На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 354 подписчика

Свежие комментарии

  • Кулинарные рецепты
    Вот интересная статья по этому поводу https://poolka.ru/весенний-отдых-на-даче-как-правильно-о/Весна на даче: че...
  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...

Кабуки: почему в японском театре запрещены женщины?

3043090

ЭПОХА БУНТАРЕЙ

Кабуки берет начало в XVII веке и изначально было бунтарским искусством, отрицающим всякие авторитеты, контроль и существующий социальный порядок. Первое представление устроила в 1603 году женщина по имени Окуни, служительница храма в Киото. Она сыграла роль мужчины и спела «Я человек кабуки» (с тех пор название и пошло). Первое время для обозначения этого театра использовалось не нынешнее написание, а иероглиф со значением «непрямой, отклоняющийся». Театр кабуки был искусством социальных низов, которые и высмеивали самих себя, и возносили до уровня детей богов.

Поначалу существовало две разновидности: онна-кабуки (все роли исполняли женщины) и вакасю-кабуки (актерами были молодые парни). Без гендерной путаницы тут тоже не обошлось: женщины-актрисы одевались в мужскую одежду, укладывали волосы, как самураи, и носили мечи; в свою очередь, юноши старалась быть максимально женственными (еще более женственными, чем реальные женщины).

Оба вида кабуки были популярны, а актеры привлекательны сексуально. Не раз случалось, что пьяные зрители пытались схватить кого-нибудь из актеров. Не редкостью были и сексуальные связи между актрисами/актерами и публикой, а если уж к труппе присоединялись женщины легкого поведения... Название уже стало писаться тремя иероглифами, как и сегодня, 歌舞伎, что буквально значит «танец, музыка, искусство». Но иногда использовали омоним 歌舞妓, где вместо искусства был иероглиф «куртизанка». Правительство решило, что терпеть это безобразие нельзя, пора защищать общественную мораль и женскую нравственность, вот и запретило сначала женское кабуки, а затем и юношеское.

ПРИШЛА ПОРА ЗРЕЛЫХ МУЖЧИН 

После запрета женского и юношеского кабуки роли перешли к зрелым мужчинам и появилось новое направление «яро-кабуки», которое стало главным (и, можно сказать, единственным) течением в этом театральном искусстве. Кабуки стал более утонченным, постепенно к танцам, которые поначалу составляли основное содержание спектаклей, добавились более сложные сюжеты. Авторы стали писать пьесы «кёгэн», предназначенные специально для постановок в кабуки.

Женские роли отныне тоже исполнялись мужчинами. Актеры, специализировавшиеся на женских амплуа, получили название «оннагата» (女方). Чем старше становился актер, тем более утонченно играл и тем более юных девушек мог изобразить на сцене. Семидесятилетний мэтр, играющий пятнадцатилетнюю влюбленную красавицу, – не редкость, а норма. 

Бандо Тамасабуро V – самый знаменитый актер-оннагата современности.

Бандо Тамасабуро V – самый знаменитый актер-оннагата современности.

 

И КАКИЕ ИЗ НИХ ЖЕНЩИНЫ?

Как правило, актеры кабуки происходят из актерских семей. Искусство передается от отца к сыну, от сына к внуку, ну дальше вы поняли. В том случае, если у актера нет детей или отпрыск отказывается от актерской карьеры (ну, всякое же бывает), артист может взять на воспитания мальчика-подмастерье. С 70-х годов прошлого века кабуки переживает непростые времена, поэтому появились специальные актерские школы, где могут проходить обучение желающие присоединиться к труппе юноши. 

Бандо Тамасабуро V.

Бандо Тамасабуро V.

 

В отличие от японского театра «Но», где мужчины тоже играли женщин, но ограничивались только масками, сохраняя мужскую пластику и голос, актеры кабуки с самого детства тренируются полностью перевоплощаться в женщин. Они учатся по-особому ходить: плечи опускают, чтобы лучше была видна шея, стопы при ходьбе направляют вовнутрь (у них считается, что так получается более изящная походка, но мы вам косолапить все же не советуем). Оннагата постоянно держат тело в том положении, которым мучают нас инструкторы по пилатесу: грудь вперед, попу и живот втянуть. Значима на сцене буквально каждая деталь: рука не должна слишком сильно выглядывать из-под рукава кимоно, голову нельзя наклонять слишком резко, даже поворачиваться к публике нужно под определенным углом. Актеры имитируют высокие женские голоса, и, честно, если не знать, что на сцене мужчина, то догадаться нереально. Когда смотришь на этих женщин из средневековой Японии, порхающих по сцене, и думаешь, что играют их вообще-то 70-летние дедушки, то хочется то ли пойти купить себе платье и туфли на каблуке, то ли, наоборот, выбросить (все равно ведь так не получится). Как отмечает профессор Кенджи Янай, специализирующийся на японском традиционном театре: 

«Оннагата стремится не стать женщиной, но воплотить в себе женственность».

ОНИ ВСЕ ГЕИ И ТРАНСВЕСТИТЫ?

Когда актеры кабуки смывают макияж (например, в третьей части спектакля почти вся труппа появляется без грима и в обычных мужских кимоно), то обывателю угадать, кто тут оннагата, довольно сложно (хотя любители, конечно, знают). Перед зрителями остаются просто красивые мужчины. В современной Японии актеры кабуки – не просто уважаемые знаменитости, но и символы традиционной мужественности (вот так вот!). 

Афиша спектакля кабуки.

Афиша спектакля кабуки.

 

Например, когда в 2010 году знаменитый актер кабуки Ичикава Эбизо женился на телеведущей Кобаяси Мао, то их свадьбу показали по телевизору, и трансляция получила довольно высокие рейтинги. Люди с интересом и восхищением наблюдали за этой историей любви, а потом за жизнью счастливой семьи, – у этой звездной пары все классически «правильно»: сначала свадьба, потом сын и дочка.

Ичикава Эбизо XI.

Ичикава Эбизо XI.

Философ Ролан Барт в книге «Империя знаков» писал:

«Травести (поскольку женские роли исполняются мужчинами) – это не парень, загримированный под женщину при помощи большого количества ухищрений, правдоподобных деталей, дорогостоящих подделок, но чистое означающее, чье внутреннее (то есть истина) не скрывается (ревниво охраняемое маской), не обозначается обманным образом (когда, бросив взгляд на телосложение, мы со смехом обнаруживаем его мужские черты, как это случается с западными травести, пышными блондинками, чьи грубые руки и большие ступни не могут не подчеркивать неестественности пышной груди), но просто отсутствует; актер посредством лица не играет в женщину, не копирует ее, но лишь обозначает... Утонченность кода, его неукоснительность, никоим образом не связанная с органического типа копированием (с умением воссоздать реальное физическое тело молодой женщины), приводят к тому, что реальность женщины поглощается или испаряется в изощренном преломлении означающего: обозначенная, но не представленная, Женщина выступает как идея (а не природа), и как таковая она вовлекается в игру классификаций и в истину чистого различия: западный травести хочет изобразить какую-то конкретную женщину, восточный стремится лишь сочетать различные знаки Женщины». 

Закулисное селфи актеров кабуки.

Закулисное селфи актеров кабуки.

 

ТАК ДИСКРИМИНАЦИЯ ИЛИ НЕТ? 

В традиционном Кабуки женщин нет и не будет (хотя некоторые группы «онна-кабуки» и продолжают существовать). Кто-то объясняет это традицией – мол, так сложилось веками, так принято. Кто-то же пускается в более обидные объяснения, апеллируя к грандиозной философской идее, что женщина никогда не сможет сыграть женщину так, как мужчина. Мол, женщины не могут отрешиться от собственных переживаний и эмоций даже на сцене, оннагата же полностью растворяются в своей роли, превращаясь в идеальное воплощение женственности, не отягощенное реальностью. Помните, как в «Мадам Баттерфляй»: «Только мужчина знает, как должна вести себя женщина»?  

Афиша спектакля кабуки.

Афиша спектакля кабуки.

 

В рассказе «Оннагата» Юкио Мисима описал любовь юноши по имени Мацуяма к исполнителю женских ролей Мангику. Чувства эти были основаны, прежде всего, на том, что Мангику олицетворял «чистую женственность». По мнению юноши, реальные женщины не могли даже сравниться с оннагата. Когда же сам Мангику влюбился в реального человека, то бедняга Мацуяма разочаровался в своей пассии. Хотя существуют разные толкования этого рассказа (синие занавески, ага), распространена точка зрения, согласно которой юноша был разочарован не в том, что его возлюбленная/возлюбленный нашел себе кого-то другого, но в том, что актер показал человеческую сущность и опустился (простите) до уровня обычной женщины. Для героя рассказа оннагата был олицетворением идеи идеальной женственности, отделенной от телесной и чувственной составляющей.

 

 Стоит ли выдвигаться в феминистский крестовый поход? Я бы рекомендовала для начала посмотреть спектакль кабуки (правда здорово!). Несмотря на то, что некоторые высказывания об оннагата отдают мизогинией, актеры кабуки никогда не пытались соревноваться с реальными женщинами. Сама концепция «идеальной женственности» очень далека от реальной жизни. Мы же все хотим, чтобы нас любили такими, как есть, да? Так, может, и хорошо, что именно мужчины воплощают на сцене эти возвышенные идеи и фантазии, в очередной раз напоминая, что в жизни так не бывает?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх