Вернулся давеча из Китая. Поездка прошла почти строго по запланированному маршруту. Расскажу вкратце о впечатлениях от страны.
Уровень развития. Тех, кто регулярно бывает в Китае, это страна удивляет феноменальной быстротой развития. Мол, только два года назад тут была пустыня, а сейчас уже вырос город.

Один из символов возросшего благосостояния – смешная привычка многих китайцев не доедать еду. Мол, прошли те времена, когда мы голодали и доедали обед до последней рисинки – сейчас я закажу в два раза больше, чем могу съесть, а а «шо не зъим, то понадкусываю». При этом китайцы почти не готовят дома, у многих нет ни плиты, ни стола, ни домашней утвари – питаются только в заведениях общепита, что выходит в целом дороже, чем готовка в домашних условиях. В общем, на еде тут не экономят.

На Дальнем Востоке и до этого китайских мигрантов было не шибко много, вопреки представлениям жителей европейской части России, а скоро и этих немногочисленных товарищей не останется. И, думаю, скоро уже русские массово поедут гастарбайствовать в Китай. А китайские националисты будут ворчать: «Развелось тут всяких большеглазых и беложопых, нормального жёлтого лица на рынке не увидишь».

Идеология. Коммунизмом и социализмом в Китае давно уже не пахнет, она уже никакая не «народная республика», это классическая рыночная экономика, причём не в самом лучшем её проявлении – с подавление профсоюзов, минимумом социальных гарантий и расслоением между богатыми и бедными. Но, видимо, только такой подход к капитализму может дать быстрый рост экономики. Как сказал блогер muacre, «Если богатеют богачи, то богатеют и остальные. Наоборот не бывает. Стимулом развития страны является возможность 10% от ее населения богатеть существенно больше, чем остальным 90%». Вот в Китайской народной республике практикуют примерно такой подход.
При этом многие символы коммунистического прошлого сохранились. На деньгах, например, изображён Мао Цзэдун, а к его же мавзолею в Пекине выстрается километровая очередь. Хотя всё, за что боролся Мао Цзэдун, в Китае давно предали и забыли. Он активно насаждал нищету, невежество и культ личности, а ныне коммунистическая партия напротив – даёт каждому возможность заработать, развивает науку и образование и не даёт отдельным партийным лидерам подмять под себя всю страну. Только в плане подавления народовластия и политических свобод всё осталось по-прежнему – уж от этого коммунисты никогда не откажутся.

Национализм. Китайцев называют самыми большими националистами и патриотами. Я с этим, пожалуй, соглашусь. Но тут имеется в виду национализм не в плохом смысле (да и не в хорошем). Китайцы не то чтобы ненавидят другие страны или народы – нет, просто китайцам другие народы совершенно не нужны и не интересны. В этом смысле Китай мне напомнил Соединённые Штаты. Что там, что там местные жители относятся к своей стране как к отдельной вселенной и мало чем интересуются за её пределами. Пожалуй, в США патриотизма и закрытости меньше – все-таки туда идёт постоянные приток иммигрантов, поэтому города заполнены ресторанами разных кухонь мира, а многие приезжие не теряют связи с родиной. Китай же словно полностью закрыт и совершенно не нуждается в окружающем мире: китайцы едят только свою национальную еду, путешествуют по своей стране, слушают свою музыку, смотрят свои фильмы, в интернете посещают только китайские сайты (благо Google и Facebook там заблокированы), иностранных языков не знают, а мнение иностранцев об их стране китайцев особо не заботит. Только вездесущий «Макдоналдс» как-то связывает Китай с глобальным миром. Пожалуй, не знаю другой такой настолько культурно самодостаточной страны.

Экспансионизм. Я давно скептически отношусь к китайской угрозе. Представление о том, что в Китае «все друг на друге сидят и там шагу негде ступить, поэтому им хочется вырваться на наши сибирские просторы» несколько преувеличено. Да, страна довольно плотно заселена, но не больше, чем некоторые европейские страны. Например, Маньчжурия, примыкающая к нашему Дальнему Востоку и Восточной Сибири, вообще довольно пустынна, и там есть ещё много где строить и развиваться. То же самое про Северо-Запад Китая – уйгуров в Уйгурии проживает не очень много, так что китайцы ещё долго будут заселять этот регион. Плюс давно действует программа «одна семья – один ребёнок», в результате которой население Китая уже так быстро не растёт. А современные сельскохозяйственные технологии позволяют выращивать всю необходимую сельхозпродукцию на ограниченных участках земли. В общем, не вижу никаких причин для Китая стремиться к захвату России – нефть мы им и так недорого продаём. Так что советую не волноваться – границы между КНР, ДНР и ЛНР, скорее всего, не будет.

Люди. Конечно, глубокого погружения в китайскую культуру у меня не было, но в целом опять же китайцы производят хорошее впечатление. Люди в Китае понятливые и доброжелательные, с хамством и агрессией сталкивался редко. Даже разговоры о том, что китайцы, мол, повсюду плюют и писают, немного преувеличены. Да, бывает и такое, и, пожалуй, чаще, чем в других странах, но не настолько, чтобы от этого так сильно переживать. Даже учитывая, что китайского языка я не знал, удавалось быстро и спокойно взаимодействовать с китайцами на языке жестов, с помощью блокнота и карандаша и редких заранее заготовленных иероглифов. Даже при общении с иностранцем люди довольно быстро соображают, что к чему. Гостеприимство и хлебосольство тут, конечно, не такое, как в мусульманских странах, но бывает и такое. В гости никто не звал, но несколько раз во время поездок автостопом нас угощали и пытались купить нам билет на автобус. Даже таксисты (в том числе привокзальные) – уж на что это обычно неприятный и ушлый народ – без дополнительных просьб включают счётчик, едут строго по тарифу и не жалуются в конце, что у них нет сдачи. В общем, мне китайцы в целом понравились и показались очень неплохим народом.

Экология. Есть, конечно, в Китае и что-то плохое. Например, проблемы с экологией. Часто на улицах бывает мусор и чувствуются разного рода плохие запахи от канализации и выброшенных продуктов. Вода из-под крана не питьевая. А со смогом вообще беда – ближе к центру страны, от Пекина до Сианя, голубого неба и яркого солнца почти не видно, обычно всё заволакивает серой пеленой, а на тусклое солнце можно смотреть безо всякого напряжения. Только на крайнем северо-востоке (в Маньчжурии) и крайнем северо-западе (от Ланьчжоу до Урумчи) небо было ясным. Но совсем уж апокалиптические промышленных пейзажей я не видел, хотя, конечно, скорее всего, они где-то есть.

Автомобили. Ещё сильно раздражает низкая культура вождения у китайских автомобилистов. Это прямо Россия десяти-пятнадцатилетней давности, когда многие люди только-только приобрели автомобили и считали, что окружающие должны с благоговением расступаться перед ними. Китайские водители не останавливаются на пешеходных переходах, не смотрят на разметку, перемещаются по тротуарам, едут по трассе не по правой крайней, а по второй и третьей полосе. Во многих городах невозможно пройти по тротуару – на них запаркованы машины, так что приходится идти по проезжей части. В общем, нет на них Ликсутова и московского Департамента транспорта.

Совок. Также есть несколько следов социалистического прошлого, которые роднят Россию и Китай. Китайцы тоже любят длинные очереди, разного рода ограждения и заборы, усиленные и бессмысленные меры безопасности, а также ставить всюду вахтеров, охранников и проверяющих. Площадь Тяньаньмэнь в Пекине (главная площадь страны) – это вообще тихий ужас со всеми её ограждениями и рамками металлодетекторов. После этого покажется, что на Красной площади суперлиберальный режим посещения. Ну и, конечно, бесконечные проверки на входе в метро и на ж/д вокзалы – совершенно бесполезные и бессмысленные.

Достопримечательности. Старой архитектуры в стране очень мало, за последние десятилетия многие районы были снесены и застроены многоэтажками. В некоторых городах, впрочем, сохранились старинные храмы, дворцы и крепостные стены, а где-то даже старая жилая застройка в определенном количестве. Самый хорошо сохранившийся из посещённых городов – Пинъяо, эдакий китайский аналог Суздаля. Где-то есть интересная современная архитектура, но в целом её гораздо меньше, чем, например, в США. В общем, не ждите в этом плане чего-то хорошего от Китая, красивых городов тут почти нет.

Природа. В целом виды по стране умеренно красивые, но где-то и очень живописные. Когда едешь по дороге между городами, сплошной застройки нет, больше всего видишь полей и разных подсобных строений. Очень красива дорога от Шицзячжуаня до Сианя с ущельями и горами, также хороши лунные пейзажи Уйгурии с её пустынями и степями. Самые красивые виды, полагаю, сосредоточены в национальных парках и заповедниках, но я в них не был.

Иностранцы. Белых людей в стране мало, даже в туристических районах. Дело в том, что китайцы сами активно ездят по своей стране, поэтому сколько бы ни приехало иностранных туристов, они всё равно затеряются в толпе китайцев. Что Терракотовая армия в Сиане, что Запретный город в Пекине, что другие раскрученные достопримечательности – везде белые туристы составляют дай бог один процент, а уж в других местах и того меньше.
Но все равно местные даже к такому количеству белых уже привыкли. Помню, одна подруга рассказывала мне шесть лет назад, что во время путешествия по Китаю каждый день с ней просились сфотографироваться по нескольку десятков раз. У нас за все три недели такое случилось раза четыре. В целом, реакция на белого в крупных городах Китая – примерно как на чернокожего в Москве. То есть повышенное внимание, конечно, есть, но пальцем никто не показывает, фотографировать не собирается и вообще особо не удивляются.

Цены. Китайские цены уже не очень низкие, думаю, что они повыше, чем в Юго-Восточной Азии. Юань нынче стоит 9 рублей, так что для ориентировки вот такие расклады: автобус по городу – в среднем 2 юаня, метро в Пекине – в зависимости от расстояния 2-7 юаней, небольшой шашлычок на улице (чтобы наестся, нужно 3-4 штуки) – 2-3 юаня, тарелка чистого риса – 1-2 юаня, персики – 8 юаней за килограмм, виноград – 10 юаней за килограмм, лапша с мясом – от 8 до 20 юаней, бутылка сока или пива 0,5 – 3 юаня, бутылка воды 0,5 – 2 юаня, номер на двоих в недорогой гостинице – 50-100 юаней, такси по городу – 1,5-2 юаня за километр.

Вот так, если вкратце. Про отдельные регионы расскажу позже, так же как и про разные полезные вещи: как ездить по Китаю автостопом и на поездах, где и как ночевать, покупать еду и пользоваться интернетом.
Свежие комментарии