На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 353 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Долгушин
    Проблемы с очисткой канализационных стоков? Мы решим эту проблему, очистив от вредных веществ до ПДК технической вод...Пляж с канализаци...
  • Кулинарные рецепты
    Вот интересная статья по этому поводу https://poolka.ru/весенний-отдых-на-даче-как-правильно-о/Весна на даче: че...
  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...

Камчатка

Представляю рассказ о моём путешествии на Камчатку прошлым летом.

Вилючинская сопка на рассвете

Я уже около 12 лет фотографирую природу, немало путешествовал по России и другим странам, но эта экспедиция организовалась очень спонтанно. Летом прошлого года ко мне обратились с предложением снять с квадрокоптера видео для клипа о природе России.

Сопки в районе Ключевской группы вулканов

Всё время, сколько я занимался фотографией, я хотел оторваться от поверхности земли. Свой первый гексакоптер (который поднимал профессиональную фотокамеру) я купил почти одновременно с Варламовым — лет восемь назад. Стоили они тогда как самолёт, собирались вручную любителями и были мало приспособлены для полётов. Без энтузиаста-техника справляться с ним было очень непросто.

Несмотря на долгие предварительные тренировки на компьютерном симуляторе, я грохнул его в первый же год, и ещё хорошо, что без зеркалки. После этого мне пришлось отказаться от полётов на несколько лет, но как только появились приемлемые решения от DJI, я решил возобновить своё увлечение.

Для съёмок видео я предложил Камчатку. Раньше я там никогда не был, но уже тогда понимал, что это самая яркая точка России, один из немногих регионов, прославившихся далеко за пределами нашей страны. Проблема была только в сжатых сроках: на всю организацию поездки и съёмку у меня было около трёх недель.

Над облаками

Обычно я детально планирую свои путешествия, но тут времени было в обрез. Я видел очень много фотографий с Камчатки у моих друзей-фотографов, но совершенно не представлял, где что там располагается. У меня сложился стереотип (во многом справедливый), что в наиболее интересные точки на Камчатке можно добраться только вертолётом. Я связался с коллегами, снимающими на Камчатке, и проконсультировался. Узнал, сколько чего стоит и на что лучше обратить внимание.

Халатырский пляж на рассвете

Расценки на вертолёт сразу же поставили мою экспедицию на грань провала. Оказалось, что один час аренды МИ-8 на Камчатке стоит 180 тысяч рублей. Возможно, есть что-то дешевле, но все, кого я знаю, пользовались именно этими вертолётами, других вариантов я тогда не нашёл.

Мёртвый лес, Ключевская группа вулканов

Одного часа съёмки не хватит ни на что. Мне через знакомых из МЧС предлагали поснимать из вертолёта извержение самого высокого действующего вулкана Евразии — Ключевской Сопки. В тот момент она как раз проявляла активность. Это очень сложная техническая задача, близкая к физическому пределу машины. Но даже более простые маршруты были не дешевле. Полёт до известной Долины Гейзеров или Кроноцкого заповедника – больше часа только в одну сторону. Умножаем на расценки и получаем круглые суммы.

На Камчатке существуют вертолётные экскурсии, где можно приобрести одно место в группе существенно дешевле (около 40 тысяч рублей), но для меня это тоже был не вариант. Все такие экскурсии однодневные, вертолёт прилетает на точку в середине дня, когда самый плохой свет, а улетает задолго до заката. Да и вообще, это совсем не та атмосфера.

Закат во время грозы в мёртвом лесу

Отринув идею с вертолётом, я начал искать точки, доступные на машине. Самая известная из них – Ключевская группа вулканов, которая расположилась в 600 километрах севернее Петропавловска. Именно туда я решил отправиться в первую очередь.

Прекрасный Ниссан Сафари, ставший для меня домом на большую часть экспедиции

С машинами на Камчатке тоже не всё просто. Аренда внедорожника с водителем обходится в порядка 15-20 тысяч рублей в день. Найти машину без водителя довольно сложно. Её редко дают в аренду, справедливо опасаясь, что после возвращения вся выручка уйдёт на ремонт. Кроме того, брать чужую машину (в непонятном техническом состоянии) и ехать по сложным «дорогам» Камчатки слишком непредсказуемо. Машину может унести при переправе, или она застрянет в ручье-снежнике, или просто сломается в глуши, где нет никаких запчастей. Водитель в этом плане берёт все риски на себя.

Небо Камчатки

За время экспедиции, я ездил с двумя разными водителями. Мы прорубались с ними в такие места, куда я сам бы, конечно, не сунулся, даже имея большой опыт внедорожных экспедиций. Однако местные машины, часто собранные на коленке, могут показать сюрпризы даже на хорошей по Камчатским меркам дороге.

У нас на одном из затяжных подъёмов был случай возгорания в салоне. Предохранитель, вместо того, чтобы обесточить систему, начал гореть в салоне и капать горящим (!) пластиком на ноги водителя. При этом водитель понимал, что подъём будет сложный, отлично знал свою машину и заранее принял меры.

В мёртвом лесу, в ожидании пока фотограф наснимается

Для передвижения по полуострову я заранее договорился с водителем на подготовленном Ниссане Сафари, который встретил меня сразу по прилёту в аэропорту Петропавловска. Мы закупили необходимые продукты на неделю и выехали на маршрут. Приготовления и дорога заняли полтора дня, на место мы прибыли лишь на следующий день.

У нашей палатки был персональный туалет. Фееричное зрелище

В том месте, куда мы отправились, в 2013 году произошло большое извержение вулкана Толбачик. Ещё на этапе подготовки маршрута, я узнал, что лавой залило основную дорогу, по которой ещё со времён СССР ездили геологи и лесорубы (а позже и туристы), и теперь приходится ехать по плохой дороге в объезд.

Когда я изучал информацию сидя в Москве, мне показалось странным – почему бы не ехать прямо по лаве, она же остыла. Ответ стал очевидным, как только я увидел масштаб того извержения. Прямо посреди самого обычного леса (более чем в 30 километров от вулкана) новая дорога проходила вдоль вертикальной чёрной стены высотой более 30 метров. Оказалось, что это и есть дальний язык лавы, которая местами доходила до вершин окружающих её деревьев. Проехать по этому завалу невозможно даже на танке.

Автопортрет. Окончание языка потока после извержения 2013 года. Невозможно передать масштаб этой штуки

Это путешествие полностью изменило моё представление о вулканах. Одно дело смотреть красивые кадры Discovery Channel с выверенными ракурсами, плохо представляя масштаб. Совсем другое — погрузиться в атмосферу, когда ногами ощущаешь глобальность того ада, что обрушился на эту землю.

Бесконечные лавовые поля потрясают воображение

В ходе моего путешествия было ещё немало интересных трудностей. Мы форсировали широкие речки, пробивали колёса о вулканические камни, а в конце на последних каплях дизеля спускались к местному посёлку.

Однако тут надо отметить, что для меня важно не столько преодоление каких-то сложностей и поиск приключений (хотя это тоже весело). Основной интерес всё же представляет погружение в атмосферу, поиск образов и ассоциаций. Поэтому я немного отвлекусь от экспедиционных деталей и расскажу про свой подход к путешествиям, съёмке и мотивации.

Восхождение на Мутновский вулкан

12 лет назад, как и многие фотографы, я начинал с обычной фиксации реальности: «Снимаю то, что вижу». Со временем я стал избегать научно-популярного подхода к фотографии, свойственного многим журналам и туристическим изданиям. В фотографии нет чётких разделений, но мне наиболее близко понятие art-фотографии.

Несмотря на важную для меня художественную составляющую, я никогда не делаю это в ущерб документальной ценности фотографий. Вся обработка соответствует стандартам ведущих международных конкурсов документальной фотографии, я никогда не делаю коллажи и не искажаю реальность, только лишь показываю её под определённым углом.

Мне не так важно передать географию тех мест, где я бываю — какая гора здесь самая высокая, какая река самая протяжённая и как она называется. Я не стремлюсь запомнить, кто и когда открыл то или иное место или какие виды цветов растут здесь. Вместо этого, я максимально погружаюсь в атмосферу местности, чтобы прочувствовать и передать эмоции и образы, которые рождаются в процессе съёмки.

Камчатка в этом плане совершенно особенное место со своей душой и энергетикой. Окружающие ландшафты переносят путешественников в другой мир, не похожий на то, что мы привыкли видеть в повседневной жизни. Это больше напоминает атмосферу фантастических книг или фильмов. И это невероятно цепляет.

Возможно, вы обращали внимание, что лучшие произведения искусства имеют не повествовательный характер, но обращаются к эмоциям и внутреннему миру зрителя (слушателя, читателя). Это более глубокий диалог, который не надоедает со временем: хорошую книгу можно перечитывать бесконечно.

Интересно, что когда начинаешь диалог со зрителем на уровне образов, некоторые простые, казалось бы, вещи подгружают очень широкий ассоциативный ряд, некоторый культурный код современного человека.

Камчатка до краёв насыщена близкими для меня образами. Дымящиеся лавовые поля, раскинувшиеся на километры вокруг. Леса, полностью состоящие из погибших во время извержения деревьев. Старые камни, покрытые мхом. Долины, засыпанные чёрным пеплом. И над всем этим возвышаются идеальные конусы вулканов.

Всю поездку меня не оставляло ощущение, что я попал во вселенную Толкина. Скандинавские мифы, лёгшие в основу его произведений, обретали здесь физическое воплощение. «Огнедышащие драконы», живущие в Одинокой Горе, время от времени разрушающие посёлки у озера, бескрайние пустоши, где не встретишь ничего живого, пещеры, проплавленные в камне огненными потоками.

Одинокая гора

Несмотря на то, что моя экспедиция проходила в середине лета, я почти всё время ходил в зимней куртке и шапке. Каждый день, вылезая из палатки, я оказывался в облаках, клубами проносящихся между чёрными скалами. Очень часто шёл дождь, и ветер дул, не прекращаясь. Это не самая комфортная для жизни погода, но она отлично дополняла пейзажи сурового края.

Выше я приводил пример из Толкина, но на самом деле количество ассоциаций, которые резонируют с природой Камчатки, поистине безгранично. Помимо книг, это и компьютерные игры, и музыка, и фильмы. Но чем мне особо нравится фотография, так это своей документальной ценностью.

Это не просто декорации, не образы, выдуманные художником. Это всё существует на самом деле. Можно оказаться в этом самом месте и бесконечно бродить между деревьями. Если подняться на холм, за ним откроется новый вид, а дальше ещё и ещё.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх