Пилатусбан считается самой крутой железной дорогой в мире. Весь маршрут от города Альпнахштадт до вершины горы Пилатус поезд проходит за полчаса, делая пару остановок по пути. Самый опасный участок железной дороги Пилатусбан — в конце, когда поезд въезжает в тоннели, а туристы судорожно вжимаются в кресла.
Вот здесь начинается настоящий швейцарский экстрим.
![](https://r3.mt.ru/r7/photo13B2/20507231071-0/jpg/bp.jpeg)
Пилатус — это горный массив в Швейцарских Альпах, одно из тех мест, где «надо побывать». Добраться до вершины горы можно тремя способами: по зубчатой железной дороге (из Alpnachstad), по канатной дороге (из Kriens) или пешком. Любой из способов подъема оставит незабываемые впечатления, главное — угадать с погодой. А она здесь переменчива — дождь может сменить солнечную погоду без предупреждения, и наоборот. И это порой по несколько раз за день.
![](https://r1.mt.ru/r7/photo74E0/20730303920-0/jpg/bp.jpeg)
Пилатусбан — старая железная дорога, ее открытие состоялось в 1889 году, а в 1937-м она была электрифицирована.
![](https://r1.mt.ru/r7/photo5455/20953376769-0/jpg/bp.jpeg)
Строительство железной дороги осуществлялось по проекту инженера с говорящей фамилией Эдуарда Лохера. Интересен факт, что, когда он предложил проект конструкции с двумя горизонтально движущимися зубчатыми колесами, его назвали чудаком. Сегодня же система Locher — одна из распространенных конструкций зубчатых зацеплений на железных дорогах.
![](https://r1.mt.ru/r7/photoDC4D/20176449618-0/jpg/bp.jpeg)
Для справки: зубчатая железная дорога — рельсовый вид транспорта, моторные вагоны (или локомотив) которого оснащены одним или несколькими зубчатыми колесами. Они включаются во время движения. Между обычными рельсами уложена зубчатая рейка, с которой сцепляется зубчатое колесо локомотива (или вагонов). Такая технология обеспечивает лучшее сцепление с рельсами при подъемах на уклонах до 16% и более (для сухих условий) и до 14% (при влажных условиях).
![](https://r3.mt.ru/r7/photoD509/20399522467-0/jpg/bp.jpeg)
В настоящее время в мире насчитывается более 150 зубчатых железных дорог. Эксплуатируемых постоянно (зимой и летом) — около 60 дорог. 50% всех действующих дорог приходится на Швейцарию.
![](https://r3.mt.ru/r7/photoB364/20845668165-0/jpg/bp.jpeg)
У этой страны самый продолжительный опыт эксплуатации таких дорог, самый современный подвижной состав собственного производства и самые крутые дороги (28% и 48% уклона). Кроме того, швейцарские дороги в большинстве своем прибыльны и рентабельны.
![](https://r5.mt.ru/r7/photo939E/20068741014-0/jpg/bp.jpeg)
Похвастаться зубчатыми дорогами также могут Австрия, Германия, Венгрия и ряд латиноамериканских стран (Бразилия, Венесуэла, Чили).
![](https://r3.mt.ru/r7/photoC217/20514886712-0/jpg/bp.jpeg)
Используют их как способ перемещения по туристическим маршрутам в гористой местности или как городской пассажирский транспорт (например, в Будапеште, Цюрихе или Штутгарте). На территории России зубчатые железные дороги отсутствуют.
![](https://r.mt.ru/r7/photo6F9D/20737959561-0/jpg/bp.jpeg)
По маршруту Пилатусбан курсируют 10 вагонов вместимостью 40 человек каждый. Максимальная пропускная способность дороги — 340 человек в час. Средняя скорость движения — 9-12 км/ч.
![](https://r1.mt.ru/r7/photo529D/20961032410-0/jpg/bp.jpeg)
Внутри вагонов чистота и интерьер в стиле 50-х годов прошлого века. В глаза сразу бросаются ручные стеклоподъемники и надпись «Не высовываться из окон». Это важно — есть участки дороги, где, вытянув руку из окна, можно сорвать горные цветочки или прикоснуться к скале.
![](https://r.mt.ru/r7/photo24CC/20184105259-0/jpg/bp.jpeg)
Сидеть в вагоне нужно лицом к вершине Пилатус. С левой стороны — пейзажи гор, скал, лугов, лесов, а с правой к ним добавляется потрясающий вид на озера и населенные пункты.
![](https://r1.mt.ru/r7/photoE271/20407178108-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r3.mt.ru/r7/photoBDA2/20630250957-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r.mt.ru/r7/photo4AFA/20853323806-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r2.mt.ru/r7/photoF08F/20076396655-0/jpg/bp.jpeg)
Ну и вокруг, как и по всей Швейцарии, слышен звон колокольчиков пасущихся коров. Те, кому интересен процесс управления поездом, могут сесть в первый вагон и наблюдать за работой машиниста.
![](https://r4.mt.ru/r7/photo2F00/20299469504-0/jpg/bp.jpeg)
30 минут в пути пролетают мигом. По маршруту поезд делает непродолжительные остановки.
![](https://r4.mt.ru/r7/photoB809/20522542353-0/jpg/bp.jpeg)
Одна из них, на станции Amsigen, длится пару минут — здесь у фермеров можно купить сыр. Но не как в России — из окошка поезда или на перроне, а пройти в домик, продегустировать сыр. Только поезд дегустаторов не ждет, им придется добираться на следующем по расписанию поезде.
![](https://r5.mt.ru/r7/photo97F4/20745615202-0/jpg/bp.jpeg)
Завершающий отрезок маршрута самый захватывающий — это проезд через тоннели, выдолбленные в скалах, это те самые уклоны в 48%, это обрывы в десятки метров высотой в метре от поезда.
![](https://r2.mt.ru/r7/photoBF10/20968688051-0/jpg/bp.jpeg)
В голове сразу возникает вопрос: «Как долго мы будем лететь, если откажут тормоза?» Шутка! Мысли о другом — не выронить бы фотокамеру и не сломать бы шею при въезде в очередной тоннель. Единственный минус от поездки по дороге, на который, впрочем, не обращаешь внимания, — это шум зубчатых колес.
![](https://r1.mt.ru/r7/photoF1FA/20191760900-0/jpg/bp.jpeg)
На вершине горы Пилатус Кульм чего только нет — отели, рестораны, кафе, сувенирные магазинчики, открытые и крытые смотровые площадки и пять пешеходных троп с перепадом высот до 60 м.
![](https://r3.mt.ru/r7/photoCF6D/20414833749-0/jpg/bp.jpeg)
Чем заняться: разглядывать пейзажи за окном и щелкать затвором фотоаппарата во время поездки на поезде по железной дороге Пилатусбан.
Как добраться: Альпнахштадт находится у подножья горы Пилатус. Добраться до Альпнахштадта можно на поезде из Люцерна (около 30 минут) или на пароме от причала №2 (1 час).
Экипировка: несмотря на соблазн протянуть руку и сорвать альпийский цветок, из окна высовываться нельзя.
![](https://r.mt.ru/r7/photo7960/20637906598-0/jpg/bp.jpeg)
Инфраструктура: поезд состоит из 10 вагончиков.
Как улучшить впечатления: выйти на одной из промежуточных остановок и купить сыра у местных фермеров. Правда, тогда придется задержаться и сесть уже на следующий поезд.
Стоимость входа: 68 швейцарских франков.
![](https://r.mt.ru/r7/photo7C55/20860979447-0/jpg/bp.jpeg)
График работы: с 8:10 до 17:50. Обратно последний поезд уходит в 18:45.
Где переночевать: в городе Люцерн или в отеле на вершине горы Пилатус.
Что привезти на память: сыр от местных фермеров, множество фотографий и впечатлений.
![](https://r.mt.ru/r7/photoA932/20084052296-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r1.mt.ru/r7/photo282C/20307125145-0/jpg/bp.jpeg)
Свежие комментарии