На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 358 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...
  • Имя Фамилия
    СТАТЬЯ О ТОМ КАК БЛУДНИЦА УЧИТ БЛУДНИКОВ, КАК РАЗВРАЩАТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ИСЧЕЗАЯ КАК НАЦИЯ.Японцы не хотят р...

Последний поезд из Нагорного Карабаха

most04

Будучи более года назад в столице Нагорного Карабаха Степанакерте я не упустил возможности взглянуть на местную железную дорогу, а точнее на то, что от неё осталось. Мои попутчики посмотрели на меня с явным непониманием, когда я решил пройтись до заросшего жухлой травой железнодорожного моста и посмотреть на заброшенный вокзал. Выглядели они совсем не привлекательно, но часто именно такие места скрывают интересные истории прошлого. 

В 1991 году именно отсюда уходил последний поезд в сторону Баку, везущий несколько сотен жителей Степанакерта азербайджанской национальности подальше от наступающего голода, разрухи, ежедневных бомбёжек и смерти. 

Они тогда ещё не догадывались, что вернуться назад уже вряд ли получится... 

most01

Во времена Советского Союза Закавказье было не мыслимо без железных дорог. Их сеть окутала тогда все ещё братские республики и была ключом к промышленному и экономическому развитию всего этого региона. 



Теперь ситуация поменялась. Войны, блокады и локальные конфликты здорово подорвали экономику Армении и Грузии. Да, и Азербайджан со своей нефтью не сильно оторвался в этом плане от соседей. И в этом промышленном спаде немалую роль сыграл упадок железных дорог. Теперь как-то это дело пытаются реанимировать, но до прошлого благополучия очень далеко. 

gruzija11

В Нагорном Карабахе проекты железнодорожного сообщения были разработаны ещё в 1912 году, но реально первый участок узкоколейки начал действовать лишь в 1942 году. Он соединил Степанакерт со станцией в городке Евлах и выходом на центральную железнодорожную линию между Баку и Тбилиси. 



С 1978 года по этому участку проложили широкую полосу и запустили пассажирское движение. Естественно, это стало большим плюсом в развитии региона. 



Но с началом боевых действий в 1991 году движение на этом участке было прекращено. К тому моменту ситуация в Нагорном Карабахе была доведена до предела. Зачистки по национальному принципу стали обыденностью. Но последней точкой стало провозглашение местными депутатами Нагорно-Карабахской республики. 



К тому времени в Шуши уже были развёрнуты ракетные комплексы Алазань и Кристал, а позднее сюда подвезли и печально известные Грады. Перед окончательной блокадой и началом бомбардировок мятежного города были вывезены остатки азербайджанского населения. Вот тогда-то пригодилась железная дорога, по которой под покровом ночи и ушёл последний состав из Степанакерта. 


После азербайджанские войска полностью закрыли город и начали его методично уничтожать. Что посеешь, то пожнёшь! Азербайджанцам не удалось сломить молодую республику и ту войну они бесславно проиграли. 


Спустя 27 лет Степанакерт отстроился заново и практически залечил все свои раны. Только вот нет теперь места здесь железной дороге. Она похоже навсегда исчезла, оставив после себя лишь чуть видимые следы. 

most03

Вокзал выглядит в наши дни призраком своего прошлого. 

most08

Железнодорожный мост, который я приметил издали, также лишён какой-либо функциональности. 

most05

Жизнь, кажется, отсюда ушла навсегда и прошлого уж не вернуть. А значит навряд ли получится бежавшим по ней азербайджанцам когда-нибудь вернуться в некогда родной город. Слишком сильны противоречия на этой земле и нет здесь пока места примирению и всепрощению. Как нет места и железной дороге, которая как раз и призвана объединять и уметь договариваться. А жаль...

most06
 

Картина дня

наверх