Мой отпуск

• Кулинарные рецепты
    Вот интересная статья по этому поводу https://poolka.ru/весенний-отдых-на-даче-как-правильно-о/Весна на даче: че...
  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...

Северный Кавказ плато Бермамыт

В 2012 году мы впервые поехали в санаторий «Кругозор» в Кисловодске, причем, не как обычно в сентябре, а в начале июня. Я уже писала о том, что с возрастом меня перестали устраивать массовые экскурсии. Бежишь за экскурсоводом, стараясь не потерять из виду его флажок. Стоит остановиться, чтобы сделать 2-3 нормальных фотографии или получше рассмотреть что-то, как приходится потом бежать еще шустрее… Последний раз мы так бегали во Флоренции и в Риме в 2011 году.

Так вот, гуляем мы по Курортному бульвару в Кисловодске и периодически встречаем столики, за которыми предлагают билеты на экскурсии (сейчас их нет уже). Нам это не интересно, потому что в санатории есть свой экскурсионный столик. И вдруг я читаю: «Поездка на Бермамыт на внедорожнике УАЗ». Про Бермамыт мне уже рассказывали пятигорские подруги, и фотографии на флешке дарили. Места красивейшие! Конечно, мы решили ехать, тем более, что нас будет максимум 4 человека. В итоге мы поехали втроем (третьей была девушка из Питера), плюс, конечно, наш водитель-гид.

Про водителя несколько слов отдельно. Серьезный и плотный мужчина лет 50-ти, настоящий охотник, он организовывал охоту самым разным людям, а потом в свободное время решил возить желающих уединиться с природой на Бермамыт. Свои родные горы знал отлично и рассказывал о них с большой любовью. Нам, всем троим, он очень понравился!

Итак, в положенный день рано утром мы двинулись в путь. Ехать, в общем-то, от Кисловодска недалеко, примерно 50 с чем-то км, но до Бермамыта нет нормальной дороги, поэтому быстро и на чем попало не поедешь. Вообще, плато Бермамыт не является популярным и часто посещаемым курортниками местом. Туда из-за бездорожья не ходят экскурсионные автобусы. Короче, это не Домбай, не Приэльбрусье, не Медовые водопады и т.д., куда валом валит курортный народ. И прекрасно, что есть еще на Северном Кавказе такие места, где можно пообщаться с природой тихо и уединенно, где не стоят кафешка на кафешке, мангал на мангале, где пряно пахнет травами, и не ест глаза шашлычный дым! Так было 8 лет назад… Надеюсь, что хуже не стало, хотя, заглянув в интернет, обнаружила, что джиппинг на Бермамыт набирает обороты, и на своем транспорте туда стали чаще ездить. Маршрут подробно описан.

Плато Бермамыт — это одна из гор Скалистого Хребта, высота Большого Бермамыта — 2592 метра над уровнем моря, а Малый чуть повыше, но меньше размерами. Это место часто сравнивают с американским Гранд — каньоном. Не видела я это американское чудо, а Бермамыт произвел на нас всех огромное впечатление! Мощь и красота вместе покоряют и ум, и сердце навсегда! Пока выезжали из Кисловодска и до поселка Учкекен я досыпала. Потом мы еще какое-то время ехали по проселочной дороге, достаточно ровной и широкой. На горных лугах паслись лошади. На одном из спусков с красивым обзором остановились, поразмяли ноги, сделали снимки.

Табун на пастбище.

День был солнечный и ясный, но в горах погода меняется быстро и внезапно. Водитель спешил довезти нас до места поскорее, чтобы мы успели полюбоваться панорамой гор.Скоро мы свернули с хорошей дороги и поехали по еле заметной в траве колее, прямо по предгорным лугам вдоль ЛЭП.Оказывается эта линия и служит ориентиром, и приводит на Бермамыт. Тряска была та еще, но мне было ни до чего, я во все глаза разглядывала луговые травы и цветы и ждала очередной остановки.

Необъятные цветочные луга!

Наконец наш УАЗ (не машина, а зверь!) остановился, я выпрыгнула и начала быстро делать снимки, но оказалось, что мы почти доехали, и уже можно не спешить. Водитель высадил нас далеко от нужного места, чтобы мы могли пешком пройтись по красивейшим лугам. Он дал нам в руки рацию (связи сотовой на плато нет), велел держаться вместе, а когда дойдем до скал, не подходить близко к краю. «Камешек покатится, и вы с ним вместе укатитесь вниз! Если живы останетесь, мишки вас сгрызут быстрее, чем я до вас доберусь!» — наставлял он нас
В лесах под Бермамытом действительно водятся самые разные звери, в том числе, крупные кавказские медведи и шакалы. Наш гид показал, куда идти, назвал время встречи и уехал на конечную точку маршрута.

Анемоны - ветреницы.
Анемоны — ветреницы. А может и нет… У нас они другие.

Медвежий лук.
Медвежий лук в утренней росе.

В той поездке я впервые попробовала Медвежий лук или черемшу.Ну очень вкусная штука! Немного острая, сочная — чудо, какая травка-приправка! На Кавказе ее заготавливают в большом количестве и солят на зиму. На обратном пути мы тоже остановились за черемшой. Водитель набрал много, а мы взяли пучок, и потом пару дней ели ее в санатории по вечерам.
С тех пор я все никак не разведу черемшу на даче. Сначала семена не попадались, потом одна немолодая украинка привезла их (она много лет приезжает к нам на рынок с семенами весной), но выросло совсем не то, а лучок с плоскими перьями. Еще раз я купила пакетик уже с картинкой, но семена не взошли. В этом году увидела опять семена черемши, увы, просроченные, и не купила.

Скальные жители - примула и фиалка.
Скальные жители — примула и фиалка.

Горечавки - синеглазки!
Горечавки — синеглазки!

Мы постепенно поднимались по лугам все выше и выше. Роса сошла, стало тепло. От трав такой духмяный аромат пошел, воздух чистейший, аж голова стала кружиться. Вот тут-то я и повалялась немного в траве среди горных колокольчиков и лютиков.

Ах, как же хорошо!

Уже и Малый Бермамыт рядом. И мужу не терпится дойти до края пропасти.

Стой! Упадешь - мишки съедят!
Стой! Упадешь — мишки съедят!

В среднем обрывы вниз составляют 150-200 метров. Я высоты боюсь, потому не больно-то подходила к краю, а мужчине надо получить дозу адреналина и попугать меня. Дальше мы пойдем от Малого Бермамыта к Большому, где нас ждет УАЗ, а вы, дорогие мои, следуйте за нами и любуйтесь горами.

На священных камнях.

Такие сооружения из камней издревле складывают люди в горах. Когда-то они имели культовое назначение и складывались по особым канонам. В правом верхнем углу снимка Эльбрус. К сожалению, нет ни одной фотографии, где он ясно виден весь. Плато Бермамыт очень сильно влияет на погоду, особенно на формирование облаков. Вот и в тот день, пока я шла от цветка к цветку, а муж меня ждал, сформировалась шапка облаков и закрыла обе белые главы Эльбруса.

Перед вами Эльбрус-красавец. До него по прямой 35 км.
Перед вами Эльбрус-красавец! До него по прямой 35 км. А кажется, что он рядом!

Посидим минутку, переведем дух!
Посидим минутку, переведем дух! На горизонте за облаками Кавказский хребет.

Сердце екает, а взлететь хочется!
Сердце екает, а взлететь хочется! Облака чуток поднялись, открыв хребет Кавказа.

Мужчину тянет на подвиги! Внизу обрыв...

Пугалки-страшилки!

На память!

Наша девочка Оля далеко от нас не отходила. Вот мы и снимали друг друга по очереди.

Монахи.

Эти две скалы называют Монахами или Пальцами. Вниз от них метров 900 обрыв!

Цветы-скалолазки или Жажда жизни!

Амфитеатр.

Мне даже сейчас страшно смотреть на это фото. Скалы в этом месте образуют своеобразный амфитеатр. Ветер поднялся, а перемычка узковатая, с обоих сторон глубочайший обрыв...

А я тут посижу.
А я тут постою, так оно надежней!

Облака опять сгущаются, садятся на горы и темнеют. Пришлось одеть ветровку. Ею со мной поделились. С горами шутки плохи!

Площадка для храбрых.
Площадка для храбрых. Я к таковым не отношусь, а потому я буду фотографировать.

Вершина Большого Бермамыта.

Здесь самая большая глубина пропасти — больше 900 метров! На высшей точке стоит геодезический знак.Мы пришли к конечному пункту маршрута, пройдя примерно два с небольшим километра. Нас уже ждет водитель. Погода резко ухудшается. Пока мы гуляли, наш гид приготовил нам чай из кавказских трав и хороший перекус. Он показал нам нишу под скалой с широкой площадкой, где мы отдохнем и покушаем.

У него, настоящего охотника, все продумано и приготовлено: куда спрятаться от резкого холоднющего ветра, на что сесть, чем сполоснуть руки. Чай горячий и ароматный, мед горный, выпечка свежая — вкуснота необыкновенная, а перед нами панорама гор — глаз не оторвать! Но облака быстро превращаются в черные тучи, резко темнеет… Водитель поторапливает нас, ведь он знаток выкрутасов погоды в горах.

Снимок на память с водителем и его верным УАЗом.

Мы запрыгиваем в машину, а на нас уже сыплется град! Вот так горы! Показывают свой крутой нрав! Мы спешим уехать, чтобы миновать опасный участок дороги, пока не развезло...

Вот так в горах: то жарко, то холодно!

И опять лето!

Проехав крутой участок пути, мы остановились и пособирали черемшу. Вышло солнце, но день уже стал клониться к вечеру.

Вот он - символ Кавказа!
Вот он — символ Кавказа!

Этот орел долго летел перед нашей машиной, и в какой-то момент мне удалось заснять его через окно машины.

Цветы с Бермамыта.

Я привезла небольшой букет и поставила в санаторный кувшин. Меняла воду и берегла цветы. Они простояли у нас в номере почти до отъезда, напоминая о прекрасном путешествии в горы Северного Кавказа!