В Антарктиду тянуло достаточно давно и на это было несколько причин. Ну, во-первых, в свое время мой отец, будучи метеорологом, несколько раз зимовал в Антарктиде, в том числе и на полярной станции «Беллингсгаузен», куда я и намеревался совершить бросок. Во-вторых, была мечта посетить в своей жизни все континенты нашей огромной планеты, а как не крути Антарктида один из них. Так как кроме Антарктиды оставались еще и другие непокоренные мною материки, то до поры, до времени я не особо интересовался тем как можно туда слетать, но к концу года сошлось все — осталась непокоренной только Южная Америка и Антарктида и появилось немного свободного времени, чтобы нормально подготовиться и осуществить поездку. Чем я и занялся в ноябре. Первое с чем я столкнулся это то, что в российском Интернете практически нет никакой серьезной информации по этому направлению — все что есть это практически однотипные перепечатки с иностранных сайтов и совершенно однотипные туры. Поэтому больше информации о возможностях и особенностях поездки было почерпнуто не из российского Интернета. Сколько бы я не пытался найти хоть какие-нибудь рассказы или отзывы российских туристов так ничего и не нашел. Так что надеюсь что мой рассказ частично ликвидирует этот пробел и будет кому-нибудь интересен.
После долгих поисков вырисовалось две возможности добраться до Антарктиды — первая на самолете, вторая на корабле. При этом если вариантов круизов множество и разброс цен достаточно велик, то вариантов долететь на самолете не так уж и много. Есть какие-то полеты из Кейптауна в район российской станции «Новолазаревская», но проводятся они не регулярно и стоят каких-то сумашедших денег и кроме того существует требования по минимальному количеству людей. Летают самолеты из Чили, но в район станции «Беллингсгаузен». При этом из Чили рейсы являются регулярными, но проходят в основном антарктическими весной-летом — с ноября по апрель. Вроде бы что-то еще летает из Аргентины, какие-то упоминания были и про Австралию, но зачастую это оказываются чартеры, которые авиакомпании готовы организовать для больших групп туристов.
Как я уже писал выше вариантов круизов множество, осуществляются они из разных мест — из Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Чили и Аргентины. Минимальная длительность такого круиза семь дней. Размеры и комфортабельность корабля могут быть абсолютно различными и в состоянии угодить любому как самому взыскательному, так и неприхотливому туристу. При этом во время круиза вы обойдете достаточно большой кусок Антарктиды и познакомитесь со всем разнообразием его фауны. С флорой там совсем плохо — по сути один только мох и то не везде:-) Но зато громадное количество разновидностей пингвинов! Если у вас есть возможность посвятить этому путешествию достаточное количество времени, то однозначно надо ехать в круиз! Уверен — впечатлений и отличных фотографий будет масса!
Мне вариант с круизом не подходил — не было достаточного количества времени, а возможность пойти в недельный круиз на устариваюшие меня даты я упустил — все места были выкуплены. Честно говоря я не сильно переживал на сей счет, так как перспектива в неделю болтаться на корабле в Южном океане не очень меня прельщала, да и времени уж очень в избытке не было. Поэтому я остановился на варианте добраться до Антарктиды через юг Чили.
С этой целью я отослал письма с вопросами четырем российским туркомпаниям, которые, если верить их сайтам, занимались организацией туров в Антарктиду. Ответ я получил только от одной компании — Сард трэвел. Осознанно пишу здесь их название и хочу именно прорекламировать их, так как уже по завершению поездки могу сказать, что компания сработала отлично, на пять с плюсом и это стоит того, чтобы упомянуть здесь. Не самое популярное конечно направление, а к тому же у меня по-пути в Антарктиду была куча проблем — из-за плохой погоды в Европе у меня слетели все стыковки (об этом можете прочитать отдельный рассказ), но ребята меня ни где не оставляли одного с проблемой и чем могли пытались помочь! Ну и кроме того, на всем протяжении моего путешествия меня не поджидало никаких неприятных сюрпризов (ну не считаем перелет), т. е. все что компания обещала она сделала (гостиницы, гиды, трансферы и т. п.) и сделала с оговоренным качеством и без каких-то заминок. А это очень важно в таких серьезных поездках. Поэтому еще раз большое спасибо Сард Трэвелу и особенно Сергею!
Вобщем после обмена письмами с различными уточнениями мы окончательно определились с датами и маршрутом. Вылет 17 декабря из Москвы в Мадрид, там трехчасовая стыковка и перелет в Сантьяго. Ночевка в Сантьяго и 19 декабря перелет на юг в город Пунта Аренас. 22 декабря вылет в Антарктиду, ночевка на чилийской станции и на следующий день отбытие обратно в Пунта Аренас, оттуда в Сантьяго — экскурсия по городу, плюс поездка в Вальпараис.
Так как в районе чилийской Патагонии, так и в Антарктиде достаточно неустойчивая погода, то всем туристам направляющимся в Антарктиду настоятельно рекомендуют приехать да два-три дня до предполагаемой даты вылета, так как могут быть какие-то изменения. При этом при оформлении тура необходимо подписать бумажку о том, что ты понимаешь на какие риски ты идешь, не будешь в случае чего предъявлять претензии и даже если рейс будет отменен из-за погодных условий тебе вернут не всю оплаченную тобою сумму.
Кстати о деньгах! Из Пунта Аренса существуют два вида туров — однодневный и двухдневный. Однодневный стоит 3000 долларов, двухдневный 4000 долларов США. Не дешево, чего уж там говорить, но выбора, как я уже писал, особого нет! Перелеты и организацию пребывания на станции обеспечивает чилийская авиакомпания DAP,
Вобщем все формальности были улажены, тур полностью проработан, деньги заплачены и 17 декабря я двинулся в сторону Антарктиды и вечером 19 декабря прибыл в Пунта Аренас. До вылета в Антарктиду оставалось два дня. Сразу скажу — в Пунта Аренасе делать совершенно нечего — городочек совсем маленький без каких-то серьезных памятников или еще чего, что интересно было бы посмотреть. Все достопримечательности Пунта Аренаса можно посмотреть за полдня. Поэтому особо там туристы не задерживаются, а переезжают в город Пуэрто Наталес (примерно в двух-двух с половиной часах езды) и делают это с одной только целью — посетить Национальный пакт Торрес дель Пайне. И оно того стоит, поверьте мне!!! Места красивейшие, множество совершенно не боящихся человека животных! Огромная территория и прекрасно организованный сервис, который удовлетворит все запросы!
Посетив Торре дель Пайне и съездив к колонии магеллановых пингвинов (30 минут езды от Пунта Аренаса)
Так же на брифинге становится понятен состав делегации. Я совершенно забыл сказать ранее о том, что лететь в Антарктиду придется на шестиместном самолете Beechcraft King Air 100, ну плюс еще два пилота. Поэтому наша делегация и состояла из шести человек — я, представляющий Россию, семейная пара из Англии, молодая девушка из США, которой родители по какому-то поводу подарили эту поездку, индус, работающий в Google, ну и конечно же китаец:-) Я даже пошутил в том духе что мы в шестиром представляем добрую половину человечества! :-) Ну это не сложно имея в составе китайца и индуса:-)
Кстати, забыл упомянуть — этот маленький King Air используется только для двухдневных поездках в Антарктиду, для однодневных, из-за их большей популярности, используется так же малоизвестный BAE-146, который вмещает до 60 пассажиров.
Выезд был намечен ранний — за мной машина заехала в 4–30 утра. В аэропорту мы были в начале шестого утра, быстро прошли все полетные формальности (они абсолютно такие же как и на обычных рейсах) и в шесть утра пошли на взлет…
Минут через десять после нас на полосу приземлился еще один самолет, который, как мы выяснили зафрахтован группой из десяти американцев, которые прибыли в десятидневный тур по «долинам и взгорьям» Антарктиды. Ребята очень основательно подготовились к поездке, даже закупили одинаковые куртки и штаны, в том числе на двух пяти-семилетних детей.
Вот такой большой и шумной компанией мы проследовали в направлении чилийской станции.
Вообще чилийскую станцию сложно назвать научной, в отличие от станций из других стран. В соответствии с Договором об Антарктиде, подписанным многими странами, Антарктида является ничейной территорией, на которой не могут располагаться военные базы никакого государства. А мало того что Чили считает вот эту часть Антарктиды своей и даже называет ее Chileno Antartico, так в основном на этой станции работают военные из чилийских ВВС и ВМФ, а чисто научных работников практически и нет. Так что основные битвы за Антарктиду еще впереди… А обосновались чилийцы там основательно — помимо собственной взлетной полосы они имеют на станции школу для детей служащих там военных, свой госпиталь, отделение банка, церковь, сувенирный магазин и почтовый офис. По сути своей это уже небольшое поселение, в котором проживает более ста человек. Прямо по соседству с ней располагается российская полярная станция «Беллингсгаузен». Вообще границу между станциями с первого взгляда определить довольно сложно.
Сразу по прибытию на чилийскую станцию нам провели экскурсию по ней, после чего вручили дипломы подтверждающие наше посещение Антарктиды. Правда сразу после их вручения у нас их забрали, чтобы мы их не намочили или не потеряли, так вот отдать их назад нам забыли и на момент написания данных строк я нахожусь в переписке с чилийцами пытаясь согласовать отправку моего диплома курьерской почтой:-)
Сразу после церемонии с дипломами мы отправились в сторону острова, на котором проживает большая колония пингвинов. При этом пингвины Адели совершенно спокойно шастали и по территории станции, совершенно не смущаясь присутствия людей.
Перед тем как отправиться на остров нас попросили одеть поверх нашей одежды горнолыжные костюмы и огромные резиновые сапоги, что вызвало у нас некое недоумение — мы и так были одеты не плохо и каких-то проблем от нахождения на улице не испытывали. На что гид нам сказал что одеть их все же стоит и это в наших интересах так как место в которое мы едем является по сути своей птичьим базаром и как на любом птичьем базаре вся его территория покрыта толстым слоем птичьего помета… Поэтому если мы хотим сохранить в целости и чистоте свою одежду и обувь, то в наших же интересах одеть предлагаемую одежду. Пришлось с этим согласиться, и как выяснилось дальше совершенно правильно.
Пятнадцать минут на резиновой лодке под мотором и мы прибываем к колонии пингвинов.
Сразу после пингвинов возвращаемся на станцию и отправляемся к лежбищу морских слонов. Идти до них километра два-три, но при этом приходится сначала штурмовать гору, а потом спускаться по очень крутому склону усыпанному мелкими камнями, приходится быть осторожным. При подъеме почва временами представляет из себя густую, вязкую жижу и в одном из таких мест наша американская сподвижница умудряется залезть в нее так, что не может поднять из нее ни одну из ног и погружается в нее сантиметров на тридцать-сорок. Приходится идти к ней на спасение с риском самому застрять в этой жиже, которую я перед этим предусмотрительно обошел. Мишель, а так звали нашу сподвижницу, пытается предпринимать самостоятельные попытки выбраться из месива, но ни к чему хорошему это не приводит — в один из моментов у нее левая нога выскальзывает из сапога и она чуть было не потеряла равновесие и не плюхнулась в грязь. Вобщем с горем пополам я вытащил ее ноги из жижи и вывел на сухую землю, посоветовав дальше следовать за мной.
Посещение морских слонов так же не оставило равнодушных людей — животные действительно близко подпускают к себе, по сути на столько, на сколько у вас хватит смелости. Вот лично я подходить очень близко к самцу морского слона не решился — больно уж здоров и суров на вид, а на деле проверять уровень его миролюбия не очень хотелось:-)
Это здание банка на чилийской станции
Китайская станция конечно же поражает своим масштабом. Двух-трехэтажные
здания, все совершенно новое и частично требующее внутренней отделки. Но так было далеко не всегда и как бы для сравнения китайцы пока оставили здание, в котором они жили раньше.
По прибытии на станцию нам были продемонстрированы помещения в которых нам предстояло провести ночь. Это были небольшие комнаты с двухспальными кроватями и общим санузлом. Все достаточно скромно, но вполне комфортабельно для того, чтобы провести одну ночь.
Наши полярники как-то не очень любят когда их станцию посещает большое количество туристов, поэтому в нашей программе не было предусмотрено ее посещение и общение с работающими там учеными. Программа подразумевалось только посещение православной часовни.
Меня такой расклад не устраивал и поэтому я заранее связался с нашим Институтом Арктики и Антарктики (ААНИИ), который располагается в Санкт-Петербурге и попросил людей знавших моего отца замолвить за меня словечко и получить разрешение на посещение станции. Впринципе, как я понял дальше, этого можно было заранее и не делать — наши полярники вполне рады видеть соотечественников. Хоть какое-то новое лицо после года зимовки в окружении одних и тех же людей. Но все же если у вас в программе не будет предусмотренно посещение станции «Беллингсгаузен», то следует попросить чилийцев позвонить начальнику нашей станции и получить разрешение на визит. В принципе это формальность, но соблюсти ее все же нужно. Уверен что отказа вы не получите.
Вобщем разместившись (я предусмотрительно занял нижнюю кровать) и бросив свой багаж я отправился на нашу станцию.
Добрался до нее с легкостью — идти-то метров сто:-) я сразу отправился к начальнику станции. Посидели, попили чаю, после чего меня пригласили на ужин. К сожалению, фотографий с нашей станции у меня не так много, т. к. я увлекся общением с полярниками и было как-то не до фотографии. Но общение получилось очень интересным и душевным. Быт наших полярников организован вполне достойно — есть все что, чтобы скрасить непростые будни зимовки. А главное есть дружный и сплоченный коллектив, которым руководит суровый, но справедливый начальник станции.
Конечно же сейчас там работать гораздо комфортнее чем пятнадцать-двадцать лет назад. Есть даже Интернет, присутствует телефонная связь и полярники даже вполне успешно пользуются ип-телефонией. На станции показывают два российских телевизионных канала — ОРТ и РТР-планета.
В здании где мы располагаемся работает wi-fi и работает вполне прилично. Конечно большие объемы информации отправлять не получается, но чтобы почитать новости, проверить почту скорости вполне хватает. Почему-то не получилось воспользоваться скайпом, возможно имеются какие-то сетевые настройки, которые его режут. На российской станции полярники пользуются скайпом — видео конечно не очень качественное, но голос проходит вполне качественно. Закончил разбирать фотографии, проверил почту, бокальчик белого вина и спать. Заснул моментально — день был очень насыщенным, да и вставать перед вылетом пришлось очень рано.
Встал пораньше и пошел в сопровождении Алехо еще погулять в расположении российской станции и посетил расположенную там церковь Святой Троицы. Красивая, лаконичная церковь
Дальше погулял по округе, после чего со сподвижниками отправились в сувенирный магазин, расположенный на чилийской станции. Сувениры совершенно обычные, ничего такого, что нельзя найти в Пунта Аренасе. Более интересно было посетить почтовый офис. Там можно отправить открытку или письмо домой, а так же поставить себе в паспорт печать удостоверяющую посещение Антарктиды. Проделав все это пошли собираться в обратную дорогу.
В заключении могу сказать что у меня получилось совершить прекрасное путешествие! Антарктида прекрасна и величественна! Скупая, суровая, но по-своему красивая природа! Там встречаются животные, которых вы больше нигде не встретите в дикой природе, зоопарки не в счет! Туда хочется вернуться, но это будет уже совсем другая история!
Свежие комментарии