На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 355 подписчиков

Свежие комментарии

  • Кулинарные рецепты
    Вот интересная статья по этому поводу https://poolka.ru/весенний-отдых-на-даче-как-правильно-о/Весна на даче: че...
  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...

Вологда. Музей кружева

После посещения Вологодского кремля логично зайти в самый растиражированный и современный музей всего города – Музей кружева. Открыли его совсем недавно, в 2010г., в здании ровно напротив кремлевских стен (Кремлевская пл. 12, раньше здесь располагался Госбанк).



Внутри все сияет – позолота, белый мрамор, плоские экраны телевизоров в выставочных залах, все пояснительные надписи и тексты переведены на английский.. Одним словом, образцово показательно! Не случайно на открытии музея засветилось много чиновников Минкультуры РФ, губернатор области, мэр Вологды, представители генконсульств Польши, Бельги, Австрии и даже тогдашняя первая леди Светлана Медведева. Но что важнее – в музее действительно интересная экспозиция истории кружевного дела Русского севера (в основном, конечно, Вологодчины). 

В первых залах показываются образцы кружева разных западных стран. А также – сам процесс создания коклюшечного кружева. 

Если не ошибаюсь, образец фламандского кружева 18 века. Кружево вообще зародилось именно в Европе, главным образом во Фландрии и Италии. 

 

Вологодское кружево всегда плетется на коклюшках, таких вот тонких деревянных палочках. Также для изготовления такого кружева нужна подушка-валик, булавки и ,самое главное, - рисунок (сегодня на бумаге, а раньше в деревнях на бересте), который называется сколок. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор вологодского кружева, выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" ("сцепная" техника). 

 

В музее представлены образцы этого замечательного искусства начиная с начала 19 века – именно тогда кружевоплетение получило особенное развитие на Вологодщине. Отмечена даже дата - 1820 год, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским, и поставлять это кружево в Москву и Санкт-Петербург – так зародился этот народный промысел. Причем долгое время занятие это было по большей части домашнее - промышленным производством, направленным на тиражирование и продажу, вологодское кружево стало только в 20 веке (в 19в существовали лишь небольшие приусадебные «кружевные» фабрики). 

 

В следующем зале выставлены образцы повседневной и праздничной одежды северных крестьянок, украшенные ручным кружевом. Красота невозможная!) Кружево в крестьянском быту использовалось для украшения рубах, сарафанов, головных уборов, полотенец, скатертей, передников, подзоров к свадебным простыням. Причем сюжетные мотивы отличались традиционностью и даже некоторой архаичностью трактовки (чуть ли не времен язычества на Руси!). Пряжа была собственного изготовления. В каждом уезде был принят свой тип кружева, отличались между собой не только узорами, а даже плотностью нитей) 

 

Я долго разглядывала разные полотенчики, выполненные в смешанной технике – вышивка крестом + коклюшечное кружева. Так ровно, словно по линейке, а ведь вышивали «на глазок», без современных расчерченных схем.. 

 

Дальше уже предметы одежды и интерьера, 19-начала 20 века. Костюмы не исторические, а специально изготавливались для открытия музея по имеющимся эскизам (а вот эскизы, да, подлинно историчные). 

 

 

 

Абажур. Красиво, но по-моему опасно использовать – а вдруг перегреется ниточка какая и загорится?!.. 

 

Насколько я поняла, черные кружева – это по типу испанской мантильи, вроде платка для головы 

 

В советское время кружевоплетению дали новый толчок – к каждым юбилейным для советского правительства датам (очередной съезд партии, проведение всесоюзной выставки и тд) стремились сплести нечто особенное, удивить, так сказать. Что только не изображали кружевницы!..)) 

 

 

 

 

Пано называется «Достижения народного хозяйства СССР» 

 

Таким образом, к середине 20 века ассортимент кружевоплетения становится по-настоящему разнообразным. Когда освоили технику сцепки, то стало возможным изготавливать огромнейшие по площади предметы – двухметровые скатерти, портьеры, покрывала и т.д. 

В 60-х гг основали кружевную фабрику, и изделия кружевниц стали предметом массового тиражирования. Рисунки стали более лаконичными, строгими..Но какая же красота! И какой титанический труд… 

 

Например, для изготовления скатерти, диаметров 2 метра 30см, потребовалось участие десятка кружевниц, а вся работа заняла около полугода.. 

 

 

 

Вот делают даже такие украшения)) 

 

 

 

..и даже свадебные наряды! 

 

Еще немного вологодских кружевных узоров. 

Царевна-Лебедь 

 

Фрагмент круглой двухметровой в диаметре скатерти «Угощаю рябиной» 

 

Как я уже упоминала, кружевоплетение в Вологде достигло особенного развития в середине 20 века. В 1948г. вологодский художник Киркиж даже написал большую картину-триптих «Вологодские кружевницы». 

 

 

Во время моего посещения Музея кружева там проходила временная выставка «Кружевных дел мастерица», посвященная изображению кружевниц в живописи. Вообще, образ женщины за рукоделием – золотошвейки, пряхи, кружевницы, вышивальщицы – всегда занимал значительное место в изобразительном искусстве (вспомним Тропинина и Вермеера). Во все времена женщина, занимающаяся рукоделием, олицетворяла собой все самое лучшее – женственность, добродетель, уют, домашнее тепло и то творческое начало, которое преображало, одухотворяло быт.. 

Мне же приглянулась на выставке вот такая картина художника Н.М.Ширякина (1885-1952) «Портрет кружевницы А.С.Брантовой из кружевной артели колхоза Правда». 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх