На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 361 подписчик

Свежие комментарии

  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...
  • Имя Фамилия
    СТАТЬЯ О ТОМ КАК БЛУДНИЦА УЧИТ БЛУДНИКОВ, КАК РАЗВРАЩАТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ИСЧЕЗАЯ КАК НАЦИЯ.Японцы не хотят р...
  • Run Николаева
    2 раза про Новосибирск  и ни разу-про Красноярск...10 самых красивых...

Мессояха: нефтяной город на краю земли

Восточно-Мессояхское месторождение — самое северное из разрабатываемых на суше в России — было запущено в эксплуатацию год назад. За это время на совместном проекте «Газпром нефти» и «Роснефти» добыли уже 2,8 млн тонн арктической нефти. Каждые сутки 170 скважин Мессояхи дают по 9,5 тысяч тонн черного золота. Рассказываем, как устроен нефтяной промысел на краю земли.

www.stoyanvassev.com

Летом добраться до Мессояхи можно только на вертолете. С декабря по май — еще и по зимнику. Базовый город — Новый Уренгой, именно отсюда «вертушки» отправляются в путь. Всего по воздуху придется преодолеть 340 км. Ми-8 и его различные модификации — самый массовый вертолет в России. Такая «вертушка» способна долететь до Мессояхи без дозаправки, но очень часто по дороге на арктический промысел садится в поселке Тазовском, административном райцентре, — забрать пассажиров или грузы. Перед посадкой на борт вас обязательно проверят и попросят показать багаж. Категорически запрещено провозить любые воспламеняющиеся жидкости и алкоголь. На самом месторождении введен строжайший сухой закон.

Тазовский расположен в 130 км от месторождения. Небольшой поселок, в котором проживает всего 7,5 тыс. человек, среди них — немало ненцев, коренных жителей севера.

Удаленность нефтепромысла позволяет в полной мере оценить разнообразие природы Ямала. Если в Новом Уренгое путник увидит кругом невысокие деревья, характерные для лесотундры, то уже в Тазовском они будут встречаться редко. И чем севернее, тем больше воды и меньше растительности вокруг.

Тазовский испещрен речками и непроходимыми болотами. Само месторождение получило название благодаря реке Мессояхе, которая пересекает оба лицензионных участка (западный и восточный). В переводе с ненецкого Мессояха значит «прямая река».

На подлете можно оценить масштабы промысла, построенного на краю земли. Площадь Восточно-Мессояхского месторождения сравнима с территорией маленького европейского государства. Здесь можно было бы разместить полторы Москвы или несколько тысяч Ватиканов.

Промысел построен за пять лет в полной транспортной и инфраструктурной автономии. Официально в эксплуатацию Восточную Мессояху запустили ровно год назад, 21 сентября 2016-го. С тех пор на арктическом месторождении добыли 2,8 млн тонн нефти, а суточная добыча составляет 9,5 тысяч тонн. Здесь действуют 170 эксплуатационных нефтяных скважин, более половины из них построены в 2017 году.

Вертолетная площадка месторождения способна одновременно принимать несколько Ми-8 и даже гигантский Ми-26.

Чтобы работать на Мессояхе, нужно быть здоровым (хронические заболевания — прямое противопоказание для работы на Крайнем Севере), бодрым (на специальном приборе в зале аэровокзала проверяют давление) и, главное, не иметь пристрастия к алкоголю. По прилете работники и даже гости подвергаются тщательному медицинскому осмотру.

Следующий обязательный этап — инструктаж по технике безопасности. Забыть правила на месторождении вам просто не позволят: о безопасности здесь говорят на каждом объекте, в ходе каждой планерки и встречи.

Живут нефтяники в комфортных общежитиях, где есть вода и тепло. Стройка на промысле продолжается, впереди — открытие спортзала, большой столовой и медицинского блока.

Несмотря на то, что места в вагончике-столовой не так много, здесь вполне комфортно обедают до 300 человек одновременно. Секрет в том, что вагончиков несколько, они объединены в комплекс, в который входит и кухня.

Повара не только жарят привычные котлеты и варят макароны. Большим спросом пользуется выпечка местного производства, ее нефтяники «сметают» сразу.

В меню всегда есть мясо, птица, крупы, фрукты и овощи. Разнообразное полноценное питание очень важно для поддержания здоровья на Крайнем Севере, где организм сталкивается с серьезным стрессом. Вахта на Мессояхе длится строго 30 дней, все это время нефтяники получают вкусную, практически домашнюю еду. А вкуснейшие сырники и блинчики на завтрак покоряют даже гостей с Большой земли.

Отправляемся на промысел. На данный момент на месторождении эксплуатируются 19 буровых установок, 11 из них появились здесь только прошлой зимой. Их завезли за четыре месяца, в общей сложности по зимнику переправили 160 тыс. тонн грузов.

Стандартные технологии добычи, применяемые на других месторождениях России, не подходят для сложных залежей, расположенных на глубине всего 800 метров. Если пласты залегают неглубоко, то это не значит, что работать с ними проще. Как раз наоборот. Добавьте сюда еще условия многолетнемерзлых пород и мощных газовых шапок.

Буровиков это не пугает. Около 1000 человек объединены в команды и соревнуются друг с другом за звание лучших. Команды сами выбирают себе названия. За победу сражаются «Снежные барсы», «Росомахи», «Анаконды» и даже «Скорпионы».

Самая длинная скважина на проекте сейчас пробурена более чем на 4,5 км. Но рекорд Восточной Мессояхи — скважина, у которой при вертикали 800 метров забой составляет 3,1 км. Ее пришлось закручивать при спуске, как шуруп — это стало одной из самых сложных операций за все время разработки месторождения.

Когда буровая установка завершает свою работу на площадке, остается аккуратный участок, где при помощи автоматики, системы подогрева и учета нефти сырье собирается и отправляется во внутрипромысловый трубопровод. В 2017 году предприятие планирует добыть 3 млн 30 тыс. тонн нефти. Извлекаемые запасы Восточно-Мессояхского месторождения оцениваются в 340 млн тонн. Пиковая добыча ожидается в 2020-м — около 6 млн тонн в год. То есть через три года Мессояха вдвое увеличит добычу в сравнении с сегодняшними показателями.

Нефть перекачивают от скважин до центрального пункта сбора (ЦПС) мощными насосами. Здесь скважинная жидкость, в которой содержится значительная доля газа и воды, превращается в готовый товар.

Строительство ЦПС началось всего 4 года назад. Тогда первую погруженную сваю покрасили в цвета российского флага, чтобы всегда видеть отправную точку большой стройки. Кстати, основные работы на месторождении выполняются в зимнее время, когда ляжет снежный покров и промерзнет грунт.

Сегодня первая очередь объекта уже запущена на полную мощность, впереди — вторая очередь на 6 млн тонн нефти в год.

Процесс подготовки нефти высокотехнологичен: сначала жидкость оказывается в установке предварительного сброса газа. Затем ее подогревают специальными печами до 60–63 градусов (нефть на Мессояхе холодная, она содержится в пластах при температуре всего 16 градусов). Далее сырье поступает на установку, где происходит сброс воды. Для улучшения подготовки в процессе добавляется химия, деэмульгатор. Затем нефть поступает в установку горячей сепарации. После подогрева из жидкости удаляется остаточный газ низкого давления.

Наконец, нефть поступает в самую технологичную установку — электродегидратор. Здесь под большим давлением и воздействием мощного электромагнитного поля происходит ее глубокое обезвоживание. Содержание воды в нефти после процедуры — 0,18–0,24% — в полном соответствии с ГОСТом.

На финишной прямой товарному сырью еще предстоит побывать в концевой сепарационной установке (КСУ), где под давлением сбрасывается остаточный газ. Готовая нефть накапливается в огромных резервуарах, откуда насосами через узел учета отправляется на приемо-сдаточный пункт (в 98 километрах от месторождения). Он расположен на Пякяхинском месторождении «Лукойла». Оттуда подогретую до 50 градусов арктическую нефть отправляют уже в систему магистральных трубопроводов Заполярье-Пурпе. Кстати, нефтепровод, как и все на Мессояхе, построен на сваях, чтобы сберечь чувствительную к внешним воздействиям природу тундры. На нем установлены 32 узла контроля, система телемеханики, отслеживающая давление и температуру. Правда, от обычного визуального осмотра трубы нефтяники пока полностью отказываться не рискуют.

Черное золото не всегда бывает именно черным. К примеру, нефть, добываемая с глубоких (более 4 км) пластов Восточной Мессояхи, — оранжевая. А в основном она напоминает по цвету кофе с молоком. Пробы со скважин и резервуаров ежедневно исследуют в специальной химико-аналитической лаборатории, также расположенной на территории ЦПС.

Нефть плотная и вязкая, отличается высоким содержанием смол и небольшим содержанием легких углеводородов. За счет этого она легче подвергается химической переработке. Но главное ее преимущество в том, что в ней полностью отсутствует сера.

Помимо нефти в лаборатории анализируют природный и попутный нефтяной газ, масла и незамерзающие жидкости. Для этого здесь установлено профессиональное оборудование. К примеру, хроматографы всего за 20 минут могут определить весь углеводородный состав природного и попутного нефтяного газа.

Добыча в этих краях была бы невозможной без строительства собственной газотурбинной электростанции. ГТЭС на Восточно-Мессояхском месторождении — самая северная в стране. Ее мощность 84 мегаватта. Этого достаточно, чтобы обеспечить энергией, например, Салехард.

Объект может работать как на природном газе, так и на попутном нефтяном. Компрессорная станция, подготавливающая нефтяной газ для энергоблоков, была запущена в эксплуатацию в апреле 2017-го.

Текущая нагрузка станции составляет всего 19,5 мегаватт, это около 25% от номинальной нагрузки. В работе постоянно находятся лишь три из шести турбин. Такой режим позволяет своевременно проводить качественное обслуживание объекта.

Тундра — крайне хрупкая экосистема. Чтобы не нарушать растительный покров, на месторождении работает только техника с щадящими шинами низкого давления. Гусеничные вездеходы в Арктике вы не встретите. Самый популярный внедорожник — «Трэкол», название которого расшифровывается как «транспорт экологический». Давление в шинах составляет всего 0,1 кПа.

Вообще, нефтяники уделяют большое внимание экологии и людям, живущим на территории присутствия предприятия. В суровых природных условиях они помогают тундровикам с доставкой грузов, всегда готовы накормить их горячей едой, оказать медицинскую помощь.

Общая площадь Мессояхских лицензионных участков — порядка семи тысяч квадратных километров, из них детально изучено около тысячи. В 2018-м «Мессояханефтегаз» планирует начать опытно-промышленные работы на «западе» месторождения. Можно не сомневаться — материковую Арктику ждет еще много открытий!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх