На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 358 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...
  • Имя Фамилия
    СТАТЬЯ О ТОМ КАК БЛУДНИЦА УЧИТ БЛУДНИКОВ, КАК РАЗВРАЩАТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ИСЧЕЗАЯ КАК НАЦИЯ.Японцы не хотят р...

У стен кавказской Трои

На узком перешейке побережья Каспийского моря (которое в действительности самое большое в мире озеро), укрытый от всего света отрогами Кавказских гор, стоит город Дербент, сокровище Дагестана, самый древний город России — с самой древней мечетью, самой древней синагогой и, как подозревают некоторые ученые, самым древним православным храмом. В этом сентябре городу исполняется 2000 лет. В канун столь солидного юбилея Бигпикча побывала на территории города-святыни и в очередной раз убедилась, насколько же невероятна, непостижима и по-прежнему неизведанна Россия.

«На самом деле многие до сих пор не без основания считают, что городу не две тысячи лет, а пять», — с доброй и хитрой улыбкой, что бывает лишь у настоящих горных старцев, приговаривает наш гид по крепости Нарын-Кала. Той самой, с которой здесь все и началось. 

Нарын-Кала — а по-другому «Солнечная крепость» — имя цитадели, соединенной с Каспийским морем двумя высоченными каменными стенами, занимающими сегодня особое место в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Большой загадкой этих стен является сама их кладка из циклопических блоков весом в сотни килограммов. Блоки правильной прямоугольной формы, не скрепленные никаким раствором, прижаты друг к другу так, что между ними невозможно просунуть лезвие ножа. Этот многокилометровый исполин — настоящее чудо российского Кавказа и единственная подобная постройка на территории России. Именно между этими стенами, призванными в свое время перекрыть для кочевников, захватчиков и других незваных гостей доступ в богатую Персидскую державу, и расположился сам город. Дербент, по сути, уникальная в своем роде оборонительная система, по сложности и монументальности своей способная утереть нос самой Великой Китайской стене. 

Каспийский проход — таково еще одно название этого «города тысячи имен» — был яблоком раздора множества войск, причиной устремлений сюда скифов, сарматов, аланов, гуннов, хазар, турок и других народов. Здесь пролегал один из важнейших участков Великого шелкового пути, а сам Дербент выступал перекрестком цивилизации, связывавшим Восток и Запад, Север и Юг. За все свои благородные тысячи лет Дербент пережил бурные исторические события, штурмы и разрушения, периоды упадка и расцвета, не раз героически сдерживал осады и нападения и лишь единственный раз сдался без боя. И не кому-нибудь, а великому русскому царю Петру I. 

В начале XVIII века, когда над городом, принадлежавшим в тот момент Персии, нависла угроза турецко-османского завоевания, Петр решил воспользоваться моментом и не дать старому противнику заполучить лакомый стратегический пункт, предприняв свой знаменитый Персидский поход. В августе 1722 года русская армия и транспортная флотилия с артиллерией и провиантом подошли к Дербенту. 

Население города во главе с местным наибом Имамом Кулибеком и мусульманским духовенством, смекнув, по всей видимости, что лучше уж русский мир, чем турецкая война, торжественно встретили императора и подарили ему два серебряных ключа от городских ворот. С этим днем связана еще и народная легенда: говорят, когда Петр подошел к воротам Дербента, в городе случилось землетрясение (что в целом не редкость для местного ландшафта). Но стоило императору коснуться стен Кавказской Трои, как толчки прекратились, уничтожив в умах дербентцев последние сомнения в величии русского царя. Так город впервые стал российским. 

 
 

Петр со свойственной ему хозяйственностью оценил все достоинства Дербента. Тут же были приняты меры по охране и благоустройству здешних земель, приказано построить гавань, открыты продовольственные склады, лазареты, фактории русских купцов. На месте, где находилась его землянка — а царь наотрез отказался жить в специально приготовленных для него ханских хоромах, — стоит сейчас современный, свежеотстроенный музейный комплекс с самым обворожительным экскурсоводом из всех, что вы могли повстречать за всю свою жизнь. 

И все-таки главную свою роль в мировой истории Дербент сыграл не как военно-стратегический объект, а как духовная и культурная Мекка. Во все времена город привлекал внимание известнейших мыслителей, писателей и историков со всего мира: от Геродота до Плутарха, от Марко Поло до Афанасия Никитина, от Александра Бестужева-Марлинского до Александра Дюма — все они в свое время побывали здесь, стремясь прикоснуться к одному из первых очагов мировой религии и цивилизации. 

Это по-настоящему удивляет: со смотровой площадки цитадели как на ладони открываются одна за одной древнейшие религиозные святыни и центры паломничества для верующих самых разных конфессий — Джума-мечеть, самая старая мечеть в России, чуть ниже за ней красивейшее здание с двумя шпилями — Армянский храм, еще ниже старейшая Синагога, центр многочисленной еврейской общины Дербента, и ближе всего к водам Каспия — Покровская православная церковь. Все на одной линии: отсюда и другое неофициальное имя Дербента — Второй Иерусалим. 

 

 

Но вот чего не ожидаешь уж совсем никак: ни разу за всю двухтысячелетнюю историю города здесь не случилось ни единого конфликта на межконфессиональном уровне. Веротерпимость — казалось бы, столь несвойственная южным народам — и есть изюминка этого удивительного места. Недаром в 2006 году Дербент был удостоен специальной премии ЮНЕСКО за толерантность — и это единственный город в Российской Федерации, отмеченный такой наградой. 

Для своего весьма преклонного возраста город невероятно живой. К юбилею его украшают и восстанавливают — Дербент прихорашивается парками, фонтанными комплексами, новыми мемориальными постройками и отреставрированными фасадами старинных зданий. 

Запутанные уличные лабиринты — чересчур витиеватая планировка города не раз становилась причиной домыслов ученых и исследователей — гудят свадебными клаксонами. Дагестанские свадьбы — пышные, шумные, щедрые — особая достопримечательность этих мест. Как, в общем-то, и сами свадебные салоны, комично расположенные буквально в каждом втором доме. 

 

Дербент патриархален: местные мужчины по-прежнему настоящие добытчики, а женщины — хранительницы очага, как это было здесь во все времена. Это угадывается во всем: и в поведении, и во внешнем виде, и в бытовых ритуалах — в городе множество мест, куда доступ женщинам запрещен вовсе. 

Например, многочисленные чайные — от самых простых до по-восточному нарядных — традиционный досуг здешних мужчин. Мужья собираются здесь по вечерам и ведут многочасовые беседы — своеобразный формат английского классического клуба, пока жены заняты домом и детьми.

Или, скажем, банная культура, ознакомиться с многовековой традицией которой можно либо посетив одну из сохранившихся действующих городских бань, либо заглянув в красивейший музейный комплекс в старом городе. Купальные ритуалы, всегда строго раздельные, занимающие в былые времена целый день, — часть местной культуры общения. Именно в банях раньше встречались с друзьями, делились новостями и проводили досуг. 

Дербент — один из ключевых кавказских центров виноделия. Здесь расположены известные на всю Россию и далеко за ее пределами Дербентский коньячный завод и завод игристых вин, входящий сегодня в десятку самых «оборотистых» винных предприятий по всему миру. Вино здесь полностью свое — из близлежащих виноградников, производится по собственным технологиям. Улыбчивых гостей щедро угощают бокальчиком из припрятанной в погребе коллекции раритетных напитков, например, вкуснейшей настойкой на розовых лепестках. Или пускают подивиться на иконостас в кабинете генерального директора — сплошь из диковинных именных бутылок. 

 
 

Вопреки сложившимся домыслам о суровом и диковатом дагестанском нраве, Дербент безопасен, по-настоящему гостеприимен и простодушно болтлив. Спросив у прохожего дорогу, вы в мгновение обзаведетесь добрым приятелем, будете приглашены на его домашний праздник и ознакомлены едва ли не со всей историей рода. Здесь вкусно, жарко, пестро и шумно, как на настоящем восточном базаре, где всегда любопытно и немного странновато. 

Здесь бегают дети, сигналят автомобили, обнимаются мужчины, судачат женщины, разносятся запахи свежеиспеченных сладостей и крики чаек с моря, здесь есть бедные и богатые, молодые и старые, спокойные и суетливые, счастливые и несчастные.

Здесь много подлинно человеческого, много настоящих историй, много преемственности, много вот этой бесхитростной мудрости, которую несет время. 

Много жизни. Такой, какая она есть и была все эти две тысячи лет. А поговаривают, улыбаясь, что и все пять. 

Источник

Картина дня

наверх