На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 353 подписчика

Свежие комментарии

  • Кулинарные рецепты
    Вот интересная статья по этому поводу https://poolka.ru/весенний-отдых-на-даче-как-правильно-о/Весна на даче: че...
  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...

Птицы, змеи и колено матери

Какие части тела принято расписывать только мужчинам, а какие — женщинам, что обычно изображают на себе влюбленные, зачем вообще подвергать себя болезненным процедурам татуажа и шрамирования. Автору этого репортажа удалось познакомиться с жителями маленькой африканской деревни в Бенине и узнать все подробности об этом древнем культе.

 

Знакомство с Сэмом

— Ekaro, Sam! (В переводе с языка холи: «Здравствуй, Сэм!»)

У Сэма нет ни паспорта, ни мобильного телефона. Даже больше — нет фамилии. Однако очередь к нему на прием впечатляет. Впору заводить секретаря. Все в юго-восточном Бенине знают его как лучшего татуировщика народности йоруба-холи из деревни Иже, что стоит как раз на границе с Нигерией. Несколько веков назад народность холи облюбовала земли вокруг современного города Кету. Теперь это их территории. По-научному холи составляют субгруппу народов йоруба.

 

Работы Сэма. Омовуми. Фото: Улита Липскова

 

Я и мой переводчик Куви прибыли в Иже до обеда, не очень-то надеясь на встречу со старейшинами и тем более на фотосессию с ними. Интересна традиция народов Западной Африки давать детям второе или третье имя в честь дней недели. Вот и Куви на языке фон переводится как «четверг». У Робинзона был Пятница, а у меня — Четверг. Сравнение с Робинзоном неспроста. Все перечисляемые здесь народности можно представить затерянными островами, куда практически не ступала нога пришлого человека, а уж белые ноги тут видели только на старых DVD-дисках в телевизоре, который один на всю деревню и работает от генератора.

 

Автор с Огбони — представительницей народности холи. Фото: Улита Липскова

 

Мы не рассчитывали на прием старейшин, поскольку едва закончилась эпоха сезонного ритуала оро. Оро «обложен тростником», как говорят в Бенине, то есть о нем ничего неизвестно. Мы знаем только, что ритуал проводится в июле-августе, что есть некий круг посвященных лиц, которые в нем участвуют. Обычно это старейшины и люди по местным меркам влиятельные. Как наш Сэм. Суть ритуала — в жертвах, которые по ночам в полнолуние приносят в Священном лесу, куда ни полиции, ни непосвященным хода нет. Кстати, Сэм использует в своем искусстве некоторые символы и выражения, которые явились ему в Священном лесу. Но о них можно только догадываться. В основных мотивах татуировок зашифрованы: рисовые поля, пальмовые деревья, птицы, змеи, наручные часы, колено матери, «эй, придержи-ка меня за бок» (для влюбленных) и ряд других.

 

Молодежь такие кофточки больше не носит. Фото: Улита Липскова

 

Приблизиться к миру духов

Сэм — потомственный татуировщик. А иначе и быть не может. Ведь цепкость пальцев, а главное, стамина — в генах. Вкупе с артистическими идеями они рождают настоящие произведения искусства на лицах, а чаще животе, плечах, спине, подбородке его клиентов и клиенток. Отец Сэма еще в колониальные времена (60–70-е годы XX века) накалывал татуировки либо во время магических церемоний, либо в медицинских целях. Сэм же отталкивается от эстетических задач. Мужчины холи лишь обозначают татуировками свое лицо. Женщины расписывают все тело. Изыском считается татуаж области подреберья, надгубной ложбинки, внешней и внутренней части рук и ног. Татуировки или шрамы для их носителя имеют сакральный смысл. Ведь многие из них связывают своих «новых друзей» с мистериями древних культов и традиций татуажа, приближают к миру духов, а в Нигерии – и к личному chi (ангелу-хранителю).

 

 
Старейшина деревни Иже Ога Абеги в синей шапке, слева – его брат Акики и справа с сигаретой – Сэм. Фото: Улита Липскова
  

Как мне поведал старейшина деревни Иже Ога Абеги, татуаж исстари говорил о плодовитости женщины и отдавал дань моде, в то время как шрамирование служило принадлежностью к определенной этнической группе или большой семье.

Вернемся к Сэму. Зачастую его клиенты — женщины, которые слабым полом в Иже вовсе не считаются, так как они отвечают за тяжелую работу. Татуировки и шрамы имеют право носить все желающие начиная с 10 лет. Последние, как правило, делают ближе к 40.

 

12 игл

Перед созданием татуировки будущий рисунок чертится на лице или теле куриным пером, обмакнутым в сажу. Чтобы татуировка продержалась всю сознательную жизнь клиента, она должна состоять из семи слоев, нанесенных друг на друга в течение одного дня. Татуировка набивается при помощи 12 крепко связанных жгутом игл. Эта конструкция захватывается одной рукой, а свободной рукой татуировщик разглаживает кожу клиента и слегка ее пощипывает. Вся процедура сдабривается алкоголем вовнутрь. Некоторые не справляются с болезненностью процедуры и останавливаются после трех-четырех слоев, которые стираются через семь-десять лет.

 

 
Лидия: «Ради красоты!» Фото: Улита Липскова
  

После кровавой части операции в раны затирают измельченный до порошка уголь, сок растения эфо оду или сажу, чтобы затемнить порезы. Заживают татуировки четыре-пять недель. По утрам рекомендуется втирать в место татуажа масло пальмовой косточки.

Стоимость татуировок варьируется и в среднем достигает 1000–2000 сейфа (€2–3). Деньги платят почти всегда металлом, кидая монетки в миску с водой, которая стоит на входе в хижину мастера татуажа. Иногда Сэму необходимы «полотна» для внезапных порывов художника, и тогда он выполняет свою работу бесплатно.

 

Послание для любимого. Фото: Улита Липскова

 

Традиции нанесения татуировок сохранились в Бенине лишь у холи, в Нигерии — у фулани, камбери и дуккава. Почему? В эти изолированные сообщества не проникли ни миссионеры, ни западный образ мышления. Там вообще мало кто был. Местные европейскими языками не владеют, за пределы своей деревни не ходят, книжек не читают. Но они знают о жизни что-то такое, чему стоит у них поучиться, внимательно следя за их взглядами и изучая их традиции. Радует то, что наша история имеет счастливый конец. У Сэма подрос сын, который решил продолжить дело своего 53-летнего отца.

 

 
Говорит Сэм. Несколько сыновей стоят за ним. Фото: Улита Липскова
  

«А что такое Африка?»

Попрощавшись с Сэмом и жителями деревни, мы с водителем отправились дальше — в Нигерию. Забавный сюрприз поджидал нас в местности Дукку, куда мы заехали случайно. Вот какой диалог состоялся у нас с представителями местной народности дуккава:

— Откуда вы?

— Из России.

— Это дальше, чем Дукку?

— Да.

— Дальше, чем Контагора?

— Да, — улыбаюсь. — Это вообще не в Африке.

— А что такое Африка?

В такие моменты понимаешь, что именно за этим и ездишь по подобным забытым цивилизацией местам. Здорово, что они еще существуют!

 

  Мужчина народности дуккава. Фото: Улита Липскова   
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх