На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 361 подписчик

Свежие комментарии

  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...
  • Имя Фамилия
    СТАТЬЯ О ТОМ КАК БЛУДНИЦА УЧИТ БЛУДНИКОВ, КАК РАЗВРАЩАТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ИСЧЕЗАЯ КАК НАЦИЯ.Японцы не хотят р...
  • Run Николаева
    2 раза про Новосибирск  и ни разу-про Красноярск...10 самых красивых...

Таинственная Средняя Азия. Казахстан - Узбекистан - Таджикистан - Киргизия. Аральское море Часть 2

Часть 10. Города из восточной сказки. Самарканд.

Учиться - одно, научиться - другое.
Узбекская поговорка.

Самарканд - большой современный город, вторая столица Узбекистана. Если вас перенести в деловой район Самарканда, не предупредив, то вы решите, что оказались где-то в Европе, но никак не в Узбекистане. 

К моменту приезда в Самарканд мы уже несколько устали от осмотра бесконечных восточных древностей. Нет, это все безумно красиво и необычно, но... мое мнение - если увидел одну мечеть (мавзолей, дворец и т.д.) - ты видел их все. Да и вообще, в путешествии меня больше всего привлекает возможность погрузиться в жизнь другой страны, а достопримечательности - это больше повод, но никак не причина. Нужно от чего-то отталкиваться, когда планируешь маршрут - вот тут то достопримечательности и подходят больше всего. 

В Самарканде есть масса всего интересно, но мы существенно сократили программу, посмотрев только центральную площадь и мавзолей Тамерлана.

Мечеть Биби-Ханым (жены Тамерлана)

Мавзолей Биби-Ханым

Регистан. Медресе Улугбека.

Мавзолей Тамерлана - это та достопримечательность Самарканда, которую я хотел посетить в обязательном порядке. Вы все наверное знаете историю про легенду, которая запрещала вскрывать могилу великого воина - иначе высвободится дух войны. Мавзолей был вскрыт... 19 июня 1941 года.


Нужно также сказать, что реставрация этого мавзолея сделана по настоящему, а не методом "новой узбекской стройки", о котором я уже писал. Сам мавзолей сохранился в неразрушенном виде. Позднее была проведена реставрация внешней облицовки (мозаики и все прочее). По требованию ЮНЕСКО одна из стен мавзолея оставлена в неизменном виде - т.е. без отделки, а просто серые кирпичи. Специально, чтобы можно было увидеть в каком виде мавзолей дошел до нашего времени.

Мавзолей Тамерлана

Гробницы Тамерлана, Улугбека и еще кого-то из той же династии. На самом деле это лишь точные копии - настоящие захоронения находятся этажом ниже, в склепе - и туда туристов не пускают. И вообще стараются заходить поменьше и пореже - вспоминаем легенду, о которой я писал вышле.

Памятник Тимуру в Самарканде

 Самарканд - это последняя наша точка в Узбекистана. На следующий день нас ждет Таджикистан!

 

Часть 11. Таджикистан. Общая информация.

До апреля 2007 года президент Таджикистана носил фамилию Рахмонов.
В 2007 сменил ее на Рахмон.Тогда же призвал всех граждан 
республики отказаться от славянских окончаний своих фамилий, 
а также поручил органам регистрации записывать фамилии новорожденных 
в соответствии с персидской традицией.

Валюта Таджикистана - сомони. 1$ = 4.5 сомони. В Таджикистане сталкиваемся с такой необычной для наших стран особенностью, как платные дороги - их довольно много. В остальном же, за исключением этих отдельных платных участков, дорог в Таджикистане можно сказать, что нет. Ремонт многих не делался похоже с советских времен. Самые популярные автомобили у местных - различные внедорожники, как правило очень старые - благо пошлинами они не облагаются, так что цены на авто здесь ниже, чем в России.

Регистрация в ОВИРе в трехдневный срок - обязательна! Иначе потом на выезде будете "решать вопрос". Официальный штраф за отсутствие регистрации - порядка 500$, так что лучше сделать - благо есть фирмы, которые все хлопоты берут на себя за умеренную плату. 

Прохождение границы. Очень специфическое дело. Согласно старой поговорке, попасть в Таджикистан - рубль, а выехать - два. Подъезжаем к узбекско-таджикской границе. Первый диалог на узбекской стороне:

- Какого... собрались в Таджикистан? Туристы? Ну смотрите, туристы... туда мы вас пропустим, а обратно будем с машины колеса снимать, обшивку сдирать - искать наркотики. Советуем вам передумать.

Поднимаю челюсть с пола и говорю - мол поздно уже передумывать, все равно едем.

- Ну как хотите.

 

На окошке оформления авто сообщают "А мы вас не пропустим. У вас в декларации указано, что пункт выезда - Каракалпаккия. Вот туда и езжайте, откуда приехали". Требование незаконное (я так думаю), ну да мы не первый день в Азии.

- А что же делать?

- Ну... как сердце подскажет 

Сердце подсказало дать 20$ :-) 

 

На таджикской стороне дело идет поначалу очень бодро. Паспортный контроль - бесплатно. Санитарно-ветеринарный контроль - 10$, медицинский контроль (ага, и такой есть) - уже торгуюсь, всего за 5$. Говорят, можем выдать квитанции официальные - но это дороже. 

Дальше главный прикол. Нужно оформлять ввоз машины. А нужного человека нет. Где же он? 

- Да он до 12 дня посидел, смотрит машин нет. Ну он и поехал домой. Сейчас мы ему позвоним :-)

И вот мы битых три часа ждем этого товарища. По окончании он честно говорит - будете ехать обратно, позвоните мне, дня за два.  Ну да. Чтобы он в свое рабочее время был на работе, ага :-) 

Тут же следующий прикол - с нашей машины снимают номера и выдают транзиты! Номера не хотят оставить даже за взятку (предлагал).

 

Раз уж тема границы - расскажу сразу про обратный выезд. На таджикской стороне осматривают машину и говорят:

- Ты знаешь, мы тебя вообще-то должны с собакой осмотреть, но собака в Худжанде, пока ее привезут... Давай мы тебе за 1000 руб. оформим осмотр без собаки?

- Давай, только за 500

- Ну хорошо, давай за 500

На узбекской стороне все проходит без взяток, но... осматривают 4.5 часа! Только что в ж.. не заглядывают (и на том спасибо, комната для личного досмотра присутствует). Выгружаем полностью все вещи, две собаки топчутся по машине 30 минут - еле отмыл потом следы лап :-)

Тут нужно сказать, что Узбекистан и Таджикистан - визовые по отношению друг к другу. Т.е. всем гражданам СНГ въезд безвизовый, а вот между собой - нужны визы. Поэтому на границе почти никого нет и свободного времени у них полно. Машину к счастью не разбирали... узнавали у начальника, тот махнул рукой и сказал пропустить.

Местные в Таджикистане к этому цирку на границе относятся скептически. Говорят "от нас наркотики возят военными самолетами, которые идут без всякого досмотра. А на границе это так... херней маются" 


Вот так грустно стала выглядеть наша машинка после снятия номеров

 

Часть 12. Международная трасса Худжанд - Душанбе.

Если счастье улыбнется, и осел в лошадь превратится
Таджикская поговорка.

Ночуем в Худжанде (бывший Ленинабад). На следующий день наша цель - городок Пенджикент и горные озера в его окрестностях. Пенджикент расположен примерно посередине между Худжандом и Душанбе, так что примерно половину дороги между этими городами мы смогли посмотреть. 

И дорога эта, скажу я вам, заслуживает отдельного рассказа. В этой части фоток будет больше чем текста - но фотографии говорят сами за себя. 

В советские времена сообщение между двумя главными городами Таджикистана шло через равнины соседней республики - через Узбекистан. Но вот наступила независимость, а вместе с ней и границы. И дорогу в срочном порядке пришлось пробивать через горы. Эта дорога имеет статус международной трассы, именно так она отмечена на картах. На деле же - грунтовка через горы... и вот по этой дороге ползут огромные фуры, по самому краю пропасти - зрелище удивительное. 

На дороге валяются камни, текут горные ручьи, местами лежит снег (это в конце апреля)... на легковой машине проехать в принципе можно, но очень затруднительно. Средняя скорость движения около 20-30 км/ч 

Зимой трасса работает только в одном направлении. По четным числам из Худжанда в Душанбе, по нечетным - обратно. 

Начало многообещающие. Идеальная новая дорога. Ее строят китайцы на условиях каких-то льготных кредитов, во многом для того, чтобы обеспечить грузоперевозки из Китая в Россию и Европу. Но участок новой дороги небольшой.

И вот начинается настоящая дорога

 

Часть 13. Сельский Таджикистан.

Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить
Таджикская поговорка.

Города Таджикистана на нас особого впечатления не произвели. Тот же Худжанд - обычный областной центр, все примерно как у нас. А вот в сельской местности - совсем другое дело, чувствуется, что мы находимся в южной, горной стране. 

Горные долины, кишлаки, быстрые ручьи... все это наполнено каким-то первобытным очарованием. Мне кажется, что и 100 и 200 лет назад жизнь здесь была точно такая же. Мужчины и женщины, одетые в национальные костюмы. Дети на осликах. По русски говорят далеко не все. Очарование этих мест как-то плавно затягивает и не хочет отпускать. 

Основные занятия - сельское хозяйство и неизбежные поездки в Россию на заработки - иначе не прокормиться. 

Асфальтовых дорог практически нет. Т.е. когда-то они были асфальтовыми, но ремонт явно не делался уже лет 20... и судя по всему еще столько же не будет делаться. Основное средство передвижения - ослики... ну а кто смог заработать побольше, те ездят на нивах, уазиках и других внедорожниках (на этих дорогах можно увидеть лэндкрузеры, патролы и другие джипы самых древних годов выпуска).

 

Часть 14. Маргузорские озера.

Глупый жалуется, что люди не знают его, 
умный - что он не знает людей
Таджикская поговорка.

Пенджикент - небольшой городок, ничем особо не примечательный, кроме окружающих его гор. Сначала мы были бедными, а потом нас обокрали - это про Пенджикент и современные политические отношения между Таджикистаном и Узбекистаном. Расстояние между Самаркандом и Пенджикентом - 60 километров. У нас же этот путь занял 2 дня и более 500 км. Почему спросите вы? А потому что програн-переход между Самаркандом и Пенджикентом закрыт. Якобы на реконструкцию, а на самом деле из политической вредности - практического смысла никакого, но нет большей радости, чем нагадить соседу, верно? :-)

И если для нас, туристов, закрытие границы вылилось всего лишь в дополнительные километры дороги, то для местных - это большой удар. Жители маленького Пенджикента основной свой заработок находили на рынках двухмиллионного Самарканда - а сейчас работы, которой и так нет, стало еще меньше. Я уже не говорю про то, что половина жителей Пенджикента состоят в родстве с самаркандцами. "Смешанные" браки для двух городов, находящихся рядом - обычное дело. Теперь не только виза требуется, чтобы съездить к детям, родителям или даже к мужу/жене в соседний город, но еще лишних 500 км. нужно намотать. 

Маргузорские озера - это каскад из 7 горных озер необычайной красоты. Озера рядом, но из-за особенностей местности все разного цвета. Мы поехали в дождливую погоду, т.е. не смогли увидеть всех оттенков - но все равно красота необычайная. До 6 озер можно добраться на авто.

Небольшое отступление. После проезда по "международной трассе" я решил нанять машину с водителем - не знал насколько сложные дороги ведут к озерам. Еще в Худжанде мне предложили поездку на два дня Маргузоры + озеро Искандер-Куль на ЛэндКрузере за 500$. Цена нас  не вдохновила и мы продолжили поиски на месте. В Пенджикенте я нашел водителя на RAV-4 и он запросил за поездку на озера 200$. Торговались мы торговались, я готов уже был согласиться на 100$, но водитель меньше чем до 150$ цену снижать отказался. В результате мы плюнули, взяли местного проводника, который знал дорогу и поехали на своей машине. И правильно сделали, как выяснилось. Шел дождь - поэтому погулять не удалось, а вся поездка уложилась в 4 часа. Дорога для джипа вполне нормальная, машина никакого ущерба не несет. Откуда такие отмороженные ценники?! Как-будто мы не в Таджикистане, а где-нибудь в Монако :-) Да за 200$ я сам там готов туристов хоть каждый день возить :-)

 

Часть 15. Кайраккумское водохранилище.

В могилу злата не унесть, и тот не кается, 
Кто до могилы всё, что есть, проесть старается 
Таджикская поговорка

Чего мы точно не ждали от среднеазиатской поездки - так это пляжного отдыха. Тем не менее, на Кайраккумском водохранилище, что недалеко от Худжанда, обнаружились бесконечные пустые песчаные пляжи. Был конец апреля, вода уже прогрелась, но местные этого еще не узнали - поэтому на пляжах красота, никого нет вообще. 

Кайраккумское водохранилище.

После отдыха на пляжах Таджикистана - как звучит-то :-) - пришла пора определяться с дальнейшим маршрутом. Поездку эту мы начали планировать потихоньку года за два и само собой думали объехать все среднеазиатские страны (за исключением Туркмении, которая закрыта для иностранцев). Но потом в Киргизии произошли известные события - революция и резня - и Киргизию с сожалением из маршрута пришлось выбросить.

Однако, Средняя Азия кажется далекой и страшной только пока сидишь дома. А когда уже больше 20 дней едешь по этим странам и живешь в них, то все становится как-то проще и понятнее. Итого, решаем, что забраться в такую даль и не заехать в Киргизию будет неправильно.

Но известную осторожность соблюдаем - все киргизские волнения происходили на юге, в городах Ош и Джалалабад. Наиболее логичный и короткий путь для нас проходит как раз через эти мятежные провинции. Вместо этого мы делаем крюк более чем в 700 километров через Узбекистан и Казахстан, добавляем две лишние границы - но заезжаем в Киргизию с севера и сразу же едем на Иссык-Куль. Это курортная зона, куда вложены большие деньги, так что в случае очередных революций Иссык-Куль будет последним местом, куда доберутся волнения.

 

Часть 16. Дорога до Киргизии.

Хитрость меньше ума
Таджикская поговорка.

Выехав из Худжанда проходим обратную границу в Узбекистан (об этом уже писал). Еще два часа в дороге - и мы на границе Узбекистан - Казахстан в районе Ташкента. По отзывам - это одна из самых худших границ во всей Средней Азии. На удивление проходим достаточно быстро, хотя и затратив около 50$ на разные поборы. Ну, я уже выучил кодовые фразы для торга: "А, брат, че так дорого?" и "Столько не дам, дам вот столько - но зато от чистого сердца" :-) Детский сад, конечно, но это помогает сбивать цену - торговаться у азиатов - это в крови.  Ночуем в Чимкенте и хотим на следующий день добраться до Бишкека или Иссык-Куля. 

Но планы опять смешались. В казахском городишке Мерке я не вписался в местный стиль вождения. Вечереет, накрапывает дождик, много пешеходов. И на светофоре я остановился на мигающий зеленый - а куда мне спешить? Ну а джигит сзади меня, увидев переключающийся сигнал светофора, напротив, надавил на газ, рассчитывая что я проеду перекресток и он еще за мной успеет. Результат на фото:

Ну понаехала толпа народу, в том числе и гаишники - каждый каждому кум, сват и брат. В критических ситуациях моя жена соображает быстрее меня. Увидев, что нас хотят прокатить с какой-либо компенсацией вообще, она уперлась и сказала "Оформляем все официально, ибо нефиг". И с этого момента лед тронулся и начался торг :-)

Я потом у местных пораспрашивал, что значит официальное оформление. Это полное попадалово, для нас даже в большей степени. ОБЕ МАШИНЫ ИЗЫМАЮТСЯ НА ШТРАФ СТОЯНКУ, пока следствие не решит, кто виновник. Ну и потом еще виновника лишают прав. Джигиту конечно тоже не хотелось лишаться прав и машины на неопределенный срок. Сошлись на том, что в местном сервисе мне чинят покореженный бампер (прикручивают, чтобы ровно был) и отдают 50$ за разбитую фару. Фара на самом деле стоит порядка 80$ и покраску бампера мне никто не делал, но... в такой ситуацию хоть что-то извлечь - уже хорошо. А самое главное мы смогли продолжить дорогу, ведь со следами ДТП этого делать было бы нельзя.

Ночуем в Мерке и, напуганные рассказами местных про злобных киргизских гаишников, несколько меняем маршрут - чтобы большая часть пути прошла по Казахстану, а в Киргизию мы заезжали бы сразу в Бишкек. Данная предосторожность была явно излишняя, но я о ней не жалею - из-за измененного маршрута мы смогли увидеть знаменитую "наркомнаскую" Чуйскую долину. Это зрелище стоит лишних двух часов в дороге. 

Чуйская долина. Степь красного цвета до самого горизонта от цветущих маков.

 

Часть 17. Киргизия. Иссык-Куль.

Не бывает человека без ошибок, 
как не бывает озера без лягушек. 
Всякий человек имеет обыкновение ошибаться.
Киргизская поговорка.

Казахско-Киргизскую границу проходим быстро и без поборов - для южных казахских границ это что-то новое :-) Киргизский штамп в паспорте дает право находиться в стране 60 или 90 дней, точно не помню - в общем для туриста все очень дружественно. 

И вот мы в Киргизии, или, как он сейчас называется, в Кыргызстане.

 В Киргизии все практически идеально говорят по русски, даже маленькие дети (в отличии от других республик, где младшее поколение знает только свой родной язык). Да и вообще, как-то даже не ощущается, что ты за границей.

Едем на Иссык-Куль и тут в полной мере ощущаем, какой огромный и долгий путь мы проделали. Наша поездка длится уже около 30 дней и мы банально устали от впечатлений. Т.е. физически - вполне нормально и даже домой вроде не хочется. А вот морально - уже ничего не удивляет. Пересматриваю сейчас фотографии с Иссык-Куля - одни из самых красивых - и вспоминаю, что на месте никаких эмоций мы не испытывали. Ну озеро и озеро... что на него смотреть :-)

На Иссык-Куле мы провели три дня. Распорядок был такой: 1) проснуться 2)сходить на озеро искупаться - вода в апреле леденющая, ну да ничего, зато бодрит 3)в кафе  4)дневной сон  5)прогулка и ночной сон. Все :-)

Никуда мы не ездили, никакие интересные места, кроме собственно озера, не смотрели. Переизбыток впечатлений сделал свое дело и на удивительную красоту, окружающую нас, мы смотрели с полнейшим равнодушием.

Иссык-Куль. Обратите внимание - на противоположном берегу заснеженные горы, которые сливаются с облаками.

 

Часть 18. И снова Аральское море. Казахстан. Байконур.

Казахский ЕГЭ по истории.
Является ли верным утверждение: что термин "ядерная зима" 
относится к событиям 1812 года когда боевые действия 
проходили в зимнее время с примененим пушечных ядер?
:-)

Из Киргизии мы движемся домой, пересекая огромные пространства Казахстана. На это уходит несколько дней. Однажды в дороге я вижу указатель на поселок, от которого в голове что-то щелкает - Тюратам! А есть такой глуповатый стих, у российских военных на космодроме Байконур:


- Есть на карте ж..а - это Казахстан!

- Есть на ж..е дырка - это Тюратам!

Так неужели?! Лезу в карту - и точно, оказывается мы рядом с космодромом. Узнаю на ближайшей заправке дорогу. Местные казахи говорят - "дашь денег на КПП и тебе покажут и космодром и город Байконур". Меня такая простота изумляет и я решаю попробовать. То ли я плохо умею предлагать, то ли казахи приврали - но на КПП надо мной только по-доброму посмеялись, добавив мечтательно "Эх, если бы это было можно, мы бы тут такой бизнес развернули... :-)"

Байконур

Башни космодрома.

Вечером мы проезжаем город Аральск. Это второй главный порт бывшего Аральского моря (и еще Муйнак, о котором я рассказывал). По быстрому смотрим кладбище кораблей и едем дальше. Обратите внимание, на фотографиях видны не только корабли, за которыми здесь ухаживают, но и остатки бывшего порта. Старый портовый кран, которому уже нечего грузить, остатки судоремонтного завода, причалы и прочее.

Аральск.

 

Рассказ закончен. 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх