На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 361 подписчик

Свежие комментарии

  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...
  • Имя Фамилия
    СТАТЬЯ О ТОМ КАК БЛУДНИЦА УЧИТ БЛУДНИКОВ, КАК РАЗВРАЩАТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ИСЧЕЗАЯ КАК НАЦИЯ.Японцы не хотят р...
  • Run Николаева
    2 раза про Новосибирск  и ни разу-про Красноярск...10 самых красивых...

12 русских усадеб, где хорошо золотой осенью

Историк искусств Евгения Гершкович — о том, почему самому искушенному путешественнику надо побывать в русских усадьбах и в какие из них ехать первым делом.

3043090

В окрестностях села Бехово и музея-заповедника «Поленово» — усадьбы художника Василия Поленова в Тульской области.

В русской усадьбе чудесным образом соединились высокое искусство и простодушный патриархальный быт. При одном лишь упоминании слова «усадьба» нам рисуется, как писал барон Николай Врангель, «белокаменный дом екатерининского или александровского времени, темный сад, «храмы любви» и дружбы», мебель карельской березы или красного дерева...».
 
Где они теперь, эти осколки было й загородной жизни, поместья с сонными прудами, старыми няньками, снимающими пенки с варенья, девками-арапками, отгоняющими мух от старой своей барыни, фамильными портретами в бильярдных, хрипящими часами с их ржавым боем, оголенными Венерами
в павильонах, вдохновлявших поэтов?
 
Счастье улыбнулось преимущественно тем усадьбам, что принадлежали культурной элите, известным писателям и художникам. Они были превращены в музеи, в отличие от тысяч и тысяч ныне заброшенных дворянских гнезд
с полуразрушенными бельведерами, заросшими прудами и остатками великолепных парков.
 
Чуть более двух столетий, от времени правления Петра I до революции 1917 года, отпущено было русской усадебной идиллии. Возникновение же самых значительных памятников пришлось на золотой век русского дворянства, эпоху между серединой XVIII века и серединой XIX века. С отменой крепостного права ускорился упадок усадеб, которые еще довольно долго ассоциировались с представлением о хорошей жизни. Богатые купцы, Лопахины, стремясь копировать и подражать привычкам постепенно разорявшейся родовой аристократии — Голицыных, Апраксиных, Трубецких, Юсуповых, — выкупали их имения вместе с вишневыми садами.

В имении Нащокина Рай-Семеновское били источники. Так что здесь устроили первый в стране курорт, русский Баден-Баден.

С самого начала усадьбы мыслились как места отдыха, увеселений и воплощения фантазий, и эти цели отразились в архитектуре и планировке фамильных владений. Трудно переоценить присутствие демонстративного начала в русской усадебной архитектуре, и едва ли нашлось бы место, более подходящее для представления богатства, славы, приверженности идеалам Просвещения, вкуса наконец.

У церкви Святой Троицы, построенной по проекту художника Василия Поленова, в селе Бехово в Тульской области.

Тщеславную аристократию обслуживал весьма узкий круг модных архитекторов. Палладианские особняки с их строгим следованием симметрии коринфских пар, массивным портиком колонн, рустованным (облицованным неотесанным камнем) подвалом, непременным piano nobile (первым этажом с гостиной и спальнями) и мезонином распространились по центральным и отдаленным губерниям России.
Пространственную организацию поместных угодий заимствовали у французов.

Моду на увеселительные дворцы из Европы привез Петр I, сам живший скромно, но позволявший своим подданным изрядно сорить деньгами. Испанский посланник уже в 1728 году констатировал: «Здешний двор своею роскошью и великолепием превосходит все богатейшие дворы, потому что здесь все богаче, нежели в Париже». Именно это впечатление стремился произвести русский царь на заморских гостей.
 
Позднее тон российского великолепия задавали шереметевские владения, подмосковные дворцы Кусково и Останкино и, разумеется, юсуповское Архангельское. В зеркалах в золотых рамах двоилась нанизанная на анфиладу череда парадных покоев с печами и бюро китайской работы, пузатыми комодами и висящими в ряд живописными аллегориями, диванами канапе и хрустальными подсвечниками жирандолями. Нишу-альков, обитую голубой парчой, отмечало высокое ложе, простенки — алебастровые вазоны. Вдоль сводов овального зала на балконе музицировал крепостной оркестр.
 
Современники дивились гигантским оранжереям, где произрастали диковинные плоды и растения со всего мира. Садовники-иностранцы обслуживали вкус утонченных дворян, на чьих столах круглый год водились экзотические фрукты. Интересно, что свое имение Николай Юсупов расценивал лишь как место для собрания дивных редкостей и произведений искусства. «Архангельское, — уточнял князь, — не для наживы, а для растрат и услад».
 
К счастью, усадьбы эти сохраняются и поддерживаются. А вот в некогда пышной барочной усадьбе XVIII века Дубровицы площадь каменного дворца волею судеб ныне делят между собой ВНИИ животноводства и Подольский районный загс. Князь Голицын в 1889 году перевез в усадьбу мебельную обстановку из принадлежавшего ему дворца в Риме. Парадную лестницу украшало панно, где был живописно зафиксирован визит в село Дубровицы матушки-императрицы Екатерины II. В саду для игр младшей дочери Голицына предназначался деревянный кукольный домик. Посреди цветника рассыпал прохладные струи фонтан о двух чугунных чашах. Где все это теперь? Вопрос.

В окрестностях села Бехово и музея-заповедника «Поленово».

Российский дипломат, «лучезарный» князь Александр Куракин — говорят, он носил бриллианты даже на пряжках туфель — однажды неосторожно высказался о екатерининском фаворите Григории Потемкине, за что был удален от трона. Свое имение Борисоглебское в Саратовской губернии вельможа переименовал в Надеждино, уповая вернуть монаршую благосклонность.

В великолепном уединении своем Куракин предался строительству, воздвигнув на высоком берегу речки Сердобы солидный трехэтажный дворец наподобие виденных им во время европейских путешествий. По некоторым мнениям, с проектом владельцу поместья поспособствовал или Кваренги, или Камерон. Из окон простирались виды на реку, великолепные луга, озеро, деревни, равнины, лес.
 
Во всех комнатах Надеждина были развешаны изображения великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I — ему хозяин признавался в письмах, что перенос «дома» на высокую гору обернулся фантазией, которая обошлась ему очень дорого. Из обедневших окрестных дворян в имение был набран штат, состоящий из главного дворецкого, шталмейстера, церемониймейстера, секретаря и библиотекаря. Всякий день сельские музыканты давали концерты. Свою ссылку Куракин, не изменяя привычке облачаться в глазетовый кафтан с неизменным
бриллиантовым эполетом на правом плече, сравнивал с уединением
римского сенатора на сельской вилле, и надо сказать, что время его
здесь было проведено с пользой.

Всю свою энергию князь направил на преображение ландшафта и воссоздание в имении английских пейзажных садов с как будто бы нетронутой природой, которые ему некогда довелось лично посещать.

Свою жизнь в имении Надеждино князь Куракин сравнивал с уединением римского сенатора на сельской вилле. 


В окрестностях села Бехово и музея-заповедника «Поленово».
 
Русские усадебные парки вообще есть нечто выдающееся. Проектировались они в расчете на различные ассоциации — философские, исторические, аллегорические. Например, мучимый воспоминаниями Куракин посвятил тенистую аллею в парке и деревянную беседку-храм Марии Антуанетте. Другие подобные храмы все тот же опальный князь, склонный к сентиментальности, посвятил Славе, Терпению, Ладе, Дружбе, Благодарности и Истине. А один из павильонов в Надеждине именовался не иначе как «Вместилище чувствий вечных».
 
Усадьбе на правом берегу реки Нара близ Серпухова распорядитель двора Павла I Александр Петрович Нащокин дал название Рай-Семеновское. Деревня Семеновское принадлежала его роду с допетровских времен. А пасторальная прибавка «Рай» возникла, дабы не путать с соседней «Отрадой» графов Орловых. Построенную тщеславным гофмаршалом виллу в итальянском вкусе окружал пейзажный парк, террасами спускающийся к реке. Мало того, местные железистые источники позволили устроить в имении курорт, по сути, первый в стране, превративший Рай-Семеновское в русский Баден-Баден. Нащокин, привлекая клиентов, составил рекламную брошюру «Чудесное исцеление, или Путешествие к водам Спасителя в село Рай-Семеновское». В имении функционировали гостиница и здание для ванн. Бессмысленно теперь искать следы этих построек, все они утрачены.
 
В русской Аркадии, где «все кипело жизнью шумной и полной всяческого довольства», увеселения и воплощение фантазий существенно поднимали градус театрализованности. Отдельные помещики считали необходимым превращать свои владения в сценические площадки, что, по мнению специалистов, в конце концов и привело к развитию драматической традиции в России. Крепостные актеры, несмотря на статус, явились первыми профессионалами в этой отрасли. Неоценимую роль в этом процессе сыграл, как известно, граф Шереметев и его усадебный театр в Останкине.
 
От аристократии, жившей в имениях время от времени, стоит перейти к усадьбам поскромнее, лирические признаки которых описал Пушкин в «Евгении Онегине». Дворяне помельче пытались имитировать великокняжеские усадьбы с их причудами в тех масштабах, что могли себе позволить. И все же скромные дома со старомодной обстановкой, уступающей роскоши увеселительных дворцов и особняков столичных вельмож, бесконечно очаровывали своей искренностью и созвучием природе.
Манифест, изданный Петром III в 1761 году, отменивший обязанность
дворян нести военную службу, порадовал многих.

Андрей Болотов, будущий родоначальник отечественной аграрной науки, услышав новость о манифесте, буквально прыгал от радости, как какой-нибудь заядлый прогульщик при отмене урока. Поспешив уйти в отставку, молодой дворянин немедля отправился в свое захолустье, чтобы посвятить себя тихой деревенской
жизни, сельскому хозяйству и наукам.

«Архангельское, — писал его хозяин князь Николай Юсупов, — не для наживы, а для растрат и услад».

Многим небольшим имениям военная служба их хозяев — помещиков, подобных Болотову, — грозила запустением, да и по средствам те могли жить не в столице, а лишь в провинции. Болотовское Дворяниново было и вовсе низкодоходным владением, о двадцати пяти крестьянских дворах всего-то.

Однако хозяину постепенно удалось превратить естественную среду в природный рай. Болотов бодро разбил парк, заложил питомник в саду, необходимый для новых посадок и опытов с растениями и кустарниками. Сотни яблонь Болотов рассадил по строгому плану и, увлеченный селекцией, гордился выведенными сортами «дворяниновка» и «андреевка». Яблоки довольно скоро стали приносить помещику прибыль, особенно в урожайный год. Сам же ученый-агроном за одиннадцать лет опубликовал восемьдесят статей об искусстве садового пейзажа в московском журнале «Экономический магазин», который сам же и издавал.
 
Свои идеи Болотов смог внедрить в жизнь и при проектировании ансамбля пейзажного сада в усадьбе Богородицкое, принадлежавшей внебрачному сыну Екатерины II, Алексею Бобринскому. Стремясь к живописности, он разнообразил растительность, устроил петляющие прогулочные дорожки вместо прямых, добился особенной игры света и тени, то есть создал именно то, что составляет тихую прелесть усадебного мира.


В окрестностях села Бехово и музея-заповедника «Поленово».
 
А знаменитый русский живописец Василий Поленов, автор «Московского дворика», «Бабушкиного сада» и «Заросшего пруда», купил имение на берегу Оки в старом селе Бёхово, недалеко от Дворянинова. Романтику приглянулся открытый песчаный, для хозяйства бессмысленный, бугор Борок. Художник выменял его у крестьян за две десятины пахотной земли. Взявшись за освоение этого крутояра, засаживая пустынный берег молодыми соснами, Поленов построил дом для всего своего большого семейства. Поленово, возникшее в конце XIX века, с его укладом и традициями, стало одним из последних островков мечты, которой и была русская усадьба.

40 минут на машине от центра Москвы 

 МУЗЕЙ-УСАДЬБА ДУРАСОВА «ЛЮБЛИНО»
Москва, Летняя, 1, корп. 1, mgomz.ru

Усадьба досталась отставному армейскому бригадиру николаю александровичу Дурасову, прослывшему чудаком и сумасбродом, однако ж несметно богатому. По легенде, Дурасова так распирала гордость от полученного им ордена Святой анны, что он повелел построить собственный дом в форме награды. в основе плана люблинского дворца и в самом деле лежит орденский крест — с углами, заполненными элегантными колоннами ионического ордера. в каждом конце креста располагались торжественные залы с коробовыми сводами, а в центре — купольный зал с росписью гризайль, иллюзорно имитирующей барельеф. Эта миниатюрная палладианская вилла, окруженная парком, сегодня открыта для посещений. Экспозиция посвящена быту московского дворянства XIX века.
 
МАРФИНО
Московская обл., Мытищинский р‐н, с. Марфино, marfino.narod.ru

Яркий образец русской неоготики, подмосковное Марфино прославилось не только архитектурой, но и расточительными пирами хозяина графа Салтыкова. После его смерти имение отошло благотворительнице и матери русского феминизма Софье Паниной. главный дом усадьбы отмечен башенками и готическими окнами. романтическое настроение в Марфино поддерживают крылатые грифоны у пруда, перекинутый через него величественный каменный мост и двухъярусная ротонда «Миловид» с куполом и статуей Аполлона Бельведерского.  Ныне усадьбу занимает санаторий Министерства обороны.

Пруд с грифонами в подмосковной усадьбе Марфино.

1-2 часа на машине от Москвы

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК А.С. ПУШКИНА
Московская обл., Одинцовский р‐н, пос. Большие Вяземы, museum‐gol.ru

Усадьба в Вяземах за свою долгую историю приняла немало гостей, в том числе и незваных: на пути к Москве в 1812 году ее посетил сам Наполеон. Сюда вообще любили заглядывать цари и императоры: Борис Годунов, Лжедмитрий, Алексей Михайлович, Петр I, Павел I.
 
В 1694 году Петр пожаловал имение своему воспитателю Борису Алексеевичу Голицыну «за спасение во времена стрелецкого бунта». С тех пор поместье прочно связано с фамилией Голицыных. В 1771–1784 годах, уже при Николае Михайловиче Голицыне, усадьба превратилась в дворцово-парковый ансамбль. Дом с бельведером в духе французского классицизма и два флигеля образуют парадный двор.

Сохранились пятиглавый храм и уникальная ярусная звонница. Сегодня имение Голицыных занимает государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина: по соседству находилось село Захарово, дача бабки поэта Марии Алексеевны Ганнибал. Сам Александр Сергеевич ребенком часто хаживал с родителями в гости к вяземскому хозяину Борису Владимировичу Голицыну, человеку образованнейшему и обладавшему многими талантами.
 
АБРАМЦЕВО
Московская обл., Сергиево‐Посадский р‐н, г. Хотьково, c. Абрамцево, Музейная, 1,abramtsevo.net 

Своим возникновением Абрамцево обязано энергии выходца из старинной купеческой семьи Саввы Ивановича Мамонтова. В 1870-м он приобрел у дочери писателя Аксакова обветшавшую усадьбу и взялся за ее обустройство. В Абрамцеве образовался художественный центр, где царил дух творчества.

Скамья,декорированная изразцами по эскизам художника Михаила Врубеля, в подмосковном музее-заповеднике «Абрамцево». 

Неталантливых не было: все рисовали, писали на пленэре, лепили, музицировали, ставили спектакли, за впечатлениями и предметами родной старины предпринимали вылазки в окрестные села. Мамонтов приглашал в гости Репина, Поленова, Врубеля. А Васнецов вдохновлялся дубами Абрамцева, работая здесь над полотном «Три богатыря». Члены мамонтовского кружка самостоятельно соорудили церковь — за образец был взят новгородский храм Спаса на Нередице XII века. в главном усадебном доме, деревянном строении с мезонином, посетителей ждет рассказ о счастливых годах жизни Абрамцева. Столовая усадьбы легко узнается по картине Серова «Девочка с персиками».
 
ДОМ-МУЗЕЙ П.И.ЧАЙКОВСКОГО
Московская обл., г. Клин, Чайковского, 48, tchaikovsky‐house‐museum.ru
 
Собственного дома у Чайковского никогда не было. вечно обитая то в съемных квартирах, то в доме у Николая Рубинштейна, то в поместье сестры, то в пансионах в Швейцарии и гостиницах в Париже, он всю жизнь мечтал быть «хоть где-нибудь дома». Для покупки усадьбы достаточными средствами Петр ильич не располагал и решил снять дом. Выбор пал на Клинский уезд, поскольку город Клин стоял на железной дороге Москва–Петербург, и отсюда всякий день можно было уехать в одну из столиц. Финансово Чайковского поддержала Надежда Филаретовна фон Мекк, друг и добрый гений композитора.
 
Был найден просторный дом с низкими окнами и широким балконом над душистым запущенным садом. Во время Великой Отечественной дом-музей был разрушен, но позже восстановлен. Два раза в год — в день рождения и день памяти композитора — крышка беккеровского рояля открывается, и выдающиеся пианисты исполняют его произведения.
 
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА И А.А.БЛОКА «ШАХМАТОВО»
Московская обл., дер. Гудино, шахматово.рф
 
Александра Блока в первый раз сюда привезли полугодовалым младенцем. Посреди зарослей сахалинской гречихи, прованских роз, куртин сирени, в ночных туманах и неоглядных далях протекли следующие тридцать шесть «лет» поэта. Здесь он познакомился с Любой Менделеевой, дочерью знаменитого химика, здесь же в сельской церкви они обвенчались. Домик с мезонином о семи жилых комнатах на высоком холме — типичная помещичья постройка начала XIX века — был невелик, но крепок.
 
В 1910-м, получив наследство после смерти отца, Блок построил второй этаж в форме башни, разместил там кабинет и библиотеку. То лето было последним, которое поэт провел в Шахматове целиком. в 1921 году дом подожгли крестьянские ребятишки. Пятнадцать лет назад титаническими усилиями реставраторов усадьбу наконец подняли из развалин, и там заработал музей. Удалось воссоздать прежнюю обстановку, а оконные витражи были восстановлены по блоковским стихам.

Главный усадебный дом в музее-заповеднике поэта Александра Блока «Шахматово» в Московской области.

Ленинградская область

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «МОНРЕПО»
г. Выборг, parkmonrepos.org
 
Уроженец Страсбурга, немец Людвиг Николаи, учитель Павла I, а затем и секретарь великокняжеской четы, в один день с Гете получил из рук императора Иосифа II дворянство, а затем и титул барона. Оставив службу, Николаи поселился в поместье Монрепо, где предавался литературным занятиям и находил особенное удовольствие в устройстве парка. Поместье представляло собой полоску суши между мощной каменной грядой и берегом залива, изрезанным бухтами и полуостровами. Новый владелец перестроил усадебный дом в палладианском вкусе, перевез сюда свою обширную библиотеку, коллекцию живописи и гравюр. Сегодня эти «места истинного рая» превращены в государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

Деревянный храм Нептуна рубежа XVIII — XIX веков — утраченная жемчужина музея-заповедника «Монрепо» в Выборге: пять лет назад он сгорел. Теперь гости могут любоваться лишь скалистым балтийским пейзажем и усадьбой.

ПРИЮТИНО
г. Всеволожск, museum.ru/M251
 
Хозяином усадьбы был первый директор Публичной библиотеки, президент академии художеств, историк и археолог Алексей Николаевич Оленин, за «всеядность» которого Александр I прозвал Тысячеискусником. На пологом склоне, у пруда среди старых берез и елей была построена ротонда, увенчанная четырехколонным портиком. Трудно было предположить, что в таком строгом и изящном строении, подобном римскому Пантеону, топится русская печь и готовится топленое молоко.
 
Запросто, «без чинов» в Приютино любили бывать Грибоедов, Жуковский, Мицкевич, Кипренский, Глинка, Брюллов. а для не имевшего собственной семьи баснописца Крылова усадьба Олениных была родным домом. Часто он сюда приходил из Петербурга пешком и останавливался всегда в комнатах над господской банькой. Но, возможно, эта довольно скромная усадьба так бы не прославилась, когда бы судьба не связала ее с именем Пушкина.
 
В 1827 году, вернувшись из южной ссылки, поэт поспешил в гостеприимный оленинский дом. анету, младшую дочь хозяев, Пушкин знал еще девочкой, теперь же она превратилась в красавицу. Пушкин посвятил ей «Я вас любил», «что в имени тебе моем», «не пой, красавица, при мне» и многие другие стихи. в августе 1828 года он сделал анне Олениной предложение, но получил резкий отказ.

Вид на усадебный дом в музее-заповеднике «Монрепо» в Выборге.

Смоленская область

МУЗЕЙ-УСАДЬБА М.И.ГЛИНКИ
Ельнинский р‐н, с. Новоспасское, smolensk‐museum.ru

Усадьба Новоспасское в двадцати верстах от Ельни перешла во владение рода Глинок в 1750-е годы. Композитор здесь родился и провел детские годы. По окончании войны 1812 года его отец выстроил двухэтажный дом с портиком и колоннами. Стены двадцати семи комнат обили бархатом и бумажными обоями, потолки расписали, полы устлали наборным паркетом. Повсюду сверкали хрустальные люстры, стояли изразцовые печи...
 
После смерти Глинки один из родственников продал Новоспасское коломенскому купцу, тот разобрал дом вместе с флигелями. Упадок усадьбы и парка продолжался более века. лишь в семидесятые началось восстановление дома по архивным материалам. Музей композитора открыли в 1982-м.

Историко-архитектурный комплекс «Теремок» в селе Талашкино Смоленской облсти. 

ТАЛАШКИНО
Смоленский р‐н, пос. Фленово, историко‐архитектурный комплекс «Теремок»,smolensk‐museum.ru
 
В 1893 году знаменитая меценатка, коллекционер и художница княгиня Мария Клавдиевна Тенишева стала хозяйкой села Талашкино под Смоленском (супруг преподнес его на ее именины). Мало-помалу малоизвестная барская усадьба превратилась в художественный центр, получивший европейскую известность. Здесь работали Репин, Врубель, Рерих, бывали Стравинский и Шаляпин. Главные достопримечательности — церковь Святого Духа с мозаикой Рериха «Спас нерукотворный» и бревенчатый резной теремок по проекту Сергея Малютина, отца русской матрешки.

Декоративные ворота в историко-архитектурном комплексе «Теремок» в селе Талашкино Смоленской области. 

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК А.С.ГРИБОЕДОВА «ХМЕЛИТА»
Вяземский р‐н, с. Хмелита, griboedovmuseum.ru
 
Менее всего в этой сельской идиллии с извилистой речкой и густо поросшими хмелем берегами ожидаешь встретить миниатюрную копию растреллиевского Зимнего дворца. Здесь, в смоленской глуши, в пышных барочных чертогах прошло детство будущего автора «Горя от ума». В образе Фамусова он увековечил хозяина усадьбы, своего дядюшку. Здесь же находятся Казанская церковь 1759 года постройки и дом-музей адмирала нахимова.

Усадебный дом в музее-заповеднике поэта Александра Грибоедова «Хмелита» в Смоленской области.

Республика Марий Эл

12 ЮРИНО
Пос. Юрино, Центральный пр‐т, 1, замокшереметева.рф

Имение на берегах Средней Волги (в трех часах езды на машине от нынешней Йошкар-Олы) принадлежало поручику Василию Петровичу Шереметеву. Он соорудил в селе Юрино дворцово-парковый комплекс, гремучую смесь стилей: готического, романского, восточного, древнерусского. Сам замок был огромен, в нем насчитывалось свыше ста комнат. гостей встречала латинская надпись Salve! («здравствуй!»), выложенная на мозаичном полу. Центральное место отводилось зимнему саду, перекрытому гигантским стеклянным куполом. захаживая в сад и замечая, что какое-нибудь дерево стало упираться в стекло, Шереметев приказывал его срубить и разрезать на дрова. а бросая их в камин, приговаривал: «черт знает, как я богат, пальмами отапливаю свой кабинет!» Сегодня в замке работают музей и устроена гостиница.

Замок поручика Шереметева в поселке Юрино а Республике Марий Эл.

Источник

Картина дня

наверх