Мой отпуск

• Кулинарные рецепты
    Вот интересная статья по этому поводу https://poolka.ru/весенний-отдых-на-даче-как-правильно-о/Весна на даче: че...
  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...

О загадочном замке Монфор и трудной дороге

Давным-давно крестоносцы рассыпали горсть замков и крепостей по Святой Земле. Одни из них в разной степени сохранности существуют и по сей день, от других практически не осталось камня на камне. Замок Монфор относится к первым.

Построен он был в 1220 году рыцарями Тевтонского Ордена на земле, выкупленной у французской семьи de Milly, получившей её, в свою очередь, в пользование после первого Крестового похода 1099 года и давшей месту такое красивое, но брутальное название «Montfort» — Крепость-гора.

Из-за внутренних разногласий с тамплиерами и госпитальерами немецкий рыцари вынуждены были покинуть Акко и искать новое место для резиденции Великого Магистра. Монфор – узкий 180-метровый хребет, нависающий над долиной ручья Кзив — подходил для этих целей, как нельзя, лучше.

Тевтонцы перестроили усадьбу в мощную, труднодоступную крепость с двумя линиями оборонительных стен, назвав ее «Starkenberg». Строительство финансировал сам Папа Римский – Гонорий III.

Но при всей своей неприступности крепость не несла какой-либо защитной функции для Иерусалимского королевства, так как стояла вдали от важных дорог. Замок стал первой официальной резиденцией Тевтонского Ордена и сюда были перевезены архив и казна.

Уже в 1266 году крепости пришлось пройти испытание на прочность, выдержав атаку войск мамлюкского султана Бейбарса. Через пять лет, когда большинство крепостей крестоносцев пали под напором завоевателей, мамлюки вернулись, и на этот раз, после двухнедельной осады, попытка захвата замка удалась. Тевтонские рыцари вынуждены были заключить договор с Бейбарсом о капитуляции крепости в обмен на возможность покинуть её со всем имуществом и вернуться в Акко – тогдашнюю столицу крестоносцев. Вскоре пал и Акко, а имущество тевтонцев было вывезено в Европу. Замок же был разрушен и до сих пор не восстанавливался.

В этой истории с капитуляцией кроется некая тайна. Уже современники недоумевали небывалой гуманности Бейбарса. Это был жестокий, решительный правитель, сделавший головокружительную карьеру из раба-воина сначала в военачальники, а затем в султаны Египта, и великодушие не входило в список его добродетелей. Незадолго до взятия Монфора султан после долгой осады захватил крепость в Цфате, так же пообещав защитникам неприкосновенность, но затем передумал и перебил всех.

Так как же так получилось, что немецкие рыцари ушли от Бейбарса целыми и невредимыми? И зачем султану нужно было захватывать крепость, не имеющую никакого стратегического значения, кроме разве красивых видов на окрестности?

Не могу ручаться за достоверность той информации, которую я обнаружила, но согласно найденным документам ордена, хранившимся в Венских архивах, рыцари своим спасением обязаны не Бейбарсу, а подземному ходу, ведущему из крепости в сторону Акко. Тевтонцы скромно умолчали об этом, так как сумели вынести только архив, но не сокровища. Особо ценной частью сокровищницы Монфора являлась дюжина драгоценных камней. По мнению тевтонцев, эти камни были из наперсника первосвященника – четырёхугольного украшения, которое он надевал во время службы в Храме. Этот самый таинственный атрибут Иерусалимского Храма использовался для общения с Богом при исполнении ритуала, называемого Урим Ветумим. Наперсник был инкрустирован двенадцатью драгоценными камнями, на которых были выгравированы имена двенадцати колен Израиля. Артефакт считался утерянным в глубокой древности вместе со знанием о исполнении обряда. Тевтонцы считали, что нашли именно эти камни перед самым падением Иерусалима. Они тайно вывезли их в Монфор и пытались разгадать секрет ритуала.

Из интернета

Рыцари надеялись вернуться, отбить крепость и забрать драгоценности. Но, как известно, вскоре Иерусалимское королевство пало окончательно, сами крестоносцы навсегда покинули Святую Землю и сокровище навечно осталось в подвалах замка Монфор.

Бейбарс же, ворвавшись в крепость, но не найдя ни сокровищ, ни входа в подземелье, разрушил её.

Мы вот тоже не могли не попытать счастья и не поискать сокровища пройти мимо руин крепости, имеющей такую потрясающую таинственную историю.

Как правило к крепости все добираются по 89-му шоссе, со стороны населенного пункта Мииля. Судя по фотографиям, дорога к замку там достаточно живописна и, несмотря на то, что имеет «красную» категорию сложности, в некоторых местах даже оборудована неким подобием перил.

Я же где-то вычитала, что самый лучший вид на Монфор открывается со стороны парка Горен. Оттуда же ведут тропы трёх категорий сложности: черная – трудная, красная – средней степени и зелёная – по которой можно идти прогулочным шагом, даже с малыми детьми. Естественно, я потащила своих именно туда!

План был таков: мы с Романом спускаемся вниз по красной тропе, а моя мама – по зелёной, потом мы все вместе наслаждаемся тенистым оазисом ручья Кзив, поднимаемся к замку и осматриваем его, назад возвращаемся по зелёной. Но, мы нашли начало только красной тропы. И какое счастье, что мама отказалась идти с нами! Почему? Об этом позже.

Мы отправились в путь вдвоём. Начавшаяся, как вполне сносная, дорожка впоследствии превратилась в коварную каменную тропу местами с сыплющимися из-под ног мелкими камешками. Страшно не было, но пришло понимание, что расслабляться нельзя.

Внизу меня ждало небольшое разочарование – начитавшись восторженных отзывов о ручье, в которых рассказывалось о естественных неглубоких водоёмах с очень чистой и прохладной водой, я ожидала, если не бурного потока, то хотя бы наличия в нём хоть какого-то количества жидкости, но русло оказалось сухим.

Времени на долгие огорчения не было, впереди ждал подъём к замку, поэтому смахнув скупую слезу мы продолжили свой путь. Не сказать, что дорога вверх была уж очень трудной, но по жаре достаточно изнуряющей.

На сегодняшний день в крепости сохранились донжон, одна из сторожевых башен с бойницами, центральный рыцарский зал с восьмигранной колонной, остатки церкви, винодельня, складские помещения.

Центральный рыцарский зал

Поднявшись, мы обнаружили информационный щит, который сообщал, что Управление Природы и Национальных парков Израиля (название может неправильно перевела – израильтяне, помогайте! :) ) проводит работы по консервированию руины. Это, с одной стороны, порадовало, так как приятно осознавать, что замок не брошен на произвол судьбы, с другой – строительные леса мешали подойти к некоторым частям крепости.

Кроме нас крепость посетили группы школьников с экскурсионной программой.

Каждый по отдельности и все вместе они сильно затрудняли поиски сокровищ, поэтому мы махнули рукой на это занятие и просто погуляли по крепости.

А вот археологам повезло больше. При раскопках в 1926 году были обнаружены части рыцарских доспехов, керамика и монеты римской эпохи.

А экспедиция 2011 года оказалась еще более удачливой – археологи нашли позолоченные детали мебели, стеклянную посуду, фрагменты цветных витражей, настенных фресок и скульптурного декора.

Эти находки продемонстрировали, что обитатели жили в сравнительной для монашеского ордена роскоши, а обнаруженные игральные кости и доска для известной еще в Древнем Египте игры «Мельница» указывают, чем суровые рыцари занимались на досуге.

Спуск от крепости занял меньше времени, чем подъем, а дальше начались настоящие приключения!

Согласно нашему плану, обратный путь мы начали по зелёной тропе, проходящей вдоль русла ручья Кзив. Идти по ровной грунтовой дороге с тенистыми участками было легко и приятно. Мы наслаждались прогулкой. По дороге наткнулись на частично сохранившееся здание эпохи крестоносцев.

Оно практически вросло в землю, но мы всё равно заглянули внутрь. Готические окна и колонны внутри натолкнули меня на предположение, что это была церковь, но потом я нашла информацию, что скорее всего это была гостиница или больница.

А вскоре мы дошли и до небольшой запруды, где, наконец, увидели воду в ручье. Это было очень кстати, так как вода у нас закончилась еще в крепости, поэтому хоть пить мы и не рискнули, но умылись и смочили голову.

Чем дольше мы шли по зелёной тропе, тем отчётливее понимали, что всё дальше и дальше удаляемся от машины, которую мы оставили на стоянке напротив замка, а значит после подъёма нам предстоит возвращаться в обратную сторону, пусть и по асфальтированной дороге, но под палящим солнцем. Поэтому, когда мы увидели развилку, одна тропа от которой поднималась резко вверх, мы рискнули и отправились покорять склон. Тропа оказалась чёрной категории сложности…

По понятным причинам подъём я не фотографировала – не до этого как-то было… Но для понимания, как это выглядело, процитирую слова одного из туристов, спустившегося по данному маршруту: «в некоторых местах приходилось, даже вставать на «все четыре» и помогать женщинам…
Подниматься по чёрной тропинке не советую, если вы, конечно, не физически закалённый и любящий нагрузки человек»

На приведённой схеме пока

На приведённой схеме показаны возможные маршруты и обозначены категории их сложности. Наша машина находилась на парковке у цифры (1), спустились мы по красной тропе до цифры (2), затем поднялись до крепости (7), далее от развилки (4) поднялись по черной тропе. И пусть вас не смущает, что путь короткий — он очень трудный, поверьте :)
К сожалению, а может быть — к счастью, эта схема попалась мне на глаза, когда мы уже вернулись домой.

По времени восхождение с короткими остановками в тени редко растущих деревьев заняло минут сорок. Казалось этому не будет конца и края, но всё когда-то заканчивается. Наверх мы поднялись со скребущим нёбо, как наждачная бумага, языком и почему-то распухшими и похожими на сардельки пальцами рук.

Я с ужасом думала о том, что нам в таком состоянии предстоит еще путь к машине, так как мы удалились от неё довольно далеко. И тут… Помните в детской песенке: «прилетит вдруг волшебник… и подарит пятьсот эскимо…». Нет вертолёт не прилетел, но, будто мираж в пустыне, в конце тропы перед нами возник фургон с мороженым! Знаете, такой передвижной фургончик. Мы с вожделением бросились к нему.

— Воды… воды… — молили мы.
— Нет проблем, – ответил волшебник. – 10 шекелей и литровая бутылка ваша.

Я, наверное, никогда не радовалась такой прозаичной вещи, как бутылка обычной питьевой воды.

Вода почему-то показалась солёной, но потом мы поняли, что это не вода, это наши губы солёные.

Минут через пятнадцать мы были у машины.

Теперь, наверное, вы меня спросите:
— А как же школьники, которые были в крепости? Они-то как добрались?
А они воспользовались зелёной тропой, в конце/начале которой на парковке их ждал автобус.

Но если бы у нас не получилось так, как получилось – о чём бы я вам тут рассказывала?