Один из самых дальних городов огромной страны, столица самого малонаселённого региона России. В Анадыре живёт совсем немного людей, пятнадцать тысяч человек. Это даже для районного центра в средней полосе мало. Но на 50-тысячной Чукотке всё иначе.
Чтобы жителю Москвы оценить Анадырь по-настоящему, нужно попутешествовать по тундре или несколько дней прожить в посёлке Угольные Копи, что по другую сторону лимана.
Тогда Город будет казаться мегаполисом, центром цивилизации и лучшим местом на Земле.Скажу начистоту: лететь на Чукотку ради одного лишь Анадыря не стоит совершенно. Здесь всего несколько улиц, которые вы целиком обойдёте за пару часов. Что ещё смотреть в ближайшей округе, вы уже читали. Всё же, нужно прилетать и пересаживаться на вертолёт или корабль, ехать в гости к чукчам и оленям.
Вместе с тем, этот город — явный кандидат на звание самого яркого в России. Смотрите сами, как меняется восприятие окружающей действительности, если просто раскрасить старые советские дома!
Прилетая в аэропорт Анадыря, вы оказываетесь по другую сторону залива от самого города. И добраться в чукотскую столицу, та ещё эпопея, доступная не в каждый сезон. Нам повезло: прилетев коротким северным летом, мы застали морскую навигацию на корабле “Камчатка”. Лютой зимой можно по льду, на катере с воздушной подушкой, а в межсезонье — только на вертолёте. И поездочка в аэропорт или просто в посёлок по делам может обойтись вам в 2500 рублей в одну сторону. Катер же стоит сущие копейки, всего сто рублей. Но даже летом его могут отменить, например, из-за шторма.
Плыть от причала до причала около получаса. Кораблик совсем небольшой, старенький, но пока он в строю. Здесь и осознаешь, какая на самом деле маленькая, эта огромная Чукотка: такое ощущение, что все пассажиры знают друга друга по много лет, здороваются-общаются, болтают всю дорогу. Я и сам встретил знакомого: директора анадырского аэропорта, который устраивал экскурсию по прилёту. Потом встречал его ещё дважды в самом городе, забавно :)
Сам город встречает не очень парадно: какая-то груда наполовину “сухих” кораблей на берегу, две затопленные баржи, поросшие травой.
Хотя здесь всё это не выглядит отталкивающим. Удивляясь сам себе, я находил оправдание почти всему, что могло бы не понравиться и что жутко бы бесило в нашей широте. Ну, это же так далеко! Это же край Земли! Суровая Чукотка!. По чесноку, ржавые корабли на фоне покрашенных домов смотрятся ужасно, и их нужно убрать куда-нибудь.
Что ещё хорошего в городе, что сразу бросается в глаза, кроме разноцветных домов? Дороги. Будь здесь населения в два раза больше, Анадырь захлебнулся бы в пробках, но на 15 тысяч дорог ровно в самый раз. Они не широкие, но хорошие по качеству, все дворы проездные. Трафика немного. Говорят, дороги переложили централизованно. Как сказал местный мэр — лучше сделать один раз по-хорошему, чем бесконечно латать. Дело мужик говорит.
Это самый дальний дом и самое страшное место в городе. И здесь такая грязь и разруха исключение из правил, при том, что в других регионах России я повидал много подобного, и там это было нормой.
Абсолютное большинство домов всё-таки покрашено, и покрашено ярко. Да, не идеально, да, краска где-то требует обновления, а окна жильцам не меняли на стеклопакеты. Самая главная беда Анадыря это чайки, не смолкающие ни днём, ни ночью.
Чайки орут во всю глотку, перекрикиваются друг с другом, гадят на головы прохожим и постоянно воруют мусор. Летающие крысы, хуже наших голубей!
Анадырь был построен в советские годы, и новых зданий практически нет. С жилыми всё понятно, притока населения нет никакого. Могу ошибиться, но по-моему, самое современное строение города, это музейный комплекс и дом культуры.
По сути, город это один большой спальный район, так и выглядит. Аккуратно, ухожено. Мостить плиткой тротуары здесь начали задолго до Собянина в Москве.
На торцах некоторых домов повесили тематически плакаты про красоты Чукотки. Это хороший пример использования пустующего пространства. Главное, чтобы не рекламой завешивали.
Пешеходные переходы тоже раскрашены. И светофоры — жёлтые, как в Америке. Да, в городе есть целых два светофора.
И велопарковка! Видел как-то на улицах Анадыря велосипед.
Метрополитена здесь, к сожалению, нет. Так называется хозяйственный магазин, который постоянно был закрыт.
Предлагаю присмотреться к домикам. Почти все они построены в пять этажей, и абсолютно все — на сваях. То есть, Анадырь такой же Пятиэтаженск, как, скажем, Петропавловск-Камчатский, но раскрашен куда ярче, и ощущение гнетущего совка и тлена здесь меньше ощущается.
Под домами проложены коммуникации, устроены проходы. Зимой заметает не по детски, но есть хотя бы шанс до этой трубы добраться, случись что. В вечно мёрзлой земле это бесполезно. А ещё, говорят, снег здесь практически не выпадает, но его наметает постоянными ветрами. Даже сейчас, летом, я не смог запустить квадрокоптер.
По той же самой, климатической, причине, все входы в подъезды расположены очень высоко. Чтобы не тащить в квартиру, коляски и велосипеды хранят внизу. И никто не берёт, не ворует. Странно? Тогда внимательно присмотритесь к окнам первых этажей: во всём городе на окнах нет решёток!!! Это было настолько сильным откровением, хотя всё понятно: Анадырь безопаснее любого другого города России, они же здесь почти на острове, не скрыться. И именно поэтому, отчасти, местные жители противятся снятию статуса погранзоны.
Удивили солнечные батареи, что стоят во дворах и освещают детские площадки. Большая батарея и маленькие фонари. Но приспособили ведь, даже в суровых условиях. Освещение сезонное, летом никогда не темнеет, а зимой темно дни напролёт.
Двери в подъезды не закрывают на кодовый замок. Зимой бывает сильнейшая пурга, которая делает совершенно невозможной ориентацию в пространстве. Попасть в эту пургу страшно, можно замёрзнуть насмерть, или просто заблудиться так, что вовек не найдут. Тогда люди, оказавшиеся в непогоду на улицах, идут в ближайший подъезд и пережидают пургу там.
Кто-то пытался сбежать? Муж пришёл?
А так выглядит настоящая полярная ночь. На фотографии максимально тёмное время суток, между часом и двумя ночи. Ничего романтичного в белой ночи нет. Хочешь спать, а не получается: шторы всё равно пропускают свет. Единственный выход — одеяло поверх головы.
Автомобилей в городе очень мало, потому и парковка в Анадыре тоже не представляет никакой проблемы. Автопарк состоит целиком из праворульных японок девяностых и отечественных УАЗиков. Третьего не дано. В качестве исключения, по улицам катаются Ssang Yong Actyon и Infiniti FX35 в старом кузове, оба в количестве одной штуки.
Ну, и примерно половина этих самых японских машин это такси. Присмотритесь к подъездам. Их двери очень часто загажены объявлениями и рекламой, за этим никто не следит. А может быть, сказывается отсутствие в городе таджиков и пофигизм жителей. Красивые издалека цветные дома вблизи частенько расстраивают.
Знаковое место в городе, рядом с которым все фотографируются. Памятник у смотровой площадки на порт.
На стене одного из домов красуется карта Чукотского автономного округа. Не совсем понял, почему “Вся власть советам” написано с использованием буквы “ять” и дореволюционной “е”, когда сами же написали, что округ образован в 1930-м году?
И вот вам советы, куда поехать на Чукотке: берите всё, что восточнее Анадыря — не ошибётесь. Там и национальные сёла, и оленеводы, и охота на китов с моржами.
На этой же смотровой площадке стоит ещё пара памятников коммунистических времён. Их бы или снести, или привести в порядок.
Морской порт сверху кажется маленьким.
Вот причал и затопленные баржи, которые я показывал в начале поста. Издалека становится понятно, что они лежат не просто так, а закрывают порт от мощных волн. Но всё равно, ребята, можно было как-то поаккуратнее сделать? Волнорез построить,например?
Расположенный на море город не оставляет ощущение морского. Ну, вот в Севастополе всё в якорях, военно-морских памятниках, в других приморских городах всегда какая-то движуха, рыбные рестораны и всё такое. Внутри Анадыря, если не выходить специально к причалу, и не сразу сообразишь, что здесь вообще есть большая вода. Только вот кафе, устроенное в старом катере, о чём-то таком напоминает.
Магазин “Чукчаночка”. Как это трогательно!
Помните, зимой я катался по городам России с Эстафетой Олимпийского огня? Анадырь должен был стать одной из “моих” точек, но в последний момент отменили. Рассказывая о мероприятиях, я тогда писал, что всецело эту эстафету поддерживаю, потому что в отдалённых городах страны это, может быть, единственный общенациональный праздник лет за тридцать. И для людей это было счастье, даже для взрослых, пробежать немного вслед за Олимпийским огнём. Половина Анадыря до сих пор заклеена плакатами эстафеты, здесь с гордостью пишут “Теперь и на Чукотке!”
Машины и автобусы, которые были задействованы в кортеже, возили факелоносцев, до сих пор пестрят наклейками. Я рад, что мне довелось быть частью этого проекта.
Самый знаменитый, наверное, плакат на стене дома. Анадырцы не дадут соврать, замёрзнешь здесь и без сна.
Те самые катера на воздушной подушке, что возят пассажиров в аэропорт по льду.
Вот и брат “Камчатки” нашёлся. Может быть, он звался Чукоткой? Теперь тоже лежит на боку, вход в порт закрывает. Интересно, не собираются ли приобрести новый паром? Этот-то совсем на ладан дышит.
Заброшенный вездеход на крыше гаражей.
Эта баржа возит автомобили с берега на берег. Вмещает всего четыре штуки, и проезд в одну сторону стоит от полутора тысяч за легковушку. Но проезд для пеших пассажиров бесплатен. “Гром” ходит нерегулярно, и часто его нужно специально заказывать.
Когда-то мне казалось, что на Чукотке должны жить чукчи. Провёл здесь неделю, и видел их лишь на картинках. В Анадыре и окрестностях живут преимущественно русские. Словом, на лицо местные жители ничем не отличаются от нас.
Эта великовозрастная девчонка с радиоуправляемой машинкой изрядно повеселила. Может быть, кто-то её знает? Персонаж, определённо, необычный.
Вот у этой девочки достаточно характерные чукотские черты лица. Да и всё, пожалуй.
Любопытный факт: из всех взрослых людей, с которыми я общался за эту неделю, буквально пара человек родилась на Чукотке. Остальные, пусть даже и прожили тут всю жизнь, приехали “с материка”.
А эта парочка, что они так заглядываются?
Нативная реклама
Разумеется, на женские ножки, и даже больше, на её яркую одежду. Анадарцы научились красить дома, но не научились ярко одеваться. Есть, куда стремиться, берите пример!
Свежие комментарии