На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 361 подписчик

Свежие комментарии

  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...
  • Имя Фамилия
    СТАТЬЯ О ТОМ КАК БЛУДНИЦА УЧИТ БЛУДНИКОВ, КАК РАЗВРАЩАТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ИСЧЕЗАЯ КАК НАЦИЯ.Японцы не хотят р...
  • Run Николаева
    2 раза про Новосибирск  и ни разу-про Красноярск...10 самых красивых...

Сахалин: субъективный практический обзор (Часть 1)

Aug. 21st, 2009 12:39 pm 

Техническая информация

На Сахалине я пробыл с 26 июля по 9 августа 2009 года. За это время посетил Холмск, Южно-Сахалинск, Корсаков, добрался через Невельск до самой южной точки острова – мыса Крильон, прошел участок заброшенной железной дороги Холмск – Южно-Сахалинск, посетил Александровск-Сахалинский и доехал до Горячих Ключей, расположенных к северу от поселка Ноглики (маршрут обозначен на карте справа от этого текста). Передвигался, в основном, автостопом и пешком, один раз проехал на электричке.

Плюсы и минусы

Как и большинство других мест на востоке нашей страны, Сахалин более примечателен природой, нежели рукотворными объектами. Таких выдающихся природных памятников, как Камчатка, Сахалин не содержит, однако даже имеющихся в наличии хватит на несколько недель, а то и месяцев пешеходных походов. Здесь есть горы, пляжи, водопады, озера, термальные источники, да и сама островная природа, столь резко отличающаяся от материковой, – вполне себе достопримечательность. Ее основные особенности: густая и буйная растительность, которая превращает в сложнопроходимые джунгли почти любой лес (особенно бросаются в глаза гигантские лопухи, достигающие человеческого роста) и богатая фауна (рыбы, крабы, тюлени, медведи, змеи, лисицы) – источник смертельной опасности и одновременно хороший способ пропитания.

Из рукотворных сооружений интересны автомобильные и железные дороги, проходящие по красивым местам (в том числе заброшенные железные дороги, об одной из которых я расскажу отдельно), маяки, туннели и мосты, расположенные в живописных местах. Города на Сахалине не очень интересны – большая часть построек относится к советскому времени и, за редким исключением, смотреть на них не очень интересно.

Особое положение на Сахалине занимает японское наследие. Японцы владели южной половиной острова сорок лет – с 1905 г. по 1945 г. – и оставили после себя много своеобразных зданий, монументов, военных сооружений. Многие автомобильные и железные дороги были первоначально проложены ими, а потом уже сохранены или заброшены русскими. А сегодня японцы оставляют сахалинцам в наследие свой автотранспорт: 90% бегающих по острову машин – подержанные японские иномарки.

Главный минус Сахалина, резко выделяющий его из ряда других регионов – высокие цены. Ночлег, еда, транспорт – почти все здесь в полтора-два раза дороже¸ чем в среднем по России. Другие минусы характерны для большинства российских регионов и ничего специфичного не несут: плохие дороги, слабо развитое транспортное сообщение, отсутствие туристической инфраструктуры и т. д.

Информация

В путешествии я пользовался двумя источниками информации.

Статья о Сахалине в «Вольной энциклопедии»
Путеводитель по Дальнему Востоку серии «Вокруг света» с главой о Сахалине

И того, и другого оказалось явно недостаточно, но никаких других толковых путеводителей найти не удалось, в том числе в книжных магазинах Южно-Сахалинска. Есть только всякие туристические буклеты, роскошные издания с красивыми фотографиями и прочая макулатура, ненужная в путешествии. Книжек с описанием туристических маршрутов найти не удалось.

Зато в тамошних книжных можно купить хорошие карты по острову, в том числе подробный топографический атлас с двухкилометровым масштабом, выпущенный в 1994 г. Имейте в виду что карты, даже выпущенные недавно, могут устареть или содержать неточную информацию. Скажем, я хотел проехать по дороге от Корсакова до Анивы, идущей вдоль побережья, и только на месте узнал, что мосты на ней смыло еще лет десять назад, проехать по ней невозможно и чтобы попасть в Аниву, надо будет вернуться в Южно-Сахалинск. Или на картах может отсутствовать поселок Кузнецово, расположенный посередине между мысом Крильон и поселком Шебунино.

Еще пробовал читать книгу А.П. Чехова «Остров Сахалин», но не осилил. После бодрого и интересного начала, повествующего об истории острова и первых впечатлениях из путешествия, Антон Палыч чересчур углубляется в малоинтересные статистические данные: сколько жителей в каждом поселении, сколько из них женщин и мужчин, чем они занимаются и т. д. Читать это скучно и даже описания судеб каторжан выглядят довольно однообразными. Кроме того, мне порекомендовали книгу Дорошевича "Сахалин (Каторга)" – пока не читал, ничего сказать не могу.

Попадание

Основных способов два: воздушный и водный.

Что касается воздушного, то на Сахалине есть три пассажирских аэропорта – в Южно-Сахалинске, Зональном и Охе. Из них есть регулярные рейсы в разные города на материке, в том числе в Москву, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Владивосток, Советскую Гавань, а также в разные города Китая, Южной Кореи и Японии. Иногда бывают распродажи и спецакции – так, например, недавно можно было улететь "Аэрофлотом" из Москвы в Южно-Сахалинск за 6 тыс. руб. в один конец. Из Москвы в Южно-Сахалинск летают две авиакомпании: из "Шереметьево" - "Аэрофлот", из "Домодедово" - "Трансаэро". Местная авиакомпания, осуществляющая рейсы в разные города Дальнего Востока - "Сахалинские авиатрассы".

Имейте в виду, что из поселка Зональное нет рейсов в Южно-Сахалинск, зато из него можно улететь в Советскую Гавань и Хабаровск. Сделать это можно с помощью авиакомпании "Амурские авиалинии", чьего сайта я почему-то так и не нашел.

Недавно открытый аэропорт в Ногликах, как я выяснил, принимает только чартерные рейсы с рабочими и специалистами, едущими на нефтяные проекты.

Водным путем можно попасть из Ванино (Хабаровский край) в Холмск (Сахалинская область). Паромы эти ежедневные и круглогодичные. Ходят они без четкого расписания, а цена растет каждый год, значительно опережая инфляцию, плюс скачет в зависимости от сезона (летом – дорогие, зимой – дешевые).

Дешевле всего уплыть на Сахалин с 1 февраля до 15 июня. В это время самый дешевый базовый тариф – 652 руб. (плюс стоимость бронирования, плюс автобус до пристани и еще несколько пунктов, которые удорожают стоимость еще на 200 рублей). Дороже всего плавать с 16 июня по 31 августа. В это время величина базового тарифа от 825 руб. (сидячее место) до 2580 руб. (каюта-люкс). Так, например, я взял самый дешевый билет за 1065 руб. За эти деньги вам достается так называемое палубное сидячее место. Точного места в билете не написано, каждый занимает такие места, какие ему вздумается, и ночевать многим пассажирам приходится либо сидя в кресле, либо лежа на вещах в помещениях на нижней палубе.

Что касается переправки автомобиля на своем пароме, учтите, что это удовольствие стоит 8-10 тыс. рублей. Правда, автомобилистам при этом дают за недорогую цену место в каюте. Например, я ехал из Южно-Сахалинска до Хабаровска с одним знакомым, и должен был добавить всего 1360 руб. за койку в двухместной каюте (а ему, соответственно пришлось заплатить за свою койку и перевозку автомобиля еще около 10,5 тыс. рублей).

Паром идет от 12 до 24 часов в зависимости от погоды, наличия топлива и настроения капитана. Когда я плыл, паром шел и туда, и обратно около 20 часов. Лучше заранее забронировать билеты: бронь стоит 120 руб., причем ее у вас, скорее всего, сдерут, даже если вы будете покупать билеты за три часа до отхода парома. Телефоны порта Ванино – (42137) 5 77 08, порта Холмска – (42433) 6 60 98, 9 64 27, 6 65 16. За сутки до даты отправления нужно позвонить в порт и узнать время прибытия парома – тогда начинается погрузка пассажиров и груза, а сам паром отходит где-то тремя часами позже.

На пароме есть столовая (каждому пассажирам дают талон на один бесплатный обед плюс он может купить что-то еще – цены не слишком высокие) и душевые кабинки (двадцать минут в душе стоят 90 рублей).

Отдельно нужно сказать про попадание в Ванино, из которого идут паромы на Сахалин. Первый путь – из Хабаровска по автодороге через Лидогу – либо на своей машине, либо автостопом, ибо рейсовых автобусов сюда нет. Второй путь – железнодорожный. Ванино – одна из конечных станций Байкало-Амурской магистрали, и сюда ходят поезда из Владивостока, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Любителям оригинальных путей могу порекомендовать следующую комбинацию: доплыть на метеоре с речного вокзала Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре (отплывает в 7.00, прибывает в 12.50) за 630 руб., погулять несколько часов по городу, а потом уехать из него на поезде в Ванино (отправляется в 16.56, прибывает в 5.31) за 300 руб (место в общем вагоне).

Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинск. Воскресенский собор

Южно-Сахалинск. Музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»

Южно-Сахалинск. Бывшая резиденция японского губернатора Южного Сахалина, ныне - краеведческий музей

Поселок Зима (окрестности Южно-Сахалинска)

Трасса Южно-Сахалинск - Корсаков

Завод по производству сжиженного газа в Пригородном (окрестности Корсакова)

Корсаков

Корсаков. День корейской культуры

Корсаков. Вознесенская церковь

Трасса Южно-Сахалинск - Невельск

Невельск

Горнозаводск

Дорога на мыс Крильон

Стоянка рыболовной бригады

Сопка Коврижка

Село Кузнецово

Ольга из Южно-Сахалинска, работница краеведческого музея

Игорь из Южно-Сахалинска, автор книг об истории Сахалина

Мыс Крильон издалека

Земляные валы и рвы древней крепости Сирануси

Медвежьи следы

Пароход "Луга", севший на мель в конце 40-х гг.

Маяк на мысе Крильон

Самая южная точка Сахалина и пролив Лаперуза

Ольга из Барнаула, работница метеостанции на мысе Крильон

Трасса Невельск - Холмск

Холмск. Железнодорожный вокзал

Электричка Холмск - Николайчук

Железная дорога Холмск - Южно-Сахалинск

Руины железнодорожной станции Камышево

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх