Мой отпуск

116 361 подписчик

• Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...
    СТАТЬЯ О ТОМ КАК БЛУДНИЦА УЧИТ БЛУДНИКОВ, КАК РАЗВРАЩАТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ИСЧЕЗАЯ КАК НАЦИЯ.Японцы не хотят р...
  • Run Николаева
    2 раза про Новосибирск  и ни разу-про Красноярск...10 самых красивых...

История россиянина, который покорил высочайшую вершину Африки

304

Фото: Trevor Booth Photography / Alamy / Diomedia

«Лента.ру» продолжает публиковать путевые заметки россиянина Константина Колотова, который отправился в кругосветное путешествие. В прошлых частях петербуржец посетил Ботсвану, где попал на сафари и поплавал в реке с бегемотами и крокодилами, побывал в Замбии и Зимбабве, где посмотрел на водопад Виктория, встретился с россиянином Иосифом Тимченко, который помогает местным детям, и отправился в Танзанию ради новой цели.

Сегодня речь пойдет о подготовке к восхождению на высочайшую вершину Африки — гору Килиманджаро.

Обитель богов

Пришла пора нам подняться на вершину Африки и с высоты почти шесть тысяч метров над уровнем моря посмотреть на этот прекрасный и одновременно ужасный континент. Начну сначала. Килиманджаро — вулкан на северо-востоке Танзании, рожденный дыханием пылающего огня и скованный вековой ледяной мощью. Пробивая облака, он возвышается над Африкой, являясь символом красоты и неизведанных чудес.

Народ суахили, населявший когда-то Восточную Африку, не знал о существовании снега, поэтому белоснежную шапку, обрамляющую вершину горы, считал чистым серебром, переливающимся под лучами экваториального солнца. Миф растаял в ладонях храброго вождя, который решил совершить восхождение на Килиманджаро для исследования склона вершины. Столкнувшись с ледяным дыханием серебристой наледи вулкана, аборигены стали именовать его «Обитель бога холода».

Склоны Килиманджаро пологие, как и положено бывшему вулкану, а сам он состоит из трех кратеров, объединенных в одно целое. Первый — Шира. Он расположился на западе Килиманджаро. Из-за сильнейшего извержения потерял былую высоту. Сегодня на его месте осталось лишь плато, которое находится на высоте 3 962 метра.

Второй — Мавензи, расположенный на востоке Килиманджаро. По мнению туристов, это красивейший вулкан. Западную сторону склона украшают скалы и ущелья, а у самого основания — глубокие долины. Самый младший и самый непредсказуемый из трех вулканов — Кибо.

Покорители вершин считают склон вулкана Кибо опасным и сложным из-за оползней и камнепадов. Здесь же находится самая высокая точка Килиманджаро — пик Ухуру, высота которого составляет 5 895 метров, именно туда мы и отправляемся!

В поисках денег

Но чтобы взобраться на гору, одного желания мало. Нужны еще и деньги. Стоит восхождение 1150 долларов. По прибытии в расположенный у подножия горы город Моши я проинспектировал свои финансы и выяснил, что они поют романсы. На карте осталось 30 долларов, а в кармане — 25 тысяч шиллингов (10 долларов). Да, с таким капиталом на гору не забраться! Вновь вспоминаю мудрость одной из моих любимых книжных героинь, Скарлетт О'Хары из романа «Унесенные ветром»: «Я подумаю об этом завтра».

Утром я проснулся с насморком и кашлем. Вспомнилась еще одна мудрость, на этот раз, кажется, Гиппократа: «Что не вылечить голодом, не вылечить ничем». Так что от завтрака я отказался в пользу Уильяма. Вместо этого решил прогуляться по окрестностям. Когда я хожу, мне лучше думается. Основная моя дума была о том, как заработать 1150 долларов за оставшиеся девять дней.

Прошел 15 километров. От обеда тоже отказался. Голод и прогулка проветрили мои мозги, и у меня родился план действий. Я сел за компьютер и накидал коммерческое предложение. Моей целью было привлечь к проекту восемь-девять компаний или частных лиц, готовых поддержать мое восхождение суммой от девяти тысяч рублей. Я, в свою очередь, обязывался поднять на вершину Африки флаг или логотип данных компаний, а также сделать по три поста о продуктах этих компаний в каждой из моих социальных сетей.

Быстро собрал картинки, смастерил в Power Point презентацию и накидал список из 100 потенциальных компаний-спонсоров. Пока все это делал, понял, что пришла ночь. Добрался до кровати и моментально вырубился. Наступил новый этап работы. Я находил полные реквизиты компаний из своего списка, искал в социальных сетях учредителей или генерального директора и писал напрямую.

Весь мой предыдущий опыт говорит, что наемным менеджерам не слишком интересно все, что выходит за пределы их должностных инструкций, и мое предложение может одобрить только руководитель компании — личным решением. Поиск руководителя занимал довольно много времени. За этой работой прошел еще один день. Интеллектуальная работа в совокупности с голодом выматывает. Я вновь вырубился без задних ног.

Есть или не есть — вот в чем вопрос. Мой рекорд без еды — десять дней, при этом я и не пил воду. И каждый день делал по две тренировки и проходил не менее 20 километров. Через десять дней встал на весы, и оказалось, что я похудел лишь на один килограмм. Но я не рекомендую вам проверять это на себе. Чтобы прийти к таким результатам, нужны знания и опыт.

Администрация отеля уже начала переживать, не собрался ли я покончить с собой этой голодовкой. Вызвали Джонсона. Тот приехал выяснять, чего это я не ем. Воспользовавшись помощью Уильяма как переводчика, я объяснил, что голод необходим мне для того, чтобы поправиться перед восхождением. Думаю, Джонсон мне не поверил, но мои объяснения в целом его успокоили.

Закончив оздоровительные процедуры, я уселся за компьютер и обнаружил ответы на вчерашнюю рассылку писем. Мой план удался — руководители компании живо откликались на мое предложение. Все-таки девять тысяч рублей — небольшие деньги даже для малого бизнеса, а возможность получить рекламу на большую аудиторию появляется не каждый день. В итоге две из десяти компаний дали свое согласие. Уже к концу третьего дня я собрал нужную сумму. Нескольким организациям даже пришлось отказать.

Голод же помог мне поправить здоровье. В итоге на пятый день я вновь начал есть. Все дни голода я делал дыхательные практики, упражнения из цигун, которые когда-то изучал с российскими мастерами, и много гулял. После пяти дней голода три дня я питался только фруктами, благо в Танзании их достаточно.

Когда у меня спрашивают, что делать, когда не хватает сил и мотивации, я всегда советую одно и то же: меньше ешьте и как минимум на неделю (лучше на две) откажитесь от сахара. Очень скоро вы увидите, что мозг начал работать лучше, несмотря на кажущуюся слабость в теле. И это не эзотерика, а простая биология — прочитайте любую статью про сахар и его влияние на организм.

Цари горы

По легенде, первый, кто смог совладать с климатом и особенностями вулкана Килиманджаро, был сын царицы Савской, император Эфиопии Менелик I, пожелавший отойти в мир иной со всеми почестями на самой вершине горы. Среди историков Европы когда-то шли небывалые споры не только о наличии снега на вершине, но и о существовании самого вулкана. Первым европейцем, чье восхождение на Килиманджаро было задокументировано, стал в 1871 году миссионер Чарльз Нью.

Впрочем, он поднялся лишь на высоту около четырех километров, а покорение высшей точки Африки (5 895 метров) состоялось в 1889 году: Людвиг Пурчеллер и Ганс Мейер проложили первые альпинистские маршруты на Килиманджаро.

Перед стартом меня интересовал вопрос: вулкан Килиманджаро действующий или спящий? Ведь некоторые расщелины время от времени выпускают наружу скопления газов. Специалисты, отвечая на вопрос, возможно ли извержение, утверждают: «На пробуждение вулкана способен повлиять даже небольшой обвал, в результате которого произойдет ослабление горных пород».

Теперь немного информации для тех, кто ищет приключений, готов повторить мой опыт и хочет покорить Килиманджаро. Билеты из Москвы или Санкт-Петербурга до международного аэропорта Килиманджаро в Танзании (с пересадкой, естественно) в 2019 году стоили 55 тысяч рублей туда-обратно. Если покупать заранее, можно найти билеты за 49 тысяч. Деньги немалые, поэтому при посещении Килиманджаро целесообразно посетить не только саму гору, но и пару-тройку национальных парков и побывать на сафари.

При планировании восхождения вам нужно знать, что, к сожалению, на Килиманджаро невозможно организовать самостоятельное путешествие и отказаться от гидов и сопровождения. Гора является национальным парком, и по местным законам подняться на нее можно только с сотрудниками местной сертифицированной компании.

Выбираем маршрут и компанию

Во избежание нарушений и несанкционированных проникновений на горе есть КПП, местные рейнджеры присматривают за туристами. Нарушителям грозит тюрьма и высокие штрафы. Посидеть в танзанийской тюрьме, мне кажется, тоже приключение — не хуже восхождения на Килиманджаро.

Стоимость восхождения варьируется от 1150 до 2500 долларов, но не забывайте, что помимо основной цены вы обязательно заплатите чаевые гидам и носильщикам. Это еще примерно 100-200 долларов с человека. Мы планировали это восхождение уже полгода, и за это время я успел перебрать более пяти компаний-операторов. Остановился я на компании Kiliwilderness Tropical Adventure, которую мне рекомендовали двое друзей, поднимавшихся с ней на вершину.

Позже, уже в Танзании, я познакомился с ее руководителем Джонсоном и убедился, что сделал выбор правильно. Джонсон разместил меня, кормил, водил по местным паркам и окрестностям, причем делал все это бесплатно, по-дружески. Также он подарил мне сафари-тур на три дня стоимостью 750 долларов. В общем, на моем пути вновь встретился замечательный человек, протянувший руку помощи.

При этом на маршруте мы жили в самых приятных и комфортных условиях, которые только возможны, а все гиды и повара оказались отличными парнями. В общем, я от души могу рекомендовать компанию Джонсона для восхождения на Килиманджаро и организации сафари-тура. На Килиманджаро можно подняться как со стороны Танзании, так и со стороны Кении, и сейчас я рассказываю только о восхождении со стороны Танзании. Здесь есть несколько маршрутов.

Лемошо — живописная тропа, ведущая на вершину Килиманджаро с западной стороны, считается наиболее подходящим путем для правильной акклиматизации.

Мачаме — западный маршрут для групп с опытом горных путешествий. Благодаря чередованию спусков и подъемов подходит для постепенной акклиматизации организма. Но эту дорогу рекомендуют только в сухой сезон, в период дождей тропы сильно размывает.

Марангу — единственный маршрут с несколькими стационарными лагерями для ночевок, оборудованными электричеством, санузлами, столовыми и спасательными станциями. Его второе название — Coca-Cola Route (дорога «Кока-колы») — возникло в период первых походов, когда нерадивые туристы оставляли мусор (в основном пластиковые бутылки) прямо по обочинам дороги. Он самый популярный и самый дешевый.

Ронгаи — дорога, ведущая на Кибо через вершину Мавензи — единственный северный маршрут. Начинается он практически на границе с Кенией и отличается малолюдностью даже в высокий сезон. Рекомендуется для подъема в неустойчивую погоду, так как наименее подвержен воздействию осадков и влажных ветров.

Умбве — маршрут протяженностью 37 километров проходит почти параллельно тропе Мачаме. Это самый быстрый маршрут для скоростного восхождения на Ухуру, но оставляет мало времени на акклиматизацию.

Команда восходителей

Мы выбрали маршрут Марангу, так как он сочетает в себе быстроту подъема и комфортность восхождения. На цену тура помимо количества дней влияет и количество человек в группе. Наша группа состояла из четверых человек, включая меня. Особенность группы была в том, что один ее член, Александр, никогда не был в горах и при этом имел не самую хорошую физическую форму, другим членом группы была Татьяна, прежде побывавшая на вершине Белухи и немного не дошедшая до вершины Эльбруса. Третий член группы был самым матерым, звали его Игорь. Он уже поднимался на Эльбрус, Белуху, а также на гору Аконкагуа в Южной Америке.

Большую часть маршрутов он ходит в обычных тапочках фирмы Crocs. На Аконкагуа он дошел до высоты 5 600 метров, а дальше начался ледник, по которому без кошек не поднимешься, но и на тапки их не закрепишь. На Килиманджаро Игорь планировал подняться в тапках до самой вершины и стать первым в истории этой горы, кто это совершит. Игорь и Татьяна — супружеская пара. Четвертым членом группы был я. У меня тоже есть опыт восхождения на различные вершины, самая высокая из которых — пик Ленина (7 134 метров).

Все ребята — мои друзья из Санкт-Петербурга.

Неспешная акклиматизация с постепенным набором высоты и периодическими выходами на высокие точки — залог будущего успеха при восхождении. Это особенно касается новичков. У меня не было сомнений, что я на эту гору забегу и за два дня, а побывав на вершине, думаю, что мог бы управиться даже и за один очень трудный день. Игорь, хоть и почти вдвое старше меня, находится даже в лучшей физической форме. Поэтому сильно за восхождение переживал только Саша, но я знал, что при необходимости мы с Игорем его затащим туда под руки.

Килиманджаро — далеко не самая сложная гора. Подняться сюда можно запросто, если все делать правильно и верить в свои силы. На вершине я видел и пожилых, и тучных, и добравшихся из последних сил людей, которые уже не могли спуститься вниз без помощи носильщиков. Самому возрастному человеку, побывавшему на Килиманджаро, 87 лет. И поверьте, вам это тоже под силу!

Последние проверки

Вечером за день до выезда в отель приехал старший гид и проверил нашу одежду и оборудование. Вот что должно входить в комплект восходителя на Килиманджаро:
— нижнее белье и носки; носки должны быть трекинговые, желательно иметь утепленную пару для заключительного ночного штурма;
— два комплекта термобелья; утепленное — для сна, обычное — для штурма (у меня был только один комплект);
— шорты или легкие штаны для дневных переходов — мы же все-таки в Африке, а тут днем жарко;
— пара футболок для дневного перехода;
— флиска (без флиски в рюкзаке я свою жизнь в принципе не представляю);
— дождевик или иная защита от дождя;
— ветрозащитная куртка;
— теплые, вроде горнолыжных, штаны и аналогичная куртка или легкая пуховка для ночного штурма;
— кепка, шапка;
— солнцезащитные очки со степенью защиты четыре;
— трекинговые ботинки — стандартные, суперутепленные необязательно; не лишними будут кроссовки, так как ботинки, по сути, понадобятся только на штурм;
— трекинговые палки;
— рюкзак на 90-110 литров, небольшой штурмовой рюкзак на 30 литров;
— солнцезащитный крем;
— бафф для защиты горла от ветра и лица от солнца;
— перчатки легкие (флисовые, например), чтобы руки не горели на солнце; теплые перчатки для восхождения;
— спальный мешок (комфорт от нуля градусов); у меня был такой, ни разу не замерз, но гид рекомендовал спальный мешок гораздо теплее.

На покупку всего этого инвентаря наш друг Александр потратил в Санкт-Петербурге 140 тысяч рублей. Вещи полезные, и я уверен, что они ему еще послужат. Саша все закупил в самом дорогом магазине города «АльпИндустрия». Если вы будете собираться в дорогу, имейте в виду, что все, что нужно для восхождения на Килиманджаро, вы можете купить в «Декатлоне» в три-четыре раза дешевле. В дорогих магазинах вроде «АльпИндустрии» я покупал только высокотехнологичные вещи, необходимые, например, для подъема на высоту свыше семи тысяч метров.

Но если вы не хотите тратить ни 140 тысяч, ни 50 тысяч рублей, то все оборудование можно взять напрокат у подножия горы. Обойдется это долларов в 150-200, не больше. Я же вообще все, чего мне не хватало (все теплые вещи), одолжил у друзей из Питера, за что им от души благодарен.

И последний важный момент: с собой нужно взять бутылки для воды. Гиды настоятельно рекомендуют нести тару из расчета не менее чем по три литра воды на человека в день, но как по мне, это бред сумасшедшего: я даже в пустыне Сахара, когда на велосипеде ехал, столько не пил. При нагрузках, тем более длительных, я пью не больше обычного, а то и меньше, чтобы, как говорят специалисты в карате киокушинкай, «не гасить внутренний огонь».

Это основной багаж, который вам нужно взять, но на Килиманджаро вы можете смело брать с собой кое-что еще. Например, косметички, любимые книги, плюшевую игрушку, без которой не можете заснуть, пятикилограммовую икону, которую вам засунула мама от сглаза, — в общем, берите все, что хотите, ведь за вас это все равно понесет носильщик. На маршруте вы несете только маленький рюкзак с водой. Я ходил вообще без рюкзаков и воды. Мне это было не надо.

На этом мой сегодняшний рассказ подходит к концу. Скоро мы опубликуем рассказ о восхождении на высочайшую гору африканского континента.