На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 354 подписчика

Свежие комментарии

  • Кулинарные рецепты
    Вот интересная статья по этому поводу https://poolka.ru/весенний-отдых-на-даче-как-правильно-о/Весна на даче: че...
  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...

Удивительно, что ГУМ не снесли

ГУМ строили как мечту, образец будущей архитектуры Москвы. 1954 год

На прилавках книжных магазинов Москвы появилась «Энциклопедия ГУМа», составленная историком и искусствоведом Григорием Ревзиным. В двухтомном издании раскрываются многие секреты главного магазина нашей страны — за что ГУМ любили и почему завидовали, как соседствовала элитная торговля и спекуляция и почему многие до сих пор помнят вкус особого мороженого в вафельных стаканчиках. МОСЛЕНТА в числе первых прочитала новую книгу и выбрала самое интересное.

О московской утопии

«Представьте себе на минуту, что вам нужно одним рывком, за пять лет, превратить такой майдан в самый большой, модный и продвинутый универмаг Европы. И сделать это, соблюдая интересы тех, кто торгует на майдане, и в соответствии с действующим законодательством, которого люди не понимают, которому не верят и которого боятся. Тогда вы поймете уровень менеджерских задач, которые были решены при строительстве Торговых рядов.

Это был проект, соединивший в себе высшие достижения урбанистики, инженерии, бизнеса и менеджмента, совершенно беспрецедентный для России проект, осуществленный быстро, уверенно, так, будто бы таких Рядов мы уже построили десятки и прекрасно знаем, как и что делать. То есть это было, чего уж говорить, чудо, редкая получившаяся в России утопия».

О Сталине

«ГУМ мог не соответствовать его личному вкусу. Товарищ Сталин был хорошо обучаемым эстетом-архаистом и ориентировался на образцы высокого аристократического стиля «золотого века» Российской империи. Что в литературе, что в театре, что в музыке, что в архитектуре он терпеть не мог проявлений буржуазного века и норовил проскочить непосредственно к пушкинской эпохе, а то и пораньше, к Петру Великому. Архитекторы и искусствоведы его времени «русский стиль» считали образцом безвкусицы и могли его научить, что аристократично, а что по-купечески.

ГУМ продавал не только товары. Он продавал надежду на то, что все у нас получится

Да и если посмотреть на его Генплан Москвы — с уничтоженным Охотным рядом, со снесенным храмом Христа Спасителя, с непостроенным Дворцом Советов и построенными гостиницей «Москва» и зданием Совнаркома — то понятно, что ГУМ в эту картину категорически не вписывался. Кудрявый какой-то. Удивительно на самом деле не то, что он хотел снести ГУМ, а то, что в итоге ГУМ не снесли».

О значении в истории

«ГУМ стал символом оттепели потому, что собрал в себя очень разные смыслы. Это был поворот к производству товарного изобилия, и в этом смысле поворот от Сталина. Это было возвращение к НЭПу, символом которого он был в 1920-е годы, — по недоразумению это называлось тогда «возвращением к ленинским нормам». И это была вера в прогресс, последняя надежда на построение коммунизма в СССР. Новый хрущевский ГУМ продавал не только товары. Он продавал надежду на то, что все у нас получится».

О сочетании несочетаемого

«В замысле Микояна, который он реализовал в хрущевские времена, было зашито противоречие. Он заимствовал формы американского универмага, не различая элитарных и демократических институтов: видимо, полагал, что при переносе в коммунистическое общество эти различия уничтожаются. Торговый зал самообслуживания с кассой — форма демократическая, магазин готового платья с системой квалифицированных продавцов-консультантов в пропорции один продавец на одного покупателя — это бутиковая торговля . В ГУМе они жили вместе. Продажа выкроек по копеечной цене в отделе тканей — это «сделай сам», а рядом существовал Демонстрационный зал с живой музыкой и рецензиями искусствоведов.

В ГУМе одно было продолжением другого. То же самое и с продуктами: невозможно представить себе, как заставить функционировать рядом очередь за колбасой и систему, где ты проходишь мимо прилавков, бросаешь продавцам: «Окорок порежьте и заверните» - и идешь выбирать сыры, а тебе вослед все это взвешивают, расфасовывают, собирают в одном месте, и ты там расплачиваешься за все сразу».

ГУМ походил на магазин «Сделай сам». Покупатель в этом магазине — не потребитель, но некий соучастник

О легендарной «200 секции»

«Двухсотка» была государственной тайной, осознавалась как нечто не подлежащее огласке. У входа в секцию с Красной площади размещался особый пост милиции, внутренний вход из отдела «Ткани» был тщательно замаскирован, продавщицам были даны строжайшие инструкции относительно процедуры допуска в товарный рай.

…Как ни странно, женам членов политбюро не очень-то нужен был этот элитарный магазин готовой одежды: во-первых, у них были слишком нестандартные фигуры, во-вторых, в тех редких случаях, когда они появлялись на людях, по протоколу они должны были быть одеты в индивидуально сшитые платья. «Двухсотка» была желанна и как воздух необходима как раз тем, кого туда почти не пускали — актрисам, дикторам телевидения, балеринам, манекенщицам».

6fbcb6f429643cc53171983636a9bc93bf4b0383

Показ мод в ГУМе. 1963 год. Выкройки для моделей, представленных на показе мод, можно было также купить в ГУМе

О моде как об искусстве

«Гумовское ателье создавалось с размахом. Ему была присвоена категория «люкс», и было доступно преимущественное распределение тканей, которые в других ателье достать было невозможно: муар, парча, тафта, добротная шерсть, ритин, атлас и, входящий в моду, капрон. Близость к Кремлю создала здесь очередь из женщин государства, которых не смущала наценка в 70% на обслуживание даже по сравнению с ателье «первого класса». Здесь обязаны были знать гардеробы клиенток и не повторяться в фасонах, поэтому неудивительно, что в конечном итоге на основе того ателье возник методический центр индивидуального пошива.

От желающих попасть на показ мод в 1950-60-е не было отбоя: на лестнице перед входом в Демзал выстраивались очереди. Войти сюда мог любой покупатель, хотя вход был платным — 50 копеек после реформы 1961 года. Сначала показы шли один раз в день, но с конца 1950-х годов число сеансов было увеличено до двух или трех ежедневно. Таким образом, единственное в Москве зрелище с живой модной музыкой и девушками, одетыми в настоящие модные туалеты, могли наблюдать до тысячи человек в день.

Однако весь этот эксклюзив был намеренно поставлен на поток. Во-первых, зрители могли тут же купить журнал с моделями или даже сразу выкройку. Во-вторых, ничего не покупая, можно было просто что-то зарисовать для себя (что строжайше запрещалось в европейских домах высокой моды). Это было нечто среднее между фабричным конвейером и культпросветом, лекцией по ликвидации безграмотности в области модных тенденций, только вместо слайдов — живые манекенщицы».

О советском модном платье

«В отделе готового платья другие нормы, там, по замыслу, на каждого покупателя — свой продавец-консультант, потому что выбрать вещь самостоятельно — это трудно, человек запутается и выберет не то. Эта фабрика заработала в условиях, когда основную часть одежды шили сами, дома, и женщина, не умеющая шить, считалась не вполне нормальной. Платье там продавалось в виде выкройки, ткани и особого набора под названием «приклад» (нитки, пуговицы, подкладка)… Вещь продавалась тут как бы частями, ГУМ походил на магазин «Сделай сам». Покупатель в этом магазине — не потребитель, но некий соучастник магазина по изготовлению готовой вещи».

О вафельных стаканчиках

«Мороженое продавалось во всех больших универмагах, даже в Детском мире, но там это явно было мороженое для детей. В ГУМе же оно было взрослым лакомством, потому что в ГУМ ходили взрослые, солидные люди, командировочные, приезжие, готовые на подвиг ради семьи. Мороженое для них было спасением, и не только в смысле концентрированного обеда».

О «жучках»

«У гумовского фонтана спекуляция шла скромная, среднего уровня, в основном перепродавали то, что по каналам импорта приходило из-за рубежа для свободной продажи в обычных магазинах. Но между подсобками и общедоступными прилавками вставала могущественная личность продавца-товароведа или, того больше, заведующего секцией — и заветный импорт уходил нужным людям или просто спекулянтам.

Здесь были особые представления о моде и качестве, отражавшиеся в стихийно сложившихся ценах… Впрочем, иногда в толчее вокруг фонтана появлялись солидные товарищи — мелкие цеховики и тщеславные завхозы».

О тайне покупки

«Отличие упаковки ГУМа было лишь в том, что здесь существовала парадная бумага с круглыми цветными фирменными знаками, которая использовалась для подарков. Но большинство покупок заворачивалось в прочную простую обертку из грубой бумаги и перевязывалась желтой магазинной бечевкой, на которой ее можно было нести до автобуса или метро. В отличие от идеи западной подарочной упаковки, советская должна была скорее скрыть покупку, чем ее показать. Нечего, выходя сквозь толпу желающих, хвастаться личным успехом».

A13e9f84e3eb1dcc3f4a8ed4c1cb715cdd49bb5c

Отдел канцтоваров, 1974 год. Очереди в ГУМе были не меньше, чем в любом другом магазине

О репутации

«Фильм о работе Государственного универсального магазина в Москве появился в 1954 году, менее чем через год после смерти Сталина и нового открытия ГУМа. Его автором был известный режиссер-документалист Леонид Михайлович Кристи… Фильм был не документальной фиксацией дня универсального магазина, а такой же баснословной частью ГУМа, как его бистро или ателье индпошива. С той разницей, что там образцово продавали соки-воды или костюмы по мерке, а тут продавался сам образ чудо-универсама.

…От гумовских очередей оператор, где только можно, отводит глаз, и когда, после панорамного наезда на черную икру в банке, мы видим заполонившую галереи темную толпу покупателей, сравнение кажется случайным».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх