На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 354 подписчика

Свежие комментарии

  • Кулинарные рецепты
    Вот интересная статья по этому поводу https://poolka.ru/весенний-отдых-на-даче-как-правильно-о/Весна на даче: че...
  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...

Пушкин. Феодоровский собор

В начале двадцатого века все больше именитых архитекторов стремились создать произведения на основе исконно русского зодчества. Творцы петровской столицы уже порядком устали от модной до той поры западной архитектуры, и для них важной задачей было «возвращение к истокам». В обход модерна, навеянному модой с Запада, архитекторы начинают возводить постройки в так называемом «неорусском» стиле. Среди наиболее известных фамилий –  Щусев, Малютин и, конечно, Покровский, который оставил после себя жемчужину Феодоровского городка:   так был назван комплекс сооружений, выстроенных в стилеXVIIвека. Имя этой жемчужины – Феодоровский собор.

История возведения храма

Место для строительства храма было выбрано неслучайно: именно здесь, в Царском Селе, с конца девятнадцатого века стояли деревянные казармы Сводного пехотного полка и конвоя Его Величества. Царская охрана состояла из людей глубоко верующих, которые не раз обращались к государю с просьбой построить храм, куда они могли бы ходить, чтобы помолиться. Николай и его супруга, императрица Александра Федоровна, были ревнителями православия и с пониманием относились к таким просьбам.  Церкви Царского Села, в том числе и церковь Александра Невского, возведенная в Малиновой гостиной Александровского дворца, были открыты для всех прихожан и моментально наполнялись народом. Царская охрана продолжала настаивать: они заслуживают на свой собственный храм, построенный по велению государя.

Тогда Николай решил построить здесь целый архитектурный комплекс, стилизованный под старину. Его квинтессЭнцией должен был стать собор: царь лично выбрал поляну и отмерил ее шагами – на этом месте и возвели Феодоровский храм.

Строительство собора было приурочено к памятной дате – трехсотлетнему юбилею правящего дома Романовых. Назван собор был в честь Феодоровской иконы Божьей матери, которой царь Михаил Федорович – первый в монаршей истории Романов – был венчан на царство в 1613 году.

Первоначально проект был доверен архитектору Померанцеву. Зодчий замышлял построить грандиозный собор, взяв за основу проекты церквей архитектора Константина Тона. Но вскоре стало понятно, что его видение будущего храма совсем не совпадает с желанием императора. Поэтому Померанцева сменил Владимир Александрович ПокрОвский, который основывался на чертежах оригинального Благовещенского собора  в Москве, еще не измененного последующими пристройками. Покровский считал необходимым в своих работах ориентироваться на памятники старины – позиция, с большим энтузиазмом встреченная императором.

Возведение одноглавого собора завершилось в 1913 году. Внешне строгий и простой, храм изнутри поражал великолепием: за настенную роспись отвечал специальный комитет во главе с Ширинским-Шихматовым. Во время строительства возникла идея создать и нижнюю церковь –  пещерный храм, где впоследствии часто бывала царская семья. Николай активно следил за процессом возведения храма: ему предоставляли эскизы настенной росписи и ярких мозаик, отражавшие забытые некогда традиции старорусского зодчества. Царская семья лично финансировала строительство храма, выделив 150 000 рублей – по тем меркам, это была огромная сумма. Тогда Николай даже представить себе не мог, что быть прихожанином храма ему придется очень недолго…

Дальнейшая судьба

После расстрела царской семьи в 1918 году часть имущества Феодоровского собора была передана Екатерининскому дворцу, еще часть впоследствии получил Русский музей. Советская власть, словно безжалостный палач, искореняла в народе символы христианской веры, и подавляющее большинство церквей и храмов было разрушено или стало использоваться совсем в других целях. Не избежал этой участи и Феодоровский собор, который закрыли в 1933 году. Верхний храм превратился в кинотеатр, нижний же служил помещением для хранения документов и кинопленки.

Еще большим ударом для собора стала Великая Отечественная война: он серьезно пострадал от обстрелов. Была разрушена часть стен, сгорела церковная утварь. Доподлинно неизвестно, как использовали храм после окончания войны: говорят, что в его помещениях хранились овощи. Реставрацией полуразрушенного памятника русского зодчества занялись лишь в 1985 году, а в 1991 собор наконец-то вернули Русской Православной Церкви.

Это интересно…

На семьдесят пятую годовщину расстрела царской семьи возле собора был установлен бронзовый памятник Николаю Второму. Легенда гласит, что последний русский император когда-то посадил на этом месте пять дубков – по количеству своих детей, которые, увы, разделили горькую участь своих родителей. Император был первым, кто заложил камень в фундамент будущего собора.

Примечательно, что царская семья очень часто бывала в храме, посещая его не только во время церковных праздников, но просто, чтобы найти утешение в святом месте. Многие почитатели Николая и Александры, причисленных после смерти к лику святых, часто приезжают в Царское Село. Они обязательно посещают Феодоровский собор, чтобы побывать там, где когда-то молились последние царствующие Романовы.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх