На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 358 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...
  • Имя Фамилия
    СТАТЬЯ О ТОМ КАК БЛУДНИЦА УЧИТ БЛУДНИКОВ, КАК РАЗВРАЩАТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ИСЧЕЗАЯ КАК НАЦИЯ.Японцы не хотят р...

Кострома. Музей деревянного зодчества

Помимо прочих достопримечательностей Костромы, есть там ещё одно место, куда интересующиеся люди едут специально и, можно сказать, целенаправленно. Место это по-своему уникальное, отчего и решил я выделить для него отдельный пост, хотя находится оно совсем рядом с Ипатьевским монастырём, и обычно осматривается с ним за один день. Полное название ему — Костромской архитектурно-этнографический ландшафтный музей "Костромская слобода". Вот туда и пойдём:

На основную территорию экспозиции можно попасть через главный вход музея-заповедника, который располагается к югу от монастыря. Однако, не все приезжие знают, что имеется ещё одна, отдельная зона. Она находится с противоположной, северной стены обители, и состоит всего лишь из одной церкви — Собора Пресвятой Богородицы (1552 г.). Но о ней позднее.

Вход на территорию платный, для взрослых — 150 руб., льготный — 100 руб. Хотя, знающие люди поговаривают, что отдавать свои кровные вовсе и не обязательно. Для любителей прекрасного, но небогатых финансово имеется отличный лаз где-то в заборе. Сам проверять не стал, поэтому проходим как подобает:

История музея тесным образом связана с рукотворным расширением акватории Волги в связи со строительством плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища в 1955—1957 годах. 

Ещё с конца 1940-х несколько экспедиций Академии архитектуры СССР изучали территорию Костромской области на предмет перенесения в безопасную от затопления городскую черту памятников деревянной архитектуры севера. По результатам этих экспедиций, в 1955 году на территорию Нового города Ипатьевского монастыря была перевезена и поставлена у стен обители Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вежи (постройки 1713 г.), которая и положила начало всей коллекции музея. К сожалению, до наших дней она не дожила — сгорела во время пожара 4 сентября 2002 года.

Тем не менее, и сегодня экспозиция богата уникальными памятниками деревянного зодчества. Визуально её можно разделить на 2 части. Первая — "смоделированная" деревенская улица с избами, часовнями и церковью поодаль. Вторая часть — так скажем, "ландшафтная": речка, роща, церквушки с отражением в воде, мельнички, бани на сваях. В общем, тут можно остаться надолго. Но обо всём по порядку.

На входе сразу попадаем на ту самую деревенскую улицу с указателями:

 

Здесь у обочины приветливо встречает посетителей Змей Горыныч в позе Ждуна:

 

Рядом ресторан, который теперь, говорят, закрыт на неопределённый срок. Бывал здесь единожды, и могу сказать — понравилось. Жаль, если так и не откроют вновь:

 

Поначалу поражает, что буквально всё (ресторан, урны, мостики, все строения и утварь) целиком и полностью из дерева. Понятно, что музей тематический, но настолько! Были даже предположения, что и в самом ресторане (в бытность его открытым) подают исключительно в деревянной посуде с деревянными же столовыми приборами. Но нет, не угадал :) 

 

Повсюду, куда не глянь — открыточные пейзажи. Место, конечно, крайне фотогеничное:

 

Чтобы долго не выбирать, по какой части экспозиции идти вначале, пойдём по дорожке, ведущей от самого входа. Здесь, вдоль вымощенной булыжником деревенской улицы представлен весь спектр крестьянской архитектуры в зависимости от степени зажиточности — от самой простой, до самой... непростой:

Вот, к примеру, дом Тарасова из деревни Мухино, Вохомского района (XIX век). Табличка у входа рассказывает, что само строение интересно своей композицией "на две стопы", то есть на два сруба под одной крышей: отдельный для самой избы, отдельный для горницы. Помещений много, но топятся все по-чёрному, то есть печью, дым из которой частично уходил в вытяжное отверстие, а частично стелился по земле. Чтобы не угореть протапливали такую избы один раз в сутки — рано утром, когда все уже встали и принялись за уличную работу. Главное потом — не забывать оставлять двери и окна открытыми, дабы тепло не утекло:

 

Интерьер избы экспонируется как свадебный: здесь ждут молодых от венца. В переднем углу поставлен стол, покрытый красной скатертью узорного ткачества. На ней – резные ковши, из которых пили пиво, братина и другие предметы:

 

У стола стоят расписные сундуки и короба с приданым невесты:

 

А в хозяйственной половине дома находятся сельники для хранения припасов, одежды и утвари, и массивные деревянные двери со скатом:

 

Идём к следующему дому.

Этот представляет Шарьинский район. Дом Ципелева из деревни Аристиха, тоже XIX век. Изба внушительная, срублена грубовато, зато по-дедовски — без гвоздей. В этой избе организаторы музея представили выставку гончарных изделий. Что-что, а гончарный круг на костромской земле был освоен прекрасно:

 

Ещё один крестьянский дом — дом Скобелкина, постройки середины XVIII века из деревни Стрельниково Костромского района — один из старейших в регионе. Внутри восстановлен интерьер крестьянского жилища. Как характерная особенность строения отмечается то, что сени в нём имеют значение самостоятельного помещения, отличающегося своей просторностью, хорошей освещенностью и деталями обстановки, характерными больше для жилого помещения, нежели хозяйственного (лавки, стол, кровать, шкафы):

 

Теперь, прежде чем перейти к двум последним домам деревенской улицы, прервёмся ненадолго, и посмотрим деревянные храмы и часовни, расположенные здесь же, в северной части музейной территории.

По правой стороне "смоделированной" улицы, ближе к речке стоит очень интересная часовня из деревни Большое Токарево (Солигаличский район), этакий образец "малой формы" рубежа XVIII-XIX веков. На первый взгляд она и на часовню-то не очень похожа: низкая, круглой формы с гульбищем вокруг. Ещё одна необычная особенность — стены её сделаны с повалом, т.е. с наклоном внутрь сруба:

 

А по другую руку, за домами, видна уже "крупная форма" — и тоже из Солигаличского района: церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец. Кстати, она не только "соседка" токаревской часовни, но и современна ей. На мой взгляд, одна из самых красивых построек музея:

 

А мы снова возвращаемся на деревенскую улицу с жилыми домами, где остались последние, самые богатые жилища — тут тема для отдельного разговора:

 

По большому счёту, это даже не дома, а целые хоромы — жилища богатых крестьян. Оба из Макарьевского района, и оба имеют точную датировку: тот, что поближе — дом Серова, 1873 год; тот, что подальше — дом Липатова, 1857 год. Оба возведены одной артелью под руководством подрядчика Емельяна Зиринова, знаменитого на всё Верхнее Поволжье плотника и резчика по дереву. Его резные "автографы" можно увидеть на фасадах обоих домов.

Как ни удивительно, а богатые крестьяне-лесопромышленники могли, оказывается, себе такое позволить. Известно, например, что даже "скромный" по сравнению с липатовскими хоромами серовский дом стоил порядка 1000 рублей — а это стоимость целого стада из двух десятков коров!

 

Повсюду красивая резьба с диковинными растениями и традиционными для сельского орнамента русалками-"фараонками". А слуховое чердачное окно так и вовсе украшено пафосными львами:

 

Дом Липатова ещё богаче! И если организация первого этажа здесь ещё соответствует сельскому быту, то верх — это уже просто-таки городская квартира! Ну с поправкой на то, что дом, конечно, из дерева. Сени язык не повернётся назвать "сенями" — это коридоры! А как там красиво в угловых горницах с множеством окон на две стороны! Да уж... Вот вам и крестьяне:

 

Осмотрев жилые дома, побродим ещё немного по территории, посмотрим, что ещё тут интересного есть.

Вот, например, можно лодки напрокат взять, сплавать по Игуменке, посмотреть расставленные по берегам часовни, мельницы и баньки на столбах. Очень живописно:

 

И люди подобной возможностью с удовольствием пользуются:

 

Можно уточек покормить. Благо их здесь немало, и довольно ручных:

 

Есть возможность пострелять из настоящего лука. Уже который год для этих целей там работает дяденька, который так руку на этом деле набил, что, думаю, не затерялся бы и в лучших стрелецких отрядах прошлого. К сожалению, момент самих стрельб этим мастером снять не удалось. Попросту не успел... Но можете поверить на слово — это настоящий профессионал своего дела:

 

Кстати, помимо стрельб из лука можно покидать и ножи:

 

Для детей младших возрастов есть небольшая детская площадка с героями русских сказок:

 

А людей постарше наверняка заинтересует дяденька-кузнец. Не знаю, правда, регулярно ли он там находится, или просто мне повезло. Не могу сказать. Но, по всей видимости, изделия, которые он на виду у всех мастерит, можно у него за определённую плату прикупить:

 

В общем, хорошо здесь, спокойно. Территория большая, людей немного. А если углубиться чуть дальше, "в поля", то и вовсе станет практически безлюдно:

 

Неспешно гуляя в одиночестве, можно поймать себя на мысли, что случайно очутился в XIX — начале XX веков. Так всё аутентично и реально выглядит. Будто и вправду здесь кто-то недавно наколол дров для хозяйственных нужд, поставил стог сена, и сейчас выйдет с вилами или с косой из небольшой дверцы внизу:

 

И всё время в голове сидит вопрос — как могло так случиться, что подобные деревянные постройки вековой давности смогли дожить до нашего времени?! Ведь дерево же! Я порой удивляюсь, когда вижу каменные строения тех веков. Но там всё же камень... А тут: XVI, XVII, XVIII века. Или тот же самый овин XIX века. Обычный овин, где снопы перед обмолотом просушивали. И до сих пор стоит!

 

Одним словом, удивительно это всё.

Кстати, благодаря этой самой аутентичности, которую оценили и кинематографисты, на территории музея-заповедника часто работают киносъемочные группы, снимая как художественные, так и научно-популярные фильмы. Из последнего помню съёмки исторического сериала "Кровавая барыня" о жизни небезызвестной Салтычихи. Эта булыжная мостовая "светилась" там почти в каждой серии:

 

Покрутив здесь круги, направляемся, наконец, в так называемую ландшафтную часть заповедника.

Для этого необходимо пересечь небольшой водоём по мосту:

 

С моста этого, кстати, открывается недурный вид на ещё одну жемчужину музея — церковь Всемилостивого Спаса, к которой мы ещё чуть позже подойдём поближе:

 

Ландшафтной эта часть заповедника называется не просто так. Здесь всё заточено под визуальное наслаждение присутствующих, где особенно чувствуется гармония человека с природой:

 

Хотя, конечно, и здесь есть экспонаты деревянного зодчества достойные внимания. Первой в их ряду стоит уже упоминавшаяся монументальная церковь Всемилостивого Спаса из села Фоминское Костромского района, датируемая 1712 годом. Именно с этого объекта началось формирование музейной архитектурной экспозиции на реке Игуменке. И именно она является "визитной карточкой" всего комплекса, встречающей гостей ещё на входе:

 

Другим значимым объектом этой стороны является часовня из деревни Притыкино Шарьинского района (XVIII-XIX века), установленная в самом углу территории комплекса:

 

Ну и конечно нельзя пройти мимо мельницы, правда, потерявшей где-то со временем свои лопасти:

 

А прямо за мельницей — необычный домик на сваях, похожий на избушку на куринных ножках. На самом же деле — это баня, перевезенная сюда из села Вежи, затопленного Костромским водохранилищем. Кстати, именно в Вежах жил некрасовский дед Мазай, спасавший по весне зайцев. Сам поэт так и писал о Вежах: "Домики там на высоких столбах, так что весною деревня всплывает, словно Венеция...":

 

Ну и в заключении всей прогулки осталось посетить самое дорогое сокровище всего музея деревянного зодчества в Костроме, так сказать, самую вишенку на этом торте — церковь Собора Пресвятой Богородицы, которая и находится то даже не на территории заповедника, а за его пределами — у противоположной, северной стены Ипатьевского монастыря. Памятник датируется (только вдумайтесь сейчас!) — 1552 годом (!). Деревянный храм, 1552 год... Чтобы понимать всю сюрреалистичность этой даты — в тот год царь Иван Грозный Казань брал! С ума сойти...

 

В общем, если уж вы приехали в Кострому, то пройти мимо этого чуда просто не имеете права:

Картина дня

наверх