Итак, у нас были свободные сутки на Соловках, которые стоило провести как можно более насыщенно. Как я уже упоминал, на Соловках, можно считать, нет общественного транспорта. Все туристы и паломники перемещаются пешком или на велосипедах. Конечно, есть возможность арендовать квадроцикл или машину, но тут цены вообще откровенно конские.
Мы выбрали вариант с велосипедами. Которые стоят от 500 до 1000 рублей в сутки и при этом большинство из них в довольно печальном состоянии, что не мешает им быть востребованными. Ибо велопрокатов всего два - в одном сдают в аренду полуубитые и убитые велики, в другом то, что уже не сдается в первом. Особенность- велосипед можно оставить около гостиницы, а если сломается - бросить в лесу и его заберут сами велопрокатчики без доплаты.Соловецкие дебри и болота мне напомнили Сахалинские (на севере Сахалина). Наверное это объяснимо и островом и в чем-то климатом. Взяв в аренду самый дорогой велосипед, да еще и двухподвес, я в составе членов экспедиции "На Север!" отправился смотреть белух. Это там такой туристический прикол - "посмотрите" белух. Чтобы их посмотреть желательно взять в аренду велосипед, плюс иметь оптику посильнее и болотные сапоги. Про оптику и сапоги никто особо и не говорит, а вот велосипеды в аренду сдают.
Через самые заболоченные участки проложены помостики из досок, которые скреплены без единого гвоздя. Просто и гениально я считаю. Да и безопасно - если дерево отсыреет и будет разваливаться, то никакой гвоздь не вылезет и не воткнется в ногу.
Сейчас Секирка больше известна, как памятник "зверствам ГУЛАГа". Хотя экскурсоводы говорят, что соловецкий филиал ГУЛАГа - С.Л.О.Н. (Соловецкий лагерь особого назначения) был довольно "курортным" и там погибло всего 50 000 человек. К тому же туда ссылали т.н. "врагов народа", то есть зачастую инакомыслящих и потому теоретически опасных граждан.
Вот могилы, где не успели никого похоронить и они до сих пор стоят как есть...
С самой Секирной горы открываются прекраснейшие виды. Водитель одного из автобусов, который возит паломников и персонал монастыря, рассказал (на правах аборигена), что на Секирной горе проводились массовые расстрелы. И расстреливали людей поставив их лицом в сторону красот и свободы... такое тонкое психологическое издевательство перед смертью, как он выразился. Просто посмотрите на пример этих видов...
А дальше... дальше я и остальные поехал смотреть на Соловецкую школу юнг и боцманов Северного флота СССР, точнее на то, что от нее осталось. Эта школа была основана в начале Великой Отечественной войны и принимала пацанов-добровольцев в возрасте 14-16 лет в свои ряды. Но многие так хотели попасть на фронт, что иногда приписывали к своим 11 годам еще 3 и шли туда. Чем эта школа заслуживает внимания, кроме того, что готовила советских пацанов к войне на морях? Попробую показать в картинках.
Если не ошибаюсь - это остатки офицерского клуба Школы юнг
Меня лично интересовало отделение юнг, готовившее рулевых, которое располагалось в Савватьево (Савватьевском скиту). Сейчас скит восстанавливают, до революции 1917 года тут жили монахи, после был С.Л.О.Н., потом школа юнг, точнее учебные классы. И учебные классы в вид учебных классов приводили сами пацаны своими силами.
Юнги жили в землянках, которые строили сами. Сами 11-16 летние пацаны. Взрослых не хватало - война. В условиях крайне короткого северного лета они построили себе землянки, переделали из корпуса С.Л.О.Н.а в учебный корпус. Но землянки все равно покажу, точнее то, что отних осталось. Вот этот котлован был вырыт руками детей, которые потом тут жили, уходили на фронт, а там уже как получится - кто-то больше никогда не возвращался на сушу. Котлован сейчас больше похож на овраг, но это один из тех самых котлованов...
Когда видишь такой кусок истории, совершенно по другому понимаешь фразу "эту страну не победить". Когда дети встают под ружье добровольно и еще сами в условиях чуть ли не вечной мерзлоты строят себе учебное заведение, чтобы научиться воевать, совершенно по другому начинаешь относиться к жизни вообще. Даже если это уже история.
Когда я оттуда выбрался, то решил все же ехать не в сторону дома (на юге), а в сторону Новой Сосновки (на севере). Искупавшись в озере Красном, я направил двухколесного коня в нужную сторону. Со мной почему-то не захотел ехать никто. Может быть это слишком домашние люди, может не любят приключения, может хотели поснимать красивые кадры, но из всей экспедиции ""На Север!" там побывал только я.
Именно на таких этапах понимаешь, что идеальным велосипедом на Соловках будет только двухподвес, велосипед с пепредним и задним амортизаторами. Арендный Stels, впрочем, был с очень хреново работающей вилкой, но задний амортизатор вполне себя показал.
Незадолго до Новой Сосновки я зачем-то разрешил панде посмотреть в навигатор... и эта подлая зверюга начала "давай съездим туда, давай сюда"... Скажу честно,я поехал в Сосновку для того, чтобы проскочив ее выйти на Ребалду и дальше по кругу объехать остров по периметру, вернувшись домой даже утром. И когда я говорил своим, что если не появлюсь утром вызывайте вертолет МЧС я шутил, но они не совсем оценили юмор и решили если что вызывать.
Сама Новая Сосновка - это 2 барака. Возможно, раньше бараков было больше. Там я познакомился с семьей, которая с маленьким ребенком пришла морем на байдарке из Кеми через острова по пути следования. Когда мне рассказывали, как они на островках пережидали шторм, что продукты остались только на НЗ, а сами уже перешли на "подножный корм" (грибы, ягоды) и при этом собираются и дальше морем идти... Я был поражен мужеством и безбашенностью.
Но путь до Ребалды был... В общем я почти по оси застрял в болоте, потыркался, утонул на всю высоту кроссовок, пару раз успевал прыгнуть с вела на камни, чтоб не утонуть ногами еще глубже и решил не ехать. На следующий день мне сказали, что это болотце надо или перебежать, чтобы не утопнуть, или пройти с палочкой, метров сто и будет дорога. Нормальная. В общем объехать-обойти пешком остров через северные точки я все еще хочу, наверное в следующем году уже.
На обратном пути я по совету панды Манды решил проверить "боковой съезд". Средний размер "булыжника", которым вымощена дорога - со средний тазик. Как это мостили в стародавние времена я не понимаю. Я не могу понять. Вообще.
Итак, я гнал в сторону дома, с попеременным успехом то верхом на велике, то неся его по боковым тропам вдоль огромных грязевых луж-бассейнов. Один раз разогнавшись с горки въезжаю в грязь, на этом участке я проезжал (в другую строну), но по дургой стороне дороги, скорость была в районе 15-18 км/ч и вел с наката (я стоял на педалях) намертво и довольно резко встает в грязи, хорошо успел на обочину спрыгнуть.
Уже на материке я посчитал, что в тот день я прошел пешком около 17 км, из которых километров 7 таскал велик вдоль грязи или по грязи, проехал на велике около 50 км по дорогам, которые вы видели на фотографиях, но фотографии не передают перепады высот и то в горку, то под горку - это как-то ну прям сказывается. А так как я взял с собой и толстовку и куртку, то в толстовке вечером стало холодно, одел куртку, вспотел. Перегрелся. Как добрался до дома посетил баню. А утром понял, что мне как-то плоховато...
Свежие комментарии