Мой отпуск

• Кулинарные рецепты
    Вот интересная статья по этому поводу https://poolka.ru/весенний-отдых-на-даче-как-правильно-о/Весна на даче: че...
  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...

Мумий Троллинг

Я проснулся еще затемно в небольшом гестхаусе поселка Сагада, что в филиппинских Кордильерах — высокогорной центральной части острова Лузон. Закинув рюкзак на плечи, потихоньку, чтобы не разбудить хозяев, я спустился по скрипучей деревянной лестнице со второго этажа, где находилась моя комнатка, и тихо вышел на улицу. Ноги ныли от вчерашних лазаний по пещерам, в одной из которых я чуть не распрощался c жизнью, но это уже другая история. А сегодня мой путь лежал в город Багио.

По еще темной и пустой улице я вышел на центральную площадь, откуда в 5 утра отправлялся автобус. Холодок на улице бодрил — по ночам в горах довольно зябко… На остановке издали я заметил одинокий силуэт. Как оказалось, это мерзла, скрутившись в свитерок и стуча зубами, старая знакомая — девчонка из Германии, с которой несколькими днями ранее я познакомился в другом городке. Приятный сюрприз! Будет с кем поболтать в дороге. Вокруг не было ни души, и мы еще долго ждали, когда наберется нужное количество пассажиров. Уже стало светать, когда наконец в густом тумане автобус тронулся в дальний путь.

В моих планах было увидеть пещеры Тимбак, о которых у меня было совсем немного информации. Я узнал, что пещеры эти находятся в горах, в труднодоступном месте в районе поселка Кабаян. Добираться до Кабаяна было очень неудобно — для этого надо давать большой крюк и возвращаться практически в эту же местность из Багио, но уже по другой горной дороге. От поселка до пещер надо было идти в трек с ночевкой по крутым горным склонам. Но! Накануне я вычитал, что добраться до пещер с недавнего времени стало возможно также и с другой стороны: не так давно была построена трасса, от которой до пещер гораздо ближе и это можно сделать всего за несколько часов. Именно по этой дороге, как вы уже догадались, я в тот момент и катил в автобусе. И собирался сойти на полпути, откуда, по имевшимся сведениям, к пещерам должна была вести какая-то тропа… «Как-нибудь разберемся! — подумал я. — Главное, мы уже где-то рядом!»

«Что же такого в этих пещерах?» — спросите вы. То же самое спросила меня с легким немецким акцентом и моя голубоглазая попутчица. «Там, в пещерах, в гробах, выдолбленных из цельных кусков деревьев, захоронены древние тысячелетние мумифицированные тела вождей местных племен — игоротов!» — торжественно объявил я. Когда я говорил об этом, у меня по телу аж пробежали мурашки. «Ведь это же сюжет, достойный очередной серии про Индиану Джонса! — продолжал я. — Эти мумии превосходно сохранились благодаря специальному методу обескровливания и “копчения”, который использовали эти племена, но он был утерян. Скоро к этим мумиям, входящим в список Всемирного наследия и находящимся под угрозой разрушения — климат, насекомые и т. д. — вообще обещают закрыть полный доступ и спрятать их для исследования. Но пока этого не произошло, мы, счастливчики, еще можем увидеть их воочию, а не в музее под стеклом! Если хочешь, пошли со мной, ведь другой шанс тебе навряд ли еще представится!»

Однако попутчицу мои рассказы нисколько не вдохновляли. Во-первых, даже после того, как я опросил весь автобус, показывая написанное на бумажке название, никто из присутствующих, включая водителя, не ведал, о чем идет речь. Во-вторых, она торопилась в Багио, откуда собиралась побыстрее улететь на остров Борокай — эдакий филиппинский аналог тайского Пипи, прописанный в любом путеводителе, где белый песок, пляж, на котором яблоку негде упасть, шумная тусовка и диско по ночам.

Всю эту историю с девицей я решил рассказать вам потому, что в последнее время я постоянно встречаю подобных девушек и парней, которые следуют по проторенному маршруту, по которому движется поток подобных им туристов, стоят на ушах на пати всю дорогу, а потом заливают свои фотки в «Фейсбук» на тему «Я — великий путешественник!». Эти люди, даже побывав где-то, с трудом могут что-либо рассказать о том, что они видели и чем Вьетнам отличается от Лаоса, за исключением Beer Lao.

Итак, я попросил водителя автобуса остановить меня на остановке на 44-м (кажется) километре трассы. Я понятия не имел, когда это случится, и вот в какой-то момент автобус неожиданно затормозил и водила знаками мне показал, что мол, все, выходи. Я выскочил из автобуса, который уже через секунду вдарил по газам и скрылся на повороте, оставив напоследок лишь густой столб гари. Я огляделся.

На противоположной стороне дороги имелась автобусная остановка, а рядом куда-то в гору уходила небольшая проселочная дорога. Спросить было не у кого, однако все оказалось намного проще, чем я предполагал, — на знаке, что указывал на местную школу, кто-то подписал, что к пещерам надо двигаться именно в этом направлении. Ура! Я чувствовал, что далеко в гору со своим 20-килограммовым рюкзаком не уйду, но делать было нечего, и я, взвалив поклажу, отправился в путь.

Не прошло и двадцати минут, как, уже изрядно запыхавшись, я увидел, что на одном из склонов горы разбиты террасы, на которых трудятся местные жители. Как уже бывало в таких случаях, с широкой улыбкой на лице я направился прямо к ним. Кое-как объяснившись, я знаками показал, что иду смотреть мумий и попросил разрешения оставить вещи у них в доме. Крестьяне удивились такому доверчивому иностранцу, но согласились. Поблагодарив радушных хозяев, уже налегке я резво зашагал все выше и выше. Вскоре домик фермеров и вовсе остался уже где-то далеко внизу… Вокруг открывались красивые виды.

За все время по дороге не проехало ни одной машины. Через какое-то время я наконец услышал звук тарахтящего где-то внизу авто. «Было бы классно поймать попутку», — подумал я. Минут через пять из-за поворота показался доисторический грузовичок, я включил все свое обаяние и стал голосовать. Грузовик остановился. Мы с водителем не понимали друг друга, но я как-то смог объяснил, что еду смотреть мумий. Дядька скомандовал залезать. Дорога вела все выше и выше прямо по краю пропасти…Пристегивание ремней в такой ситуации, я думаю, делу бы не помогло :)

Наконец мы куда-то подъехали… Как оказалось, это была местная начальная школа, расположенная прямо на обрыве. В школе водителю надо было что-то выгрузить, я же тем временем стал свидетелем выпускного, как мне объяснили учителя, концерта по случаю окончания учебного года…

Через некоторое время дядька скомандовал загружаться, и мы поехали трястись дальше — бетон кончился, и началась каменистая ухабистая грунтовка… Виды были просто жуть! Как с борта самолета. Шаг в сторону — и грузовик мог легко улететь на дно ущелья. Через несколько километров мы прибыли к единственному строению.

Водитель крикнул из дома какого-то пацана. Как единственный живущий здесь человек, пацан по совместительству был смотрителем пещер. Я поблагодарил дядьку, дав ему пару пачек местных сигарет, которые у меня всегда припасены для подобных случаев. Довольный, он распрощался и покатил по грунтовке куда-то дальше…

Было ощущение, как будто парнишка уже знал, что я вот-вот приеду, и ждал меня… Он взял связку ключей и махнул следовать за ним куда-то вниз по тропе в те сосны, что вы видите ниже…

Где-то далеко внизу виднелись красивые террасы (они были очень далеко, эти фото сделаны с большим зумом).

Вскоре мы стояли у пещеры с запертой на навесной замок нехитрой металлической оградкой. Небольшая пещера была наполнена гробами… Там же сбоку стоял местный аналог водки — для усопших…

Парнишка открыл крышку одного из гробов и вытащил его наружу.

Я сделал довольно много снимков мумии, чтобы не упустить детали… Мумия лежала в необычной позе — колени поджаты. Такой тип захоронения называется скорченным погребением. Считается, что покойному придавали такую же позу, в какой он находился в утробе матери, так как он рождается в новую (посмерную) жизнь. В России таким образом хоронили покойников в степях в бронзовом веке...

Несмотря на тысячелетний возраст, влажный климат насекомых и т. д., удивительно хорошо сохранилась кожа… Старейшины племен в этой местности издревле покрывали свое тело татуировками. Ногти тоже сохранились просто на удивление. Рядом с черепом в гробу также лежали волосы.

Как я понял, в пещере было еще несколько мумий, однако парень повел меня ниже по склону, где располагалась еще одна пещера… Она была также набита битком гробами. Некоторые выглядели старыми, некоторые сгнившие ящики, по-видимому, не так давно заменили...

Из этой пещеры мы вытащили еще одну мумию...

В Рунете информация по этим мумиям практически отсутствует. Да и в зарубежных источниках ее совсем немного. Принимая во внимание возраст, уникальность и сохранность этих мумий, меня это, признаться, удивляет…

Мне стало интересно, а почему у мумий открыт рот? Покопавшись на сайте провинции, я наткнулся на легенду о местном вожде Апо Анно, жившем, как я понял, где-то в XII веке. Вот небольшая выдержка: «Когда Анно умер, его тело, как тело человека, имевшего высокий статус уважаемого воина, было решено мумифицировать. Сразу после его последнего вздоха вождю открыли рот, куда начали наливать специальный настой. Они даже использовали свои собственные рты, чтобы "прокачать" настой как можно глубже в желудок. Через три дня его тело было помещено в ванну со специальными травами, после чего высушено на солнце. Процесс занял как минимум три месяца. Каждый день в жертву приносились животные. После того как тело полностью высохло и затвердело, его положили в гроб, сделанный из цельного ствола дерева, и захоронили в пещере".

Мы занесли гроб назад, закрыли пещеру и вернулись к избушке. Я не перестаю удивляться — я был там один всю дорогу. Увидеть такое! И чтобы никаких следов туризма. А девчонка хладнокровно проехала мимо. На Борокай! Какие уж тут мумии. М-да… Глядя на мир, нельзя не удивляться…

Пришло время возвращаться. На дороге стояли огромные корзины только что срезанных цветов. Под охраной! :) Вскоре показалась и хозяйка. Женщина живет в деревне неподалеку и выращивает здесь на склоне эти прекрасные цветы, которые затем скупает какой-то торговец и перепродает в городе втридорога.

На пути назад долину внизу просто на глазах стало заволакивать облаками. А затем и дорогу. На миг я почувствовал себя героем мультфильма «Ежик в тумане» :)

И вновь удача — позади меня раздался грохот трясущегося грузовика, набитого овощами! И вновь я оказался в компании местных жителей, которые с радостью согласились меня подбросить.

Через некоторое время я уже благополучно спустился с гор и стоял у дома крестьян, где еще недавно оставил свой рюкзак. У входа мое внимание привлекли вот эти корзинки. Что, вы думаете, в них лежит? Это редиска!

А теперь — ее реальный размер! Мичурин отдыхает ;)

Из дома вышла радушная хозяйка и, как я ни отговаривался, нагрузила мне в дорогу пару редисок… Ни о каких деньгах за хранение рюкзака тетушка и слушать не желала (как и те ребята на машине).

Вскоре я уже стоял на трассе. Время было только полпервого. Я тормознул проходящий автобус до Багио. Дальше меня ожидало интересное развитие событий. Но это уже другая история! :)

Несколько слов в заключение. Я был очень доволен, как все сложилось в этот день, и тому, что мне удалось увидеть. Мумии стали одним из самых запомнившихся моментов моего путешествия по Филиппинам. Стереотип о Филиппинах как о неспокойном и недоброжелательном регионе тоже был разрушен. Я еще раз ощутил на личном опыте, что там, где люди не испорчены массовым туризмом, они радушны и готовы прийти на помощь. Эта история скорее впечатление от увиденного, нежели энциклопедический материал, поэтому я не стал расписывать здесь исторические справки. Кому интересно узнать больше про мумий игоротов, могут почитать по-английски книжку, которая, как я понял, на сей день является основным исследованием в этой области.