На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 361 подписчик

Свежие комментарии

  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...
  • Имя Фамилия
    СТАТЬЯ О ТОМ КАК БЛУДНИЦА УЧИТ БЛУДНИКОВ, КАК РАЗВРАЩАТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ИСЧЕЗАЯ КАК НАЦИЯ.Японцы не хотят р...
  • Run Николаева
    2 раза про Новосибирск  и ни разу-про Красноярск...10 самых красивых...

Дамбулла - пещерный храм с двухтысячелетней историей

Замечали, что практически в любой стране для более глубокого знакомства с местной культурой Вас тянет в собор, монастырь или базилику? На Шри-Ланке обязательно стоит заглянуть в Дамбуллу ради пещерного храмового комплекса со множеством хорошо сохранившихся буддийских фресок и скульптур, которому более 2000 лет.



Во время нашествия тамилов из Южной Индии в I веке до нашей эры король Валагамба был вынужден уступить столицу государства, Анурадхапуру, и бежать на юг, скрываясь от преследования. Своё пристанище он нашёл в пещерах каверны на западном склоне горы около Дамбуллы. Спустя 12 лет королю удалось собрать войско и вернуть контроль над страной, а в благодарность природному укрытию он порешил превратить пещеры в буддийские храмы, немного их расширил, сгладил острые углы, построил переливы, чтобы дождевая вода не проникала внутрь и не доставляла беспокойства и дискомфорта монахам и отшельникам. В последующие годы сингальские короли либо полностью игнорировали святое место, либо принимали активное участие в его облагораживании, главным образом, в период с XI по XVI век, добавляя новые статуи, общее число которых превышает 150, и инициируя роспись стен и сводов.



Позднее входы во все пять пещер закрыли белыми галереями для наилучшего сохранения исторического наследия, находящегося под охраной ЮНЕСКО. А возведённый у основания горы в 2000м году на пожертвования от японцев музей буддизма попахивает чрезмерным китчем и интересен не только с точки зрения покупки билетов в храмовый комплекс, но и возможностью за пару сотен рупий оставить на хранение рюкзаки или, конечно, сильно сомневаюсь, чемоданы - ловите бесплатный лайфхак. Бьюсь об заклад, что во время путешествия по Шри-Ланке Вы вряд ли выберете местом ночёвки Дамбуллу, предпочтя расположенный неподалёку крупный город Канди.



Пещера №1, Дева Раджа Вихарайя, "Храм короля Богов", получила своё возвышенное название отнюдь не из-за большой статуи лежащего Будды в момент достижения высшей степени просветления и ухода в паринирвану. Точнее, считается, что король богов-дэвов Сакка лично внёс финальные штрихи в облик изваяния из скальной породы. Мир дэвов - один из шести миров в колесе сансары, и казалось бы, боги ни в коем случае не должны страдать, а только сидеть на небесах, наслаждаться долгой жизнью и вкушать все дары своего элитарного статуса, упиваясь божественной амброзией и захлёбываясь от гордыни. Однако, и дэвы в конце жизни осознают иллюзорность своего привилегированного положения и не понимают стремлений людей и полубогов-асуров занять их тёплое местечко. По другой версии, наличие небольшой статуи индуистского верховного бога Вишну, покровительствовавшего созданию святилища, нашло прямое отражение в выборе названия для пещеры.



Считается, что скульптуры в пещере датируются I столетием до нашей эры. У ног Будды - его двоюродный брат и ближайший ученик Ананда, хранитель Дхармы (учения). Фрески на стенах неоднократно закрашивались новыми изображениями, особенно активно в период XVII-XVIII веков, когда все пещеры комплекса и получили те названия, под которыми известны сегодня. В целом, за столетия фрески довольно сильно потускнели из-за свечей и благовоний, приносимых паломниками, а теперь ещё страдают от вспышек беспечных туристов.



После посещения тибетских и непальских храмов в своих заметках я мог умело оперировать трудно выговариваемыми именами божеств и бодхисаттв: скажем, судя по красному цвету тела, такой-то мудре (жесту) и наличию тех-то предметов перед нами, разумеется - и дальше следовало то самое имя, о которое был сломан не один читательский язык. В храмах Шри-Ланке меня поджидала иная трудность и палка о двух концах. С одной стороны, в большинстве скульптурных композиций запечатлён именно сам Будда в силу специфики местной ветви буддизма; с другой стороны, его дополняют сингальские цари, а на фресках запечатлены ключевые моменты как из жизни Будды, так и значимые события из истории Шри-Ланки, вникнуть с наскока в которые не представлялось возможным. Впрочем, среднестатистическому читателю гораздо проще будет прочитать последующий текст без переизбытка буддийских терминов.



Самая просторная из всего комплекса пещера №2, Маха Раджа Вихарайя, "Храм великого короля", получила своё название в честь короля Валагамбы, лично участвовавшего в создании пещерного святилища в I веке до нашей эры. Впечатляют не столько размеры пространства и количество скульптур Будды, его учеников и ланкийских королей, сколько изящная роспись сводов и стен, отражающих эпизоды из жизни Будды до и после обретения просветления. Вкупе с приятным холодком, идущим от горы, приглушённым тусклым светом и почти полной тишиной, в которую иногда вклинивается говор редких и малочисленных туристических групп в компании почтительно переходящего на шёпот гида, атмосфера древности и умиротворения обволакивает со всех сторон и располагает к внимательному изучению ланкийского культурно-религиозного наследия.



Высеченная из цельного куска гранита в почти натуральную величину статуя стоящего Будды ещё хранит незначительные остатки позолоты, нанесённые царём Ниссанкамалой в конце XII столетия. Будда держит правую руку с открытой ладонью на уровне груди - абхайя-мудра, жест бесстрашия и дарования защиты. Над головой просветлённого царевича - "драконья арка".



По легендам, в последнюю ночь медитации под деревом бодхи перед тем, как обрести просветление, Будда сражался, на духовном плане, с царём смерти Марой. Демон пытался отвлечь и сбить с пути истинного царевича Сиддхартху как мог: сначала всевозможных оборотней и злых духов на него насылал, но тот их попросту не замечал, затем пытался искушать своими дочерьми, после наслал ураган и землетрясение, но Будда остался непоколебимым.



Слева от Будды - статуя великого короля Валагамбы, создавшего первые три пещеры в комплексе. Левая рука короля сложена в варада-мудре - жесте принесения благ, правая сложена в витарка-мудре - жесте спора, увещевания и предупреждения.



Две деревянные статуи в углу пещеры олицетворяют значимых для ланкийцев божеств. Слева - верховный бог индуизма Вишну, чьё изображение нередко встречается и в самой Дамбулле, и во многих других храмах острова вследствие регулярных вторжений тамильцев из Южной Индии на ланкийские земли. Справа - Саман, один из четырёх хранителей Шри-Ланки. По легенде, священная гора Шри Пада, известная как пик Адама, где находится отпечаток стопы Будды, является также и обителью Самана.



Вариаций драконьей арки в одной только Дамбулле удалось выявить несколько. Здесь, к примеру, отсутствуют драконоподобные существа, Будда стоит на лотосовом пьедестале под дугой пламени.



Самые интересные фрески, как назло, расположены в самых тёмных уголках пещеры, где без штатива и длинной выдержки не справиться, поэтому для репортажа пришлось довольствоваться участками свода, куда максимально проникал извне солнечный свет и куда светили редкие лампы, расставленные в пещере.



Внутри ступы или дагобы, как они называются на Шри-Ланке, обычно замуровывают буддийские реликвии - часть одежды, волосы или иные предметы, принадлежавшие просветлённому существу. Относительно небольшой ступы, окружённой буддами, записей в хрониках не обнаружилось.



Пруд с лотосами в святом и намоленном месте выглядит само собой разумеющимся решением ландшафтного дизайна, пусть и не блещущим оригинальностью и новаторством, но несущим дополнительный символизм. Увязая корнями в илистом дне и продираясь сквозь толщу воды цветки лотоса, олицетворяющие духовное очищение, раскрываются с рассветом над поверхностью пруда.



Впитав до мурашек на коже благостную атмосферу просторной второй пещеры, в принципе, понимаешь, что следующие, размерами гораздо меньше, вряд ли смогут тебя удивить, но не заглянуть в них - непростительно хотя бы одним глазком. А можно всех посмотреть?! Нюансы изображений Будды, специфические мудры, статуи иных богов или сингальских королей распознать сможет лишь глубоко разбирающийся в предмете искатель, либо дотошный до мелочей блогер, скрупулёзно и досконально штудирующий десяток источников в поисках информации о том, что же такого он наснимал. Пещера №3, Маха Алут Вихарайя, "Великий новый храм" построена в середине XVIII века царём из Канди, чьи заслуги увековечены в скульптуре близ одной из крупных статуй Будды.



Всего в третьем храме около 50 статуй Будды, особо выделяется из них статуя с выдающимся декором трона, так называемой "драконьей аркой". В двух мифических существах по обе стороны от медитирующего святого крайне сложно идентифицировать драконов, они существенно отличаются от существ во второй пещере. Во-первых, морды напоминают снежных львов, свойственных тибетскому буддизму, или львов-чинте, которых часто можно встретить у входа в храмы в Юго-Восточной Азии. Во-вторых, бросается в глаза всего одна пара конечностей при явном отсутствии крыльев. В-третьих, хвост скорее напоминает петуха, чем дракона.



Пещера №4, Пашима Вихарайя, незамысловато носит название "Западный храм" ввиду своего расположения, посколько долгое время являлась самой удалённой пещерой на западном склоне горы. Позднее за ней организовали ещё одно святилище, а переименовать в нечто более величественное сингальцы не удосужились. Помимо более-менее идентичных статуй Будды пещеры примечательна небольшой ступой, где хранились сокровища жены короля Валагамбы. Контрастные швы и разный цвет штукатурки на ступе - память о косметическом ремонте после разграбления.



Фрески на стенах, представляющие немалый интерес для историков и исследователей ланкийского буддизма, тоже довольно хорошо сохранились; и слава японским инженерам, что камера и при весьма скудном освещении умудряется фокусироваться и выдавать более-менее резкую картинку.



Пещера №5, Девана Алут Вихарайя, "Второй новый храм" - самая новая в комплексе, и точное время её создания не фигурирует ни в каких летописях. Несколько самых крупных статуй выложены из кирпичей и обмазаны штукатуркой, тогда как большинство скульптур в остальных пещерах высечены из цельных кусков гранитной породы. Особый интерес здесь представляет небольшая статуя Будды в углу, где над сидящим в лотосе Сиддхартхой навис раскрытый капюшон кобры. То есть царь нагов Мучалинда, охранявший Будду в момент обретения просветления, что отражено в тексте Мучалинда Сутты:

"Тогда Благословенный сидел в позе со скрещенными ногами в течении семи дней переживая блаженство освобождения. Так случилось, что вне сезона в течении семи дней бушевала буря с проливным дождем и холодным ветром. Тогда Мучалинда, царь нагов, оставив свое обиталище семь раз обернул свое тело вокруг Благословенного и расправил свой гигантский капюшон над его головой, желая защитить Господина от холода, жары, ветра, солнца, беспокоящих мух, комаров и пресмыкающихся. Когда эти семь дней подошли к концу и Благословенный вышел из своего сосредоточения, Мучалинда, царь нагов, видя что облака ушли и небо чисто, свернул свои кольца с тела Господина. Изменив форму тела и приняв облик юноши, змей склонился перед Благословенным, сложив руки в жесте почтительного приветствия."



С котиками на Шри-Ланке дела обстоят не очень, самый действенный и доступный способ запечатлеть на карточке камеры представителей ланкийской фауны - обратить внимание на хохлатых макак-эндемиков, оккупировавших деревья на вершине горы. В отличие от нахальных сородичей из Михинтале и гоповатой бригады из Полоннарувы, что и глазом не моргнут, а отберут у тебя всё содержимое неразумно открытого рюкзака, местная братия, видимо, проникшись святостью Дамбуллы, ведёт себя довольно интеллигентно и спокойно.



Не прыгают на подошедшего туриста, селфиться, само собой, не позволяют - знай границы, любительница инстаграмных лайков, а то твои серёжки будет носить любимая наложница вожака стаи.



Сидят себе на парапете лестнице или деревьях, выискивают вшей друг у друга - само воплощение чистоплотности будто, если бы не подбирали и не тянули в пасть всё, что мало-мальски сойдёт за съедобное.



Немного практической информации - входной билет в комплекс обойдётся в 1500 ланкийских рупий, что эквивалентно сейчас примерно 600 рублям, в любом случае стоит ориентироваться на цену в 10$, так удобнее. Гораздо дешевле Сигирии, но типичный жмот всё равно скажет, что для такой не самой богатой страны, как Шри-Ланка, дороговато, да и вообще зарабатывать на туристах противоречит канонам буддизма.



Дамбуллу очень удобно захватить по пути из Сигирии в Канди, или наоборот, выскочив из мчащегося по извилистым ланкийским дорогам автобуса. Среди всех храмов Шри-Ланки, что мы посетили, Дамбулла занимает особое место благодаря своей древности и атмосфере. Одно дело - бродить среди почти полностью разрушенных пагод или взбираться по лестнице на верхушку одинокой горы с фундаментами построек королевского дворца, совсем другое дело - заходить в тёмные пещеры со статуями, некоторым из которых больше 2000 лет.



Маршрут поездки по Шри-Ланки складывался таким образом, что в начале один за другим шли древние храмы и руины, а затем, посмотрев и природные красоты, мы направлялись к океану на заслуженный отдых перед возвращением в морозный Питер. Обо всём по порядку. Keep it locked!

Источник

Картина дня

наверх