фигня! Кто ищет, тот найдет! Возьму местного таксиста в конце концов, уж они то точно дорогу знают".

Таксиста то мы нашли, да только на вопрос про море он полностью завис... потом начал кому-то звонить, потом сказал: "Могу отвезти вас на дамбу. Больше не знаю куда". Ну дамба, так дамба.

Вот это историческое место :-) Подвезя нас к болоту, наш проводник неопределенно махнул рукой вперед и сказал "Море там!". До Каспия где-то 5 километров, ближе подобраться можно только на лодке.

Как я позже прочитал, уровень воды в северной части Каспия за последние 100 лет менялся неоднократно, причем на много метров. Так что здесь нет не только выхода к морю, но даже и постоянной береговой лини. За многие километры до моря начинаются камыши, болота, озера, которые уже плавно перейдут в собственно море где-то там, за горизонтом.

Прямо в болте, в воде по колено, стоит рыбак и таскает из воды двухметровых осетров. На пригорке стоит рыбнадзоровский патруль и охраняет "своего" рыбака :-)

Солончак

А это джингил - местное растение, которое умудряется произрастать на чистой соли. Понятно, что корни уходят на много метров в глубину, доставая видимо до грунтовых вод. Но все равно смотрится удивительно - как может что-то расти на чистой соли.

Река Урал. Мутная, протекающая среди пустынных берегов, но по своему красивая

А это местная достопримечательность - мост, соединяющий Европу и Азию (граница частей света проходит сначала по Уральским горам, а потом по реке Урал).

Мечеть

 

Часть 3. Дорога в страну Оз. Узбекистан.

- Насколько у Касым-хана одна нога была короче другой?
Вопрос из ЕГЭ по казахской истории :-)

Выезжаем рано утром. Нам предстоит перегон в 1000 километров от города Атырау в Казахстане до города Нукус в Узбекистане. На всем этом гигантском расстоянии нет ничего - вообще ничего. Только степи, полупустыни, песок и лишь временами маленькие глиняные деревушки.

При подъезде к южной границе Казахстана мы сталкиваемся с первым очень сильным впечатлением. ЭТО ВЕТЕР. Такого ветра мы не видели нигде и никогда. Возможно в бурю, в каких-то кратких порывах - здесь же он дует с ровной, неиссякающей силой. На него реально можно опереться - встать под наклоном и ветер будет удерживать вас в таком положении. Машина по асфальту едет с нагрузкой, как-будто по глубокому песку.

Невольно вспомнился глупый детский анекдот. "Возвращается поручик Ржевский с улицы, весь мокрый. Поручик, там что - дождь? - Нет, ветер". Извините за негигиенические подробности, но если сходишь здесь в туалет - то земля остается сухой, т.к до нее ничего не долетает, уносясь вдаль мелкодисперсной пылью - вот такой силы ветер дует в волшебной Стране Оз.

Ну ему-то до ветра дела нет, не зря же его назвали кораблем пустыни :-)

Ближе к Бейнеу, это последний населенный пункт в Казахстане, мы попадаем в песчаную бурю.

Песчаная буря.

То, что на фотографиях - это цветочки, еще только начало. Главное осталось за кадром. Чуть позже поднялась такая песчаная пыль, что видимость упала почти до нуля - как в густом тумане, передвигаться возможно только закрывая тканью глаза и нос - и все равно полный рот, уши, нос и глаза песка.

Но это полбеды. Засада в том, что в Бейнеу трасса заканчивается и до узбекской границы идет 80 км. грунтовки.А как ехать-то по грунтовке в пустыне, когда видимости нет?! Иду к дальнобойщикам и спрашиваю насчет дороги. Мне отвечают дословно следующее: "Езжай, страшное место - дорога в никуда. Но не заблудишься. Там не грунтовка, а грейдер, со следами бетонки - т.е. никуда в сторону не свернешь". С некоторым страхом отправляемся дальше - и удивительно, через 500 метров после Бейнеу, ветер остается, а песчаная пыль исчезает - видимость отличная. Кроме того, движение по этой дороге есть, не так чтобы оживленное, но достаточное. В общем оказалось совсем не страшно.

Вот она - дорога в никуда

Практические сведения о проезде через Устюрт и пересечению казахско-узбекской границы. Как я уже и писал, от Бейнеу до границы идет 80 км. вполне приличного грейдера. На узбекской стороне - 300 км. отличной новой трассы и еще 100 км. зоны ремонтных работ, где быстрее 30 км. в час не поедешь.

Первый вопрос на казахской границе "Че мне дашь?" Вам может непонятно о чем идет речь, но суть проста - нужно дать магарыч солдату на въезде, иначе ждать своей очереди будете долго. Дали по 300 рублей с машины (мы ехали с друзьями на двух машинах) - как мы потом поняли, это очень шикарная взятка, достаточно было бы рублей 50. 

Ну а дальше еще проще. Нам так прямо и сказали:

- Так вы туристы? Ну значит понимаете, что Восток - дело тонкое. Нужно немного подмазать и быстро поехать. Итого, еще по 500 руб. и нас довольно быстро оформляют и выпускают.

На Узбекской стороне взяток не берут и не просят, но процедура прохождения более долгая и нудная. Обязательно нужно задекларировать всю валюту с точностью до копейки(!). Затем оформить ввоз машины. 

От Бейнеу до Нукуса 500 километров и ни одной заправки. Теоретически можно купить бензин на границе и на узбекской стороне в городке Кунград (там делают какой-то ужасный бензин "из конденсата" - не знаю что это такое, но местные категорически не рекомендовали его использовать). Кстати, можно купить - но точно также бензина в этих точках может и не оказаться. Так что рассчитывайте на автономный 500-км перегон. Мы везли канистру с бензином. 

По дороге до Нукуса два или три блок-поста, там номера машин вносят в какую-то книгу. Также, каждый гаишник на всем пути нас обязательно останавливал. Но удивительно - не с целью содрать денег, а чтобы - дословно - "Поприветствовать вас в нашем солнечном Каракалпакстане!". Приятно, черт возьми. 

Скоростной режим в Узбекистане 90+10, штрафы если что официально оплачиваются на месте (наличными, по квитанции. Или без квитанции за пол цены). Тонировка полностью(!) запрещена, даже задних и боковых стекол.

Поздней ночью, скорее уже утром приезжаем в Нукус. На следующий день нас ждет главная цель путешествия - Аральское море!

 

Часть 4. Плато Устюрт.

«Лучше сто арестованных, чем тысяча убитых». 
Крылатая фраза Ислама Каримова, бессменного президента Узбекистана

Немного практической информации. Аральское море ушло от своих берегов уже на 200 километров. Дороги к морю - это около 200 км. грунтовок через плато Устюрт, по абсолютно пустым и безлюдным местам. По некоторым данным, Устюрт является одним из самых малоизученных мест на нашей планете. Во многом, даже джунгли Амазонки или Африки исследованы более подробно, чем Устюрт. Таинственное место, как ни крути.

Для поездки мы нанимали джип с водителем. Экскурсия минимально на два дня, стоимость нам вышла около 600$.

Меня часто спрашивают - зачем было ехать на своем внедорожнике, чтобы потом нанимать аналогичный за немаленькие деньги? Отвечаю так. Во первых, углубляться на 200 км. в пустыню, не зная дороги - это какой-то нереальный риск, как для меня. Во вторых, даже если и получиться добраться до Аральского моря с помощью GPS - то увидите вы его сверху, с километровой высоты Устюрта. Спуститься к воде, без знания местных дорог будет нереально - а спросить, как вы сами понимаете, не у кого :-) Поэтому поездка с местными не только оправдана, но и практически неизбежна.

В интернете вы найдете массу предложений туров на Аральское море. В основном это посредники, у которых нет ни своих машин, ни своего снаряжения, а которые просто сводят вас с конкретным водителем, прибавляя к цене поездки сотню-другую долларов.

Ну дело даже не в этом. Мы сдуру заказали не только экскурсию, но еще и размещение в Нукусе, и с этим делом наша "турфирма" здорово накосячила. Поэтому если вдруг кто соберется ехать на Арал (или может попадет на эту страничку в поисках информации) даю прямые координаты нашего водителя: Баха - +998907091074, второй телефон Султанбек - +998617800236. Это будет дешевле и без косяков. Я не против посредников, если они честно выполняют какую-то полезную работу... а кормить хитровывернутые турфирмы не стоит.

По общему мнению нашей компании, Аральское море - это самое сильное впечатление от всей поездки. Это дорого, сложно в организации - но оно того стоит. Однако, перед тем как доехать до моря мы пересекаем плато Устюрт - место, которое также заслуживает отдельного рассказа, чему и посвящена данная глава.

Выезжаем из Нукуса и движемся к Устюрту. За окном - пустынные узбекские пейзажи

И вдруг появляется какое-то неуловимо знакомое чувство... как-будто я здесь уже когда-то был...

Черт возьми! Да это же "Затерянный Мир" Конан-Дойля. Вот оно! То таинственное плато, на которое не могли взобраться герои романа!

Поднявшись на плато едем к озеру Судочье. В принципе, оно было частью Аральского моря когда-то. Но море ушло, а озеро осталось, т.к. сюда впадает какой-то ручей, не дающий ему пересохнуть. Здесь даже водится рыба. Т.к. выехали поздно, вниз не спускаемся, смотрим все сверху.

Озеро Судочье.

Устюрт - плоская как стол бескрайняя равнина. Однако и здесь идет работа - газовики и нефтяники исследуют и разрабатывают плато.

Могилы чабанов, очень старые, однако точный возраст не скажу. Когда-то эти пастухи пасли здесь скот, здесь же и похоронены.

А здесь сохранился родовой знак - это что-то вроде фамилии в тогдашнем обществе

Это не соль, как может показаться. Известка, осталась от древнего мирового океана

Каньоны Устюрта. Мощное зрелище.

 

Часть 5. Аральское море.

Из заголовка газетной публикации:
"Владимир Путин оправдал доверие Ислама Каримова"
А мужики-то не знают :-)

Высыхание Аральского моря - результат советского аграрного эксперимента. Воды рек Амударья и Сырдарья были направлены на орошение сельскохозяйственных земель, но... не рассчитали маленько. Так бывает :-) Должно было хватить и сельскому хозяйству и морю, но пустыня "выпила" значительную часть воды и до моря Амударья теперь не дотекает. В принципе Арал можно было бы оживить, если полностью отказаться от орошения из Амударьи, но это экономически не выгодно, т.к. рыболовный промысел на Аральском море даст много меньше, чем сельское хозяйство.

Нужно сказать, что Аральское море мелеет уже не первый раз в своей истории. Несколько лет назад на освободившемся "морском дне" нашли древние захоронения, явно делавшиеся "по сухому". Т.е. несколько тысяч лет назад Аральского моря не было и возникло оно, видимо, из-за изменения русла реки Амударья, которая в древности впадала в Каспий, а потом поменяла свое течение.

Сейчас море "умерло" - вода еще осталась, но соленость его достигла таких пределов, что никакие живые организмы в нем уже не выживают.

Движемся по Устюрту - и вот наконец-то!

Первый взгляд на Арал

Под нам расстилается лунный пейзаж. Неровности рельефа, которые вы видите внизу, на фотографии - на самом деле скалы метров по 70 высотой. Просто мы стоим на верхнем краю Устюрта, а это так высоко, что масштабы стираются.

Спускаемся вниз, к воде

Я уже писал, что море отступило от своих берегов на 200 км. Но не везде. Здесь Устюрт обрывался сразу в Арал и глубина была более 30 метров, сразу от берега. Поэтому здесь Аральское море осталось практически в своих границах, просто с высыханием уменьшалась глубина.

Представить, понять и осмыслить, как столько воды могло испариться - невозможно. И ведь это не какое-то озеро, пусть глубокое, но маленькое. Это МОРЕ - т.е. такой слой воды уходил за горизонт... и все исчезло.

Погода была не так чтобы теплая, но не искупаться мы не могли

Да, на этом пляже не найдешь торговцев пахлавой :-) До ближайшего поселка газовиков - 50 км пустыни., а до обычных поселений - более 200. Заход в море очень мелкий, отойдешь метров на двести от берега - а воды по колено. До большей глубины добраться так и не удалось. 

Арал - абсолютно загадочное место, чувствуешь себя на другой планете. Кажется, если вот из-за соседней скалы выйдет динозавр - то этому и не удивишься, где же ему еще-то быть, как не здесь. Настоящее место на краю света. Я не склонен к мистике, но...

Перекресток миров - это про Арал

Чем больше смотришь, тем сложнее уйти... не отпускает

Рассвет на Аральском море

И немного панорам

Наш лагерь на берегу высыхающего моря

Как ни смешно, но мы оказались не единственными туристами в этом месте. Наша машина - белый Гелентваген слева, а на ЛандКрузере приехала немецкая семья (машины арендованные, экскурсионные).

Немец тот прекрасно говорил по русски, работал в Москве. Вечером, состоялся интересный разговор. Речь зашла о его впечатлениях от России, ну и само собой от наших чиновников. Я его спросил:

- Ну а в Германии как? Ведь в Европе даже поговорка есть, "если в аду существует бюрократия - то она немецкая"?

- Да, у нас бюрократия тоже ого-го. Но у нас все четко. Вот список документов, который нужно собрать. Вот сроки. Если вы заказали справку - то она будет готова день в день и вам ее вышлют по почте или позвонят. Т.е. процесс может не быть простым, но он будет четким и понятным. А в России - даже сами чиновники не знают точно, что им нужно и как это оформлять. О сроках же речи и вообще не идет.

Трудно не согласиться

 

Часть 6. Муйнак - умирающий порт на берегу несуществующего моря.

Плохие дни будут хорошими, дурные люди хорошими не будут
Узбекская пословица

С Аральского моря мы уезжаем другой дорогой, чем сюда приехали.

Грунтовка по дну моря

А здесь уже асфальтовая дорога. Напомню - мы едем по бывшему дну Аральского моря

Въезжаем в Муйнак.

Муйнак в свое время был одни из двух главных грузовых и рыболовецких портов Аральского моря. Жизнь здесь кипела. Но потом море стало уходить. Поначалу это просто усложнило жизнь, но рыболовецкий промысел продолжался. Затем соленость моря превысила некий порог, исчезла рыба. В Муйнаке был крупный рыбоконсервный завод и пока существовал СССР он продолжал работу, даже в отсутствие рыбного промысла - на привозном сырье. Потом и это закончилось и в городе не осталось абсолютно ничего. Нынешнее население Муйнака в несколько раз меньше того, что было раньше. За счет чего выживают местные жители - я ума не приложу... наверное сельское хозяйство, охота, рыбалка в Амударье да поездки на заработки в Россию.

Сам город производит очень приятное впечатление. Какой-то такой мирный, неторопливый, затерянный в пространстве и времени.

Главная достопримечательность - знаменитое кладбище кораблей на Аральском море.

Музей Муйнака и Аральского моря. Харизматичное местечко, ощущение, что перенесся назад во времени лет на 30-50, в СССР брежневской эпохи.

Аральское море осталось не только в старых фотографиях, но и в картинах художников. Вот таким оно было раньше...

Рыбные консервы, который выпускал Муйнак.

Устье Амударьи - предмет мошенничества и обмана доверчивых туристов :-) Я уже писал, что река не дотекает до моря. Тем не менее, в конце своего пути Амударья образует довольно обширное озеро, к тому же оно огорожено дамбой, чтобы уменьшить площадь испарения.

Так вот, предприимчивые таксисты за вполне умеренную плату возят сюда туристов, желающих увидеть Аральское море. Ну а что, Амударья впадает в Арал, так? Это "конец" Амударьи, так? На значит это и есть Аральское море, чего уж там. " - И это ваш мальчик? - Кто скажет, что это девочка - пусть первый бросит в меня камень!" (с) Остап Бендер :-)

Устье Амударьи

 

Часть 7. Немного практической информации про Узбекистан.

Не трать слов на глупца, не забивай гвоздь в камень.
Узбекская пословица

Валюта Убекистана - сумы. Курс примерно 1 рубль - 80 сум, 1$ - 2400-2600 сум. Официальный курс (тот, по которому меняют в банках) - занижен в полтора раза, поэтому все обмены ведутся с уличными менялами.

Самая крупная купюра - 1000 сум, т.е. примерно 10 рублей. Поэтому по магазинам тут ходят с авоськами денег, а сами деньги считают не купюрами, а пачками :-)

Цены на местные продукты низкие, на импортные (всякие бананы, шампуни, шоколадки) - примерно как у нас. Еда в кафе - свежая и вкуснейшая, вообще очень замечательная кухня. Цены в кафе смешные. После возвращения с Арала пошли поесть. Нас было 5 взрослых и 2 детей, итого 7 человек.  Поели шашлык, салаты, пиво, десерты детям... ну и т.д., наелись на сутки вперед. Счет составил менее 700 рублей (!!!) на семерых.

Или другой случай - несколько порций шашлыка в кафе + пиво обошлись в такую же сумму, как два мороженых, жвачка и шоколадка. Я сначала даже не понял, что за безобразие :-) потом дошло - шашлык и пиво - местные. Мороженое, шоколад и жвачка - импортные.

Отдельно нужно сказать про плов - это все таки своеобразный бренд Узбекской кухни. Оказывается, найти его не так-то и просто, едят его здесь до 10 утра, позже уже нигде нет.

Удивили цены в парке аттракционов (всякие советские развлечения, "чертово колесо", "ромашка" и другие карусели) - 6 рублей с человека!!! Дети катались, пока сами не запросились домой :-)

Бензин - 20 руб./литр, в наличии только 80-й. В Каракалпаккии вообще никакого не было - пустые заправки. В этом случае нужно поспрашивать местных, у кого-то запас бензина на такой случай будет обязательно (чуть дороже, конечно). Нам бензин привез Баха, наш водитель, который возил на Арал.

На дорогах много блок-постов, постоянно куда-то записывают данные машин и паспортов. Но все культурно, даже чаем угощают... и это гаишники, непривычно как-то :-)

В каждой гостинице вам выдадут регистрационные талончики, их нужно сохранять обязательно - на выезде это будет проверяться.

 

Часть 8. Города из восточной сказки. Хива.

Реконструкция по узбекски. 
Тысячелетние древности 2010 года посторойки.

От Нукуса до Хивы совсем недалеко, но по дороге мы впервые пересекаем Амударью. Когда-то великая река производит грустное впечатление и позволяет еще раз оценить масштаб проблем на Аральском море.

Амударья - посмотрите, какой ширины русло и сколько в нем фактически осталось воды

Все достопримечательности Хивы расположены очень компактно - в "старом городе", за крепостным стенами. Причем сам этот старый город - жилой, т.е. там есть жилые улицы и есть гостиницы, так что при желании можно остановиться в самом центре города-музея.

Здесь нужно сказать, что узбекские древности не всегда древности. Действительно, многое сохранилось со времен Тамерлана в достаточно неплохом состоянии и прошло лишь легкую реставрацию. Но многое и построено современными методами с нуля, лишь по древним зарисовкам и эскизам. 

Заходите, заходите в обсерваторию Улугбека! Даром, что ее полностью разрушили 600 лет назад. Нет-нет, мы не строили ее заново, мы слегка подновили только :-)

Как относиться к такой "реконструкции" мне не совсем понятно. С одной стороны, это некоторый обман туристов. С другой - подойти к груде камней и прочитать надпись вида "здесь когда-то было что-то" - это не то. А в узбекских городах воссоздана настоящая атмосфера восточных сказок, не музейная, а именно настоящая - ведь музеем здесь является целый городок, по которому можно гулять, смотреть и даже жить. По моему мнению - я в таком случае рад "обмануться" :-) 

Туристов, кстати, в Узбекистане на удивление много. Мы видели и французов, и немцев, и японцев, и даже исландцев. Не видели только россиян, кроме трех москвичей, прилетевших в Узбекистан на "тур выходного дня".

Хива - стены старого города

О мечтах, которые сбываютсяВ каком-то из рассказов про Узбекистан я читал о чудесном рыбном ресторане, в городе Хива на берегу Амударьи. В некотором роде это стало одним из "пунктов" поездки - найти этот ресторан. Меня даже не смутило, что от Хивы до Амударья порядка 70 километров :-) Но на вопрос о рыбном ресторане таксисты не смутились... и отвезли нас некое подобие рюмочной. Простенько, несколько грянзовато, ну и вместо Амударьи - арык с мутной водой. Правда рыбу тут действительно готовили, вылавливая прямо живую из садков, и готовили просто отлично. В общем этот "ресторан" служил темой шуток для всей компании на текущий вечер :-) 

Хива.

Как говорил Винни-Пух: "У меня правильнописание хромает. Оно хорошее, но почему-то хромает."

В музее

Про медицину и узбекскую широту души. Вечером второго дня у нас тут беда приключилась. Катька вытащила из сумки ртутный градусник и благополучно его разгрызла. Блин, ну в 4 года не ждешь от ребенка таких сюрпризов. Я вообще-то знал, что металлическая ртуть не опасна при проглатывании, а опасны только пары при вдыхании.... но не не был в этом полностью уверен. Узбекские же медики сказали однозначно - промывать.

Скорой помощи в Хиве нет. Нас местные отвезли на своей машине. Врач по русски не говорил и долго совещался о чем-то с нашим сопровождающим. Оказалось, боится связываться с иностранцами. Наконец, получив наши заверения, что мы не будем иметь никаких претензий и понимаем, что "ребенок будет плакать на процедуре", промывание провели.

Деньги я забыл в гостинице, поэтому все что нужно оплатили наши местные провожатые (набор для промывания и все такое) - а это по узбекским меркам не такие уж и маленькие деньги. И по возвращении в гостиницу  - категорически! - отказались взять с нас деньги. Не только в качестве оплаты за машину, свое время и т.д., но и даже за аптечные траты. "У нас у самих трое детей, как мы можем брать деньги за помощь". И мне кажется, такое отношение - это не исключение, а отличительная черта всей узбекской нации... очень широкие и щедрые люди, не остающиеся равнодушными.

Касаемо ртути, я на следующий день таки посмотрел в интернете - действительно не опасно, в средние века ее использовали как слабительное. Хватил полстакана и она балластом прочистила весь кишечник. Внутри ртуть испаряться не можем, а в жидком виде ни в какие реакции с организмом не вступает и не всасывается, так что вреда нанести не может.

 

 

9. Города из восточной сказки. Бухара.

У каждой хорошей вещи есть своё "но", а у каждой плохой - своё "однако".. 
Узбекская поговорка.

От Хивы до Бухары около 500 км. пути и тоже без заправок. Канистра с собой была, но дозаправляться не пришлось - хватило тютелька в тютельку, до центральной площади доехали уже на "лампочке". Дрога более менее, за исключением одного 100-км. участка - там дороги просто нет, идет прокладка через пустыню. Вообще, во всех странах Средней Азии идет МАСШТАБНОЕ строительство дорог. Причем строят не как у нас, а по нормальному - льют бетонную подушку, поверх которой кладется асфальт. Так что через пару лет там будут шикарные автомагистрали. На данный момент, однако, отличные участи новых дорог чередуются с полностью разбитыми. 

Уникальное инженерное решение - железнодорожно-автомобильный мост. Ездят по нему по очереди, на въезде сидит регулировщик и контролирует, кому ехать - поезду или автомобилям :-)

Дорога проходит через пустыню Кызыл-Кум (не путайте с Кара-Кумом - тот в Туркмении). За время нашего путешествия мы уже привыкли к огромным пустынным пространствам, но до сих пор это были степи и полупустыни, так что Кызыл-Кум - это первая "настоящая" или "официальная" пустыня :-)

Кызыл-Кум - бесконечные километры песка впечатляют и навевают какой-то страх

Бухара - красивый город, но для нас все прошло как-то несуразно. На главной площади Ляби-Хауз идет полноценная стройка - реставрация по узбекски, которую я уже описывал в предыдущей главе. Сносят все до основания и будут строить согласно историческому образу города. Посетили дворец эмира и комплекс мавзолеев Чор-Бакер (последнее без фотографий, т.к. не уследили за зарядкой фотоаппарата). 

Я уже писал, что в Азию мы поехали с друзьями на двух машинах. В Бухаре второй экипаж поворачивает обратно в силу более короткого отпуска. Дальше мы едем сами и впереди у нас еще 20 дней путешествия и 2 исключительно интересные страны - Таджикистан и Киргизия.

Дворец Эмира Бухары

В магазине кукол

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх