На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 361 подписчик

Свежие комментарии

  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...
  • Имя Фамилия
    СТАТЬЯ О ТОМ КАК БЛУДНИЦА УЧИТ БЛУДНИКОВ, КАК РАЗВРАЩАТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ИСЧЕЗАЯ КАК НАЦИЯ.Японцы не хотят р...
  • Run Николаева
    2 раза про Новосибирск  и ни разу-про Красноярск...10 самых красивых...

Стамбул наизнанку

Красочный, яркий, шумный Стамбул в глазах туристов выглядит как огромный восточный базар, обрамленный древними руинами, мечетями, ресторанами и лавками, вокруг которого по Босфору снуют кораблики. Но стоит отойти немного в сторону, и открывается колоритная изнанка, где живут обычные люди, не обремененные туристическими заботами. У них свой темп жизни и нет цели увидеть все достопримечательности за один день.

IMG_5571

Первые впечатления

В Стамбул впервые нужно въезжать ночью и желательно на автомобиле. Только так можно увидеть масштабы четырнадцатимиллионного мегаполиса. Как будто гигантский желоб города засасывает в себя движущихся по эстакадам сверкающих красным и белым светом змей. Огромные автостанции, из которых ежедневно отправляются по стране тысячи комфортабельных автобусов скорее напоминают аэропорты. Все вокруг несется, бурлит и транспортный поток не стихает далеко за полночь. Таким я увидела впервые Стамбул и была поражена мощью огромного города.

IMG_5453

Но по мере продвижения авто к центру старого города поток стихает, скорость замедляется и вот уже можно рассмотреть минареты мечетей, блеск воды в бухте Золотой Рог и паромы, снующие через Босфор. А на восходе солнца, Стамбул раскрывает свои объятия и демонстрирует сокровища, исторически доставшиеся ему за не одну тысячу лет: византийские и османские древности, мечети и дворцы, башни и подземные цистерны. Вся эта старина собирает вокруг себя туристов, жаждущих увидеть своими глазами разрекламированные в туристических буклетах достопримечательности. Очень впечатляет Айя София, но вместе с тем утомляет ожидание в очереди. Или поход по музеям – познавательно, интересно, но не столь волнующе, как прогулка по узеньким улочкам района Фатих.

IMG_6006

В 1453 году Константинополь был завоёван Османской империей. К собору Святой Софии были пристроены четыре минарета, и он стал мечетью Айя-София. Но в 1935 году турецкий президент и реформатор Кемаль Ататюрк издал указ и превратил мечеть в музей. В этом статусе Святая София пребывает по сей день.

Сойдя с туристической тропы

IMG_6019

А ведь стоит только перейти через бульвар Ататюрка, поглазеть на акведук Валета, под которым снуют автомобили и желтые такси, и открывается совсем другой Стамбул. Здесь мальчишки играют на улицах в футбол, на балконах развешано белье, из окон доносятся ароматы кёфте, шкворчащего на сковородке. А в чайной на углу сидят мужчины и пьют насыщенный с терпким вкусом сладкий чай. Зеленщик продает овощи и крупы с велотележки. И углубившись в кривизну несуразных улочек можно почувствовать себя Гешей из «Бриллиантовой руки» — совершенно непонятно куда идти, и в какой стороне света ты находишься. Как будто и не было час назад толп туристов и очередей в кассу.

DCIM100GOPRO

IMG_5339

В азиатском Стамбуле все слегка по-другому – эта часть города больше приспособлена для жизни, нежели туристическая часть на европейской стороне. Хотя и там, стоит отъехать от старого города, начинаются многоэтажные современные районы. Это по-настоящему нетуристический Стамбул, таящий в себе плюсы и минусы. Над Босфором возвышаются зеленые холмы, среди которых прячутся жилые дома, виллы и даже дворцы. Тем, кто хочет просто прогуляться или посидеть в чайной на берегу Босфора понравится азиатская часть Стамбула. Особенно красивый вид на закате с широкой Босфорской набережной в районе Ускюдар: с рыбацкими лодочками, скамейками над водой в несколько рядов для зрителей, наблюдающих за светопреставлением над куполами мечетей Султанахмета и Девичьей башней.

IMG_5844

Кофе, знаменитые голландские тюльпаны, венский штрудель – все это на самом деле наследие Османской империи и было завезено в Европу с территорий принадлежавших современной Турции.

Транспортные тонкости

IMG_5698

Местные жители, в том числе и автомобилисты предпочитают пересекать Босфор на паромах. Паромы ходят как часы, стоят недорого – за три лиры можно из Европы попасть в Азию. Автомобилям дороже, но все равно выгоднее, чем ехать в объезд по пробкам и в итоге все равно платить за проезд по мосту. Кстати, оплата за проезд по автомагистралям и мостам осуществляется с помощью стикера (наклейки) HGS. В Турции уже не осталось традиционной системы оплаты, когда при въезде вы получаете талончик, а при выезде оплачиваете в зависимости от пройденного расстояния. Поэтому приезжим приходится искать наклейки в почтовых отделениях или на заправках, где их днем с огнем не найдешь. Нам так и пришлось кататься «зайцами» на своем авто по Стамбулу и турецким автобанам.

IMG_5272

Паромы отправляются с нескольких пристаней, одна из самых оживленных – Эминёню.  Это даже не пристань, а целый комплекс, протянувшийся вдоль берега бухты Золотой Рог. Отсюда курсируют паромы и кораблики по всему Босфору. Попадая на нее в час пик испытываешь легкий шок от многочисленности народа, количества причаливающих и отчаливающих корабликов и запутанного расписания.

IMG_5928

Стамбульская подземка, сооружённая в 1875 году, занимает третье место по старшинству после лондонской и нью-йоркской.

Кроме парома на азиатский берег можно за те же 3 лиры добраться на подводном метро Мармарай. Это название получилось от объединения турецкого слова «Marmara», что означает Мраморное море и слова «ray» означает рельс. Не нужно воспринимать все буквально, здесь нет мрамора и позолоты, которые можно было бы ожидать в оформлении такого тоннеля в восточной стране. Наоборот — все очень скромно, но функционально. Главное, что этот тоннель наконец-то соединил две железные дороги: знаменитый Восточный экспресс теперь может смело проехать под водой, соединив европейскую часть с азиатской. Идея построить такой тоннель пришла еще султану Османской империи Абдул-Меджиду, правившему с 1839—1861. В итоге построить его удалось только в начале 21 века благодаря японским технологиям и инновациям. Самый глубокий участок тоннеля находится в 60 метрах от поверхности залива.

IMG_5444

Столица уличной еды

IMG_5556

Галатский мост усеян рыбаками с удочками, а макрель, плавающая под сводами моста, смеется над ними и не спешит клевать. Каждый день с раннего утра до поздней ночи сотни рыбаков забрасывают крючки в воды бухты Золотой Рог и к вечеру приносят домой свой ежедневный улов. Стамбульцы любят рыбу, и готовят ее не хуже баранины. В районе Галатского моста преобладает рыбное меню. Балык-экмек, или попросту рыба, приготовленная на гриле, уложенная в булку с овощами и луком. Это блюдо готовят на передвижных грилях и на грилях-катерах, качающихся на водах бухты. Мидии, фаршированные рисом, политые лимонным соком продают поштучно с подносов на пристани. Возле Галатского моста на небольшом рыбном рынке есть кафе на открытом воздухе, где можно отведать дары моря, тут же приготовленные на огне. Все абсолютно свежее, только что выловленное, источает ароматы и истекает соками – пальчики оближешь!

IMG_5447

Стамбул негласно получил титул мировой столицы уличной еды. Причем качественной, вкусной и даже полезной.

Про стамбульскую еду стоит рассказать отдельно. Классическая шаурма (по-турецки денер) – не чета тому, что продают в наших ларьках. Настоящий денер готовится из баранины и на углях, он должен впитать ароматы дыма, чтобы стать тем самым, настоящим блюдом. К мясу подают айран в маленьких баночках с пластиковой крышкой. Она легко протыкается соломинкой, через которую его удобно пить. А с многочисленных тележек продают кукурузу на гриле, печеные каштаны зимой и невероятно тягучее мороженое летом, симиты – огромные бублики с кунжутом и вкуснейшие вафли, наполненные всевозможными начинками (самые вкусные пекут в районе Бебек). А еще фреш из апельсинов и гранатов – у набережной продают по три лиры, а на рынке всего по лире за стакан.

IMG_5849

Традиции и безопасность

IMG_5226

Не смотря на стереотипы, Турция- одна из самых безопасных стран. Можно не бояться и смело бродить по бедным районам, по крайней мере в светлое время суток никто не обидит. Есть миф, что девушкам не стоит ездить в Турцию в одиночку. Хотя турецкие мужчины любят европейских женщин, но достаточно воспитаны и ведут себя цивилизованно. Случаи открытого насилия против иностранцев здесь крайне редки. Я на себе испытала турецкую честность: потеряла на паркинге в супермаркете мобильный телефон, а когда подошла к охране – они отправили меня в бюро находок, куда определили мою пропажу.

IMG_5337

Стамбул называют городом кошек. Пушистых друзей здесь миллионы, и стамбульцы их очень любят.

Приезжая в Стамбул, все же не стоит забывать, что это мусульманская страна и нужно уважать ее культурные традиции. Посещая мечети в свободные от молитв часы, женщинам нужно покрыть голову платком, и всем без исключения разуться. Исключение — некоторые большие мечети, куда доступ для женщин закрыт даже при соблюдении ими всех требований к одежде и поведению.

Микс Азии и Европы

IMG_5998

Турки по-особенному относятся к своей стране. Они ее искренне любят и считают, что все, что сделано в Турции – самое лучшее: ездят на произведенных в Турции машинах, пользуются турецкой техникой, отдыхать предпочитают на турецких курортах, что не удивительно. Такой патриотизм неслучаен – постарался знаменитый Ататюрк, сделав из Турции настоящую державу и светское государство. Его изображение можно увидеть повсюду – пожалуй это самый почитаемый человек Турции. Повсюду флаги государства, и это не просто мода – это настоящая любовь к родине и искренний патриотизм. Хорошим доказательством служит то, что турки сами ходят в свои музеи и водят туда детей и школьников.

IMG_5298

Удивительно, но Стамбул переворачивает все представления об азиатской стране, демонстрируя сочетание бережно хранимых глубоких исторических слоев и ультрасовременных технологий. На фоне шума, рыночной суеты, криков муэдзинов с минаретов город наполнен современным транспортом и технологиями, которые не портят его внешний облик. Пожалуй, Стамбул – один из немногих городов, с собственной душой, такой многогранной, широкой и хлебосольной, что хватит на всех без исключения. И эту душу чувствуешь сразу, как только нога ступает на древнюю землю, при первом общении с местными жителями, открытыми и улыбчивыми. В такой город хочется непременно вернуться, чтобы снова ощутить биение его пульса, ритм которого звучит в унисон с миллионами сердец еще долго после возвращения домой.

IMG_5468

Источник

Картина дня

наверх