На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 354 подписчика

Свежие комментарии

  • Кулинарные рецепты
    Вот интересная статья по этому поводу https://poolka.ru/весенний-отдых-на-даче-как-правильно-о/Весна на даче: че...
  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...

Падуя. Джотто, который изобрёл телевидение

Падуя — прекрасный итальянский город в котором много исторических и культурных памятников, но вот один из них нужно отметить особо, это капелла Скровеньи, расписанная Джотто 700 лет назад.

Понравилось!

Именно благодаря ему фамилия Скровеньи, и сама капелла, прославились на века. Хотя великий Данте в своей "Божественной комедии" упоминает Реджинальдо Скровеньи, помещая его в седьмой круг ада, как грешника, занимющегося роставщичеством. В те времена давать деньги в рост считалось очень большим грехом. Только вот, думаю, что не каждый из нас читал это произведение, а если и читал, то не обратил на данный персонаж внимание. А вот сколько людей посетили капеллу и видели фрески..!

Сын ростовщика Энрико решает совершить акт покаяния. Он рассчитал верно, в 1300 году Римский папа объявляет юбилейный год. Это означает, что все люди, которые искренне хотят покаяться, должны прийти к Христу и они обязательно получат прощение грехов. Чтобы изгладить дурную славу об отце, он покупает землю на месте развалин древнего римского амфитеатра и строит здесь дворец, а при нём часовню во имя "Благовещения", известную ещё под названием Capella Arena, она была сооружена в 1303 году.

Почему именно "Благовещение"? Начиная с Иринея Лионского Сама Матерь Божия называется "Новой Евой". То есть тем человеком, с которого начинается наше спасение. Несколько позже Блаженный Иероним скажет: как от ветхозаветной Евы пришла к человечеству смерть, так от "Новой Евы", Пресвятой Богородицы, приходит к человеку спасение, воплощается Спаситель. Вот на чем базируется сюжетная, богословская линия этой капеллы.

Для её росписи он приглашает уже ставшего знаменитым Джотто, который на главной фреске Страшного суда изображает Энрико Скровеньи в лиловых одеждах, вручающего макет храма самой Марии. Лиловый — цвет покаяния. По сути в этой капелле возникает портретная живопись.

Внешне капелла выглядит аскетично, но это с лихвой компенсируют её внутренний интерьер. Её строение говорит о том, что изначально планировалось отвести ключевую роль фрескам. В ней нет перегородок, лепнины, карнизов и колонн, большая плоскость стен и потолка подлежали росписи.

В те времена фрески в технике аффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке,
была новым жанром искусства, а Джотто стал одним из первых великих мастеров этого жанра, родоначальником новой итальянской живописи. Сложность заключалась в том, что фреска писалась по влажной штукатурке разведёнными в воде красками. Размеры росписей были огромные. Кроме художественного таланта здесь нужна была и выносливость. Создание фресок считали “мужской” работой. Главным преимуществом аффреско была высокая стойкость. При высыхании, содержащаяся в штукатурке известь, образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной.

Но это всё предистория. Войдя в капеллу от изумления и восторга перехватывает дух, это непередаваемые впечатления. Настолько всё выглядит ярко, торжественно и масштабно. Краски для росписи свозились в Падую со всего Средиземноморья. Джотто использовал розовый, желтый, оранжевый и весьма дорогой в то время лазурный цвет, которым выписано небо, служащее фоном большинства сцен.

Хорошо, что с нами был экскурсовод, который мог сореинтировать и рассказать о том, что мы видим и в каком порядке это нужно смотреть. Хотя и прочитала заранее о фресках, но увидя всё своими глазами растерялась. Взгляд выхватывал то одни картины, то другие, хотелось увидеть всё сразу, не пропустить, так как время нахождения в капелле ограничено, но при правильном подходе успеваешь всё.

В общем это выглядит так — сияющий золотыми звёздами лазурный свод, в глубокой апсиде алтарь, отделённый от капеллы высокой аркой , а на стенах фрески, олицетворяющие события из жизни Христа и Богородицы.
Они расположены на продольных стенах тремя горизонтальными рядами, а каждый затем разделен ещё вертикальными линиями на несколько сцен.

Верхний ряд посвящён жизни Марии, её родителей, в среднем ряду сцены из жизни Христа. Страсти Господни и Воскресенье – представлены в нижнем, третьем ряду.

Сразу же восхищаешься, как гармонично сочетаются архитектура и живопись, они как бы созданы друг для друга. Не зря некоторые исторические хроники приписывают Джотто и постройку самой капеллы.


Меня, вопреки временному повествованию, сразу же привлекла фреска с картиной Страшного суда. Слева изображён рай, справа ад, которые резко контрастируют по цвету, небесно-голубой рай и черно-красная пасть ада.

На самом верху, на престоле, величественно возвышается Христос, как верховный судья, окружённый двенадцатью апостолами. Посередине держат крест архангелы Михаил и Рафаил.
Вверху фрески расположено небесное воинство, внизу же люди попадают в пасть ада, или же двигаются к небу, ведомые ангелами.

Левая часть композиции изображает адские мучения грешников, написано с фонтазией, прдставляю, как это впечатляло несколько столетий назад, это нас сейчас не удивишь, после просмотренных в кино ужастиков.
А значение добрых дел на пути к спасению выражено в сцене, в которой Энрико Скровенья передает девам милосердия макет построенной на его средства капеллы.

На противоположной стороне, находится алтарь, украшенный тремя красивыми скульптурами из мрамора, выполненными скульптором Джованни Пизано. Мадонна с младенцем считается одним из величайших шедевров Джованни за мягкость очертаний, за готическую элегантность разворачивания одежды, за выразительность, с которой смотрят мать и ребенок.

Над триумфальной аркой, которая отделяет алтарь, изображено "Благовещение" с Архангелом Гавриилом и Марией.

А далее в верхнем ряду, на боковой стене, следуют сцены из жизни родителей Марии — изгнание её отца из храма, затем встреча у Золотых ворот, бегство в Египет и далее по писанию вплоть до рождения.

Как уже упоминалось сцены из жизни Христа расположены в среднем ряду. На южной стене расположились сцены рождества и детства Иисуса.

На северной стене помещены сцены чудес и торжества Христа.

Здесь и его крещение, Воскрешение Лазаря, въезд в Иерусалим, предательство Иуды, тайная вечеря, арест, распятие, оплакивание и воскрешение.

Гнев

Милосердие, Правосудие, Стойкость
Под главными фресками Джотто имитирует мраморный цоколь и изображает человеческие пороки и добродетели — всего 14 образов, это — Глупость и Благоразумие, Непостоянство и Стойкость, Гнев и Воздержание, Несправедливость и Правосудие, Неверие и Вера, Зависть и Милосердие, Отчаяние и Надежда.

Несправедливость, Зависть, Неверие.
Только две аллегории изображены как мужские персонажи. Все они выполнены в серых оттенках, который словно превращает их в каменные изваяния. Эта техника была применена им впервые и в последующем получила название — “гризайль”.

Фрески, которые мы видим в капелле, в корне отличались от всех написанных ранее – Джотто "очеловечил" всех религиозных персонажей, их фигуры и лица стали реалистичны, они приобретают объем и живые эмоции. Впервые фигуры приобрели глубину, обозначены тени и светотени – изображения получаются уже не такими "плоскими", как раньше, и манера художественной передачи Джотто стала поворотным моментом в европейской живописи того времени.
Замечательный искусствовед сестра Венди Беккет однажды сказала об этом очень образно: если всё, что было до Джотто, можно назвать радио, то Джотто изобрел телевидение.

Время зкскурсии занимет около 40 минут. Из них 15 вы проводите в специальном буферном помещении, где поддерживается тот же искусственный микроклимат, как и внутри самой капеллы. Группа составляет 25 человек, поэтому войдя с улицы сразу же может изменить окружающую температуру и влажность, а здесь проходит период адаптации. При этом демонстрируется фильм о капелле, но на итальянском языке.


Рядом находится церковь Эремитани и монастырь августинцев-эремитов, сейчас в нём Муниципальный музей изобразительных искусств Падуи. Здесь выставлены работы Джотто, Гуариенто, Франческо Скварчоне, Джорджоне, Тициана, Тинторетто, Паоло Веронезе, Джироламо Романино, Джанбаттиста Тьеполо и др.,

!


а также археологический музей.

Фильм о капелле Скровеньи.

Источник

Картина дня

наверх