На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 357 подписчиков

Свежие комментарии

  • Кулинарные рецепты
    Вот интересная статья по этому поводу https://poolka.ru/весенний-отдых-на-даче-как-правильно-о/Весна на даче: че...
  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...

Бывшая Югославия: практическая информация - Записки русского путешественника


3043090
Продолжаю рассказ о бывшей Югославии и Албании. В прошлый раз я писал о своих общих впечатлениях, в этот раз там ряд практических советов.

Как добраться

На мой взгляд, наиболее быстрый и удобный способ добраться из России в бывшую Югославию – через Белоруссию и Польшу. Можно, конечно, ехать через Украину, но туда сейчас россиян могут не пустить, да и украинские дороги не такие хорошие и быстрые, как трасса Москва – Минск – Брест. В Польше советую не использовать узкие и неторопливые дороги юго-востока страны, а ехать по скоростному автобану, соединяющему Варшаву, Катовице и чешский Брно. А оттуда уже можно ехать либо через Вену в Словению, либо через Будапешт в Сербию, либо каким-то иным путём.


Наш маршрут в бывшую Югославию

Но если вы не слишком торопитесь, то можно проехать и иными способами – например, в Будапешт через польские города Люблин и Жешув и словацкие города Прешов и Кошице либо через Краков и центральную Словакию.


Дорога через юго-восток Польши

Визы

С российским паспортом не нужна виза в Сербию, Македонию, Боснию и Герцеговину, Черногорию и Албанию. С первыми четырьмя государствами Россия заключила соглашения о взаимных безвизовых поездках, а Албания в последнее время каждый год отменяет для нас визы на летний сезон. В частности, в 2016 г. в Албанию можно съездить без визы в период с 15 мая по 1 ноября.

Таким образом, вам не нужно делать никаких виз и достаточно будет лишь российского загранпаспорта при соблюдении двух условий:
а) если вы хотите посетить только перечисленные выше страны;
б) если вы полетите туда на самолёте.

Если же вы хотите посетить и другие страны региона или же планируете добраться до Балкан по земле, то удобнее всего оформить шенгенскую визу. Тогда вы так же спокойно посетите Словению, Хорватию и Косово. Словения – уже в шенгенской зоне, Хорватия – кандидат на вступление и уже пускает всех обладателей шенгенской визы, а Косово просто решило открыть границы для всех шенгеновизодержателей.

С шенгенской визой удобно доехать до Балкан по суше, поскольку между Россией и бывшей Югославией нет никакого «безвизового коридора» – как бы вы ни поехали, вам понадобится виза. Проще всего опять же сделать шенгенскую визу, с которой вы можете проехать через Польшу, Словакию, Венгрию, Румынию или другие страны.


Штампы республик бывшей Югославии

В самой бывшей Югославии границы пока не отменены. После путешествий по шенгенской зоне поездка по Балканам выглядит очень странной – столько мелких стран, но у каждой свои таможня и пограничники. К счастью, прохождение границы организованно хорошо, и нигде не приходится ждать адски долго.

Вроде бы везде границу можно проходить пешком – по крайней мере, в половине случаев мы пересекали границу именно таким образом, и никаких вопросов к нам не возникло. В частности, таковыми были границы между Сербией и Косово, Албанией и Черногорией, Хорватией и Боснией.

А если вы едете в машине, пограничник иногда даже не просит никого выйти и не смотрит на ваши лица – просто водитель передаёт ему пачку паспортов, а тот проставляет штампы. Так что границы в бывшей Югославии хоть и существуют, но они весьма расслабленные.


Хорвато-боснийская граница в городе Градишка

Регистрация

В двух странах – Сербии и Черногории – нам рассказывали о том, что иностранцы обязаны делать какую-то регистрацию. Видимо, это вроде нашего миграционного учёта иностранцев. Подробностей не знаю: сербским я так хорошо не владею, да и тамошнее законодательство изучать мне было бы лень.

В общем, даже если и есть такое правило, оно явно применяется редко. Я особо глубоко не копал эту тему, но, думаю, если бы проблема была, о ней бы писали на туристических сайтах и форумах. Как и в России, суровость законов здесь, видимо, компенсируется необязательностью их выполнения.

При выезде из Черногории нас ни о какой регистрации не спросили, а из Сербии мы выехали через Косово, и там тоже никаких вопросов не возникло.


Выезд из Сербии в Косово к юго-востоку от города Рашка

Проблема Косово

Косово – это частично признанное государство, которое Сербия считает своей территорией – «Автономным краем Косово и Метохия». На сербско-косовской границе с косовской стороны стоят пограничники, а с сербской – что-то типа пограничного поста (потому как наличие настоящего погранпоста, видимо, будет означать, что сербы признают Косово как независимое государство).

В связи с этим у некоторых путешественников возникает следующая проблема. Если вы въезжаете в Косово из любой страны, кроме Сербии (в частности, из Македонии, Черногории или Албании), а потом едете в Сербию, то сербские квазипограничники могут сказать, что вы нелегально въехали в их страну. Ведь штамп о въезде в Косово (с точки зрения сербов – на сербскую территорию) вам поставили косовские пограничники, а не сербские. А то, что сербских пограничников на какой-нибудь косовско-македонской границе не было, так это никого не волнует. Некоторых людей, говорят, всё же пускали в Сербию из Косово, но некоторых совершенно точно разворачивали. Поэтому лучше не рисковать, и избегать такого маршрута.


Албанская часть города Митровица (Косово)

А вот если вы двигаетесь в обратном направлении – то есть из Сербии въезжаете в Косово, а потом едете в Албанию, Македонию или Черногорию, тогда никаких проблем не будет (в том числе при последующем посещении Сербии). С точки зрения сербов, выезжать из их страны можно любым способом, и штампы на выезде ставить не обязательно.

Точно так же не возникнет никаких проблем, если вы въедете в Косово из Сербии, а потом поедете обратно в Сербию, либо въедете в Косово из любой другой страны, кроме Сербии, а потом поедете в любую другую страну, кроме Сербии.

Суммирую – лучше не ехать в Косово по следующими маршрутами: Черногория – Косово – Сербия, Македония – Косово – Сербия, Албания – Косово – Сербия. Все прочие варианты допустимы и безопасны.


Памятник Биллу Клинтону в городе Приштина (Косово)

Информация

В путешествии мы пользовались путеводителем Western Balkans серии Lonely Planet за 2006 г. Pdf-файл этой книги легко найти в торрентах. Путеводитель этот был издана десять лет назад, но для наших целей совершенно не устарел. Главное – достопримечательности находятся на тех же местах и выглядят примерно так же. Информация о транспорте тоже не сильно поменялась (впрочем, мы больше ездили автостопом). Ну а что касается гостиниц и заведений общепита, то Lonely Planet давно перестал говорить о самых дешёвых местах, так что в этом плане толку от него всё равно немного.

Язык

В Хорватии, Сербии, Черногории и Боснии люди говорят фактически на одном языке. Македонский и словенский на него отдалённо похожи. Поэтому полезно будет выучить основы сербо-хорватского (он же хорвато-сербский, он же сербский, он же хорватский, он же черногорский, он же боснийский).

Крайне рекомендую учебник-самоучитель хорватского языка за авторством некоего Алексея Калинина. Это очень толковая, грамотная и полезная книжка, содержащая правила хорватского языка, полезные фразы и хорвато-русский и русско-хорватский словарь. Есть даже небольшой раздел про автостоп (!) с самыми необходимыми фразами.


Учебник-самоучитель Калинина

Иностранные языки в бывшей Югославии люди знают гораздо лучше, чем в России. Во всех странах (кроме Албании), первым среди иностранных языков, естественно, будет английский. В крупных городах на нём иногда говорят даже продавцы в супермаркетах и водители автобусов.

Кроме того, в путешествии по Балканам полезно немного владеть основами других главных европейских языков. Дело в том, что жители этих стран активно ездят работать в Западную Европу и часто на простейшем уровне знают тамошние языки. Нам встречались люди, которые не знали английского, но при этом могли общаться кто на французском, кто на итальянском, кто на немецком языках.


Белград (Сербия)

В Албании итальянский знают лучше английского, благо тамошние люди постоянно ездят в Италию на заработки. Больше половины водителей-албанцев говорят на итальянском, так что полезно тоже немножко знать его.

Русский язык лучше всего знают в Черногории, благо туда сейчас приезжает много туристов. Кроме того, многие сербы и черногорцы работали в России, а некоторые помнят ещё уроки русского в школах во времена социалистической Югославии.

Если обобщить и взять среднюю температуру по больнице, то две трети подвозивших нас водителей говорили на каком-то иностранном языке. Из них половина – на английском, а половина – на другом западноевропейском языке. Ну и примерно один из десяти-пятнадцати мог немного говорить на русском.

Общение на нескольких языках во время автостопа по Сербии

Достопримечательности

В бывшей Югославии замечательная и живописная природа. Все страны имеют горы, красивые речные долины, ущелья, водопады, озёра и леса. Особенно красива природа в Боснии. Эта страна почти вся холмистая и гористая, так что ехать по ней очень интересно – всюду открываются отличные виды. Албания, Черногория и Хорватия также имеют длинное морское побережье и знамениты своими пляжами. В Словении кусочек моря совсем небольшой, а в Боснии – совсем крошечный (буквально несколько километров длиной). В Сербии центральная часть страны – равнинная, а вот окраины на западе, востоке и юге – более горные.


Джердапское ущелье на востоке Сербии

Из рукотворных памятников интерес представляют старинная архитектура, церкви, мечети, дворцы. Классический балканский город – несколько кварталов интересной архитектуры и высокий холм в центре, на котором возвышается живописная крепость. Красивой архитектуры в старинных балканских городах, несмотря на все войны, осталось значительно больше, чем в старинных российских городах.


Травник (Босния и Герцеговина)

Из неприятных особенностей – в странах бывшей Югославии в последнее время пошла мода брать деньги за вход в известные мечети и церкви. Причём дело касается вполне себе действующих религиозных сооружений. Особенно часто мы это видели в Боснии. На экскурсии в Сараево гид рассказывал, что всего год назад рекомендовал своим туристам посетить местный православный собор, но сейчас там уже ввели плату за вход. И то же самое с некоторыми живописными мечетями в Мостаре и Сараево – там нужно купить билет для входа. Только католические храмы пока ещё не обилечены.


Цены на билеты в одну из мечетей Сараево (Босния и Герцеговина)

Можно, наверное, притвориться православным или мусульманином – а некоторые даже умудряются ими быть – и попросить пустить бесплатно. Не знаю, насколько это действенно, попробуйте. Мы обычно просто шли дальше, благо снаружи эти сооружения обычно интереснее и красивее, чем изнутри. Да и не хочется финансировать мало того что мракобесов, так ещё и скупердяев.

К счастью, известные православные монастыри пока ещё можно посетить бесплатно.


Монастырь Тврдош в окрестностях Требине (Босния и Герцеговина)

Free Walking Tour

Перед прогулкой по любому европейскому городу (в том числе балканскому), рекомендую сперва погуглить фразу «Free Walking Tour … (название города)» и выяснить, где и во сколько начинаются бесплатные пешеходные туры по городу. Подобные экскурсии есть во всех крупных европейских городах. Гиды на них работают без предоплаты, за чаевые, поэтому заинтересованы в том, чтобы рассказывать всё максимально интересно. Особенно хорошими были экскурсии по Будапешту, Сараево и Загребу: гиды рассказывали о своих городах увлекательно, без занудства и с юмором, приводили занятные факты, делились актуальной информацией о городе и давали полезные советы. После такого тура совершенно не жалко оставлять чаевые. Ну а если вам станет скучно, можно в любой момент отсоединиться от экскурсии и пойти гулять самому.

Обычно экскурсии отправляются несколько раз в день от какой-то из центральных площадей и длятся около двух часов.

В Белграде и Любляне бесплатные экскурсии были почему-то нудноватыми, без огонька, но, возможно, нам просто не повезло с конкретным гидом.

Все такие экскурсии, естественно, проходят на английском. Но и гиды, и большинство слушателей не являются носителями этого языка, так что если у вас средний уровень владения английским, этого будет достаточно.


Бесплатная экскурсия по Загребу (Хорватия)

Цены

Целы на Балканах примерно соответствуют уровню экономического развития страны: чем он хуже, тем цены ниже. Соответственно, самая дешёвая страна – Албания. Более или менее на одном ценовом уровне, совпадающим с российским – Сербия, Косово, Македония, Босния и Герцеговина, Черногория. В Хорватии и Словении всё значительно дороже, чем в России.

Всё это касается, в основном, цен на еду (т.е. на продукты в супермаркете и разные блюда в заведениях общепита). Цены на одежду, промтовары, электроэнергию и недвижимость я не выяснял


Цены в уличной кафешке в Белграде (Сербия). Один сербский динар примерно равен шестидесяти российским копейкам

Почти в каждой стране используют свою валюту. В Сербии – сербские динары, в Македонии – македонские денары (через «е»), в Албании – албанские леки, в Боснии – конвертируемая марка, в Хорватии – хорватские куны. Словения вошла в еврозону и там в ходу евро. А Черногория и Косово, хоть и не вошли в еврозону, но без спросу сделали евро своей национальной валютой. Типа зачем напрягаться и создавать свою валюту, если уже есть надёжное средства платежа.

В общем, валюту придётся менять очень часто. Это довольно неудобно, особенно если учесть, что все эти страны маленькие и вряд ли вы там надолго задержитесь. Так как местные жители сами часто сталкиваются с такой проблемой, то и обменники (на местных языках – «менячницы») встречаются часто.

Лучше всего, конечно, иметь при себе евро: их меняют везде, а в некоторых странах, как видите, их можно использовать в качестве платёжного средства.

За тридцать пять дней пребывания в бывшей Югославии, Албании и странах, захваченных по пути, мы на двоих потратили 700 евро. То есть примерно 10 евро на человека в день. Но это средняя цифра, и тут нужно учесть, что значительную часть этой суммы мы потратили в транзитных странах – членах Евросоюза, где всё в несколько раз дороже. Ну и плюс мы не сильно экономили и почти ни в чём себе не отказывали. Если у вас цель потратить как можно меньше, думаю, можно уложиться и в пять евро в день.


Придорожная торговля фруктами в Албании

Автостоп

Скорость и лёгкость автостопа – вещь крайне субъективная. Но мне кажется, что если ты проехался хотя бы в десяти машинах по какой-то стране, то можешь делать выводы о качестве тамошнего автостопа. Поэтому излагаю исключительно свои впечатления и не претендую на объективность. А то когда я рассказал в фейсбуке про сербский автостоп, на меня обрушились несколько девушек, которые говорили, что в Сербии отличный автостоп и вообще, нечего, мол, ругать сербов. Короче, у кого другое мнение – ради бога, спорить не буду. 

Прежде всего, почти во всех странах уже есть платные автобаны и их число и длина будет, по всей видимости, увеличиваться. Например, Сербию с севера на юг пересекает автобан, соединяющий крупнейшие города страны – Суботицу, Нови-Сад, Белград, Ниш. В Хорватии автобан соединяет запад и восток (в том числе Загреб и Истрию) и север и юг (идёт параллельно побережью Адриатического моря).


Автобан в Сербии

Тем, кто ездил по Европе, объяснять про автобанный автостоп ничего не нужно. Для остальных скажу – на самой трассе в этом случае стоять бесполезно, опасно и незаконно. В качестве опорных позиций нужно использовать пункты оплаты проезда (в бывшей Югославии их обычно называют rampa / "рампа") и заправки, а в машину садиться, только если водитель едет до следующей. Такой автостоп в целом получается достаточно быстрым, велик шанс поймать машину на несколько сотен километров.


Пункт оплаты проезда в Хорватии

В Openstreetmaps все платильники и заправки отмечены, так что скачайте на смартфон программу Maps.Me или иные подобные приложения, загрузите карты всех этих стран и пользуйтесь на здоровье. Также полезная информация (особенно про выезды из городов) содержится в Hitchwiki.


Автостоп у пункта оплаты на автобане в Македонии

На других дорогах автостоп несколько хуже, но относительно неплохой и меняющийся от страны к стране.

В Сербии автостоп мне показался более плохим, чем в России: на очень заметном и удобном месте можно проторчать больше получаса, а если место неудобное, то вообще застреваешь надолго. При этом как только люди останавливались и узнавали, что мы русские, то чрезвычайно радовались. Но по нашим лицам ведь этого не видно. В связи с этим я подумал, что теоретически можно попытаться показать им своё российское происхождение. В качестве рекомендации – надеть футболку с портретом Путина или Богородицей или надписью "Мы русские, с нами Бог!" или футболку, изображенную на фотографии ниже. Может, так сербам будет легче узнать своих православных братьев, и они быстрее остановятся. Аналогичную футболку можно использовать в сербских районах Боснии, Косово и других стран. Только не забудьте снять эту футболку, если поедете к другим югославским народам (например, в албанскую часть Косово:)


Футболки, продающиеся в Требине (сербский город в Боснии и Герцеговине)

В Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговине автостоп примерно как в России: с хорошего места уезжаешь быстро, с плохого - помедленнее.

И совсем прекрасная страна – Албания. Там мы нигде не стояли больше десяти минут, а несколько раз останавливалась первая же машина.

В Хорватии и Словении мы пробыли пару дней и сменили всего несколько машин, так что там опыт у нас совсем небольшой. Но везде уезжали быстро, как на автобанах, так и на простых дорогах.


Сербский дальнобойщик в Боснии и Герцеговине

Очень часто по бывшей Югославии подвозят другие туристы или живущие в Югославии иностранцы. За время поездки нас подвозили французы, немцы, швейцарцы, бельгийцы, американцы, итальянцы и даже один русский парень родом из Калуги, живущий в черногорском городе Бар.


Ребята из Швейцарии, которые ехали работать в один из христианских храмов в Косово и подвезли нас от Нови-Сада до Белграда (Сербия)

Таксизм в бывшей Югославии не распространён – всё понимают сущность автостопа и про деньги не спрашивают. Деньгопросов за месяц попалось всего двое: один – в Македонии, один – в Албании. Оба раза про деньги водители спросили сразу как остановились, так что недоразумений не возникло.

Мы автостопили, в основном, с табличками – брали кусок картона и писали на нём маркером название следующего крупного города. Но, думаю, можно обойтись и без него.


Автостоп в Хорватии

Поезда

На поездах мы почти не передвигались и использовали их только как способ посмотреть разные красивые места. Собственно, по железным дорогам на Балканах мы ездили дважды. Первый раз – по знаменитой узкоколейной железной дороге «Шарганская восьмёрка» (Šarganska osmica или «Шарганска осмица») на западе Сербии, неподалёку от деревни Мокра-Гора. Второй раз – по Черногории, от Подгорицы в сторону Сербии до станции «Колашин», откуда автостопом вернулись в черногорскую столицу. Тоже очень живописная дорога, прокатитесь – не пожалеете.


Участок железной дороги между Подгорицей и Колашином (Черногория)

Да, если поедете в бывшую Югославию тем маршрутом, который я рекомендовал в самом начале, могу посоветовать воспользоваться по пути очень дешёвыми белорусскими поездами. Проехать через всю страну от Орши до Бреста стоит примерно 5 евро в плацкартном вагоне и 8 евро в купейном вагоне. Так что можно утром не торопясь выйти из Москвы, достопить до Орши, сесть на ночной поезд, поспать и утром со свежими силами перейти границу и постопить дальше. То же самое касается обратного пути – от Бреста до Орши тоже идёт удобный ночной поезд. Билеты покупайте по интернету на сайте белорусских железных дорог http://www.rw.by.

Можно, конечно, весь путь от Москвы до Бреста проехать на поезде, но тогда особой экономии не получится, билет при в два раза большем расстоянии будет стоить раз в десять дороже.


Железная дорога "Шарганская восьмёрка" (Сербия)

Ночлег

Платным ночлегом мы почти не пользовались, поэтому подробно ситуацию не изучали. Только дважды мы останавливались в гостинице. В городе Берат (Албания) нас на улице встретил один местный чувачок и предложил переночевать в его гостинице. Вначале просил 1000 р. в местной валюте, но после короткого торга согласился на 500 р. В номере не было ни wi-fi, ни кондиционера, но зато гостиница находилась прямо в центре города, в каком-то старинном здании.

А в городе Требине (Босния и Герцеговина) мы сняли номер в другой частной гостинице. Стоимость – 17 евро. Это был самый дешёвый вариант ночлега в городе. Условия неплохие – кондиционер, wi-fi, кухня и т. д.

В общем, про ситуацию на рынке платного ночлега почти ничего сказать не могу. Но, думаю, во всех странах достаточно будет использовать Booking.com, а в Албании также можно просто ходить по городу и спрашивать цены в разных гостиницах.

Теперь о бесплатном ночлеге. Couchsurfing летом работает не очень эффективно, но мы нашли ночлег почти во всех крупных городах и некоторых мелких. Готовьтесь писать по несколько десятков запросов в каждый город. Впрочем, в другое время года всё может быть получше.


Эсэмэска от каучсёрфера из Приштины (Косово). Перевод: "Где угодно в Приштине попросите любого полицейского позвонить мне, потому что я был их учителем, и я приеду и заберу вас в любом месте. Они могут звонить на 044137191, мы можем звонить друг другу бесплатно. Просто попросите их позвонить инструктору Антону Сене"

Полезно иметь при себе палатку – мы во всех странах находили места, где можно поставить её и переночевать. В числе прочего мы ставили палатку на пляже в городе Охрид (Македония) на берегу одноимённого озера, на пляже Ада-Бояна на юге Черногории и в национальном парке Каменяк на северо-западе Хорватии. В последней стране, правда, установка палатки вне официальных платных кемпингов считается незаконной, так что будьте с этим поаккуратнее и не особо светитесь. В других странах проблем с этим нет.

Платные кемпинги весьма дороги. В тех местах, где мы спрашивали про цены, они были сопоставимы с гостиницей, так что толку от них немного. В нацпарке Каменяк мы, прослышав про запрет дикого отдыха в Хорватии, вначале пошли в официальный кемпинг, но когда узнали цену (35 евро), решили, что глупо платить столько за участок земли в лесу. В итоге потопали в сам нацпарк и поставили палатку в кустах рядом с берегом моря.

Еда

Первую неделю еда на Балканах кажется прекрасной. Вторую неделю – хорошей. На третью неделю от неё начинаешь немножко уставать. Дело в том, что два основных компонента балканской еды – это хлеб и мясо. Конечно, в ресторанах можно взять и что-то более изысканное, а в супермаркетах продаются самые разнообразные продукты. Но в дешёвых заведениях общепита не бывает практически ничего, кроме мяса и хлеба. Так что советую, чтобы не было совсем грустно, самостоятельно покупать себе в магазинах овощи, сыр и другие продукты, которые делают жизнь веселее.

Основное блюда балканской кухни:

- чевапи или чевапчичи. Самое популярное балканское блюдо, чей запах будет преследовать вас всё путешествие. Это что-то типа кебаба – жаренные мясные котлето-колбаски.

- плескавица. Большая мясная плоская котлета (а-ля бургер), которую могут подать в чистом виде, в пите или каким-то ещё способом

- бурек. Это типа пирога с разными начинками. Мы чаще всего ели буреки с мясом и с сыром.

- чорба. Суп с мясом, весьма сытный и недорогой.


Чевапчичи (на переднем плане) и чорба (на заднем) в черногорском ресторане

Также в бывшей Югославии популярны турецкая кухня (представленная многочисленными «донерами»), итальянская (пицца) и американская («Макдоналдсы» и иные фаст-фуды).

Из напитков популярны разные соки и газировки. Кроме того, мне полюбилась местный кисловатый напиток Cockta – по вкусу напоминает напоминает газировку «Байкал». Первоначально он производился в Словении, но стал популярным и в других балканских странах.


Газировка Cockta

Во всех странах бывшей Югославии распространены пекарни – небольшие магазинчики, где продают свежую выпечку, как сытную (типа вышеназванных буреков), так и сладкую (типа всяких пирожных, печений и т. д.). Их можно легко опознать по вывеске Pekara.

Заведения общественного питания встречаются на каждом шагу. По внешнему виду обычно ясно, дорого там или нет. Но даже в заведениях с официантами, скатертями на столах и прочими буржуйскими атрибутами цены достаточно терпимые – раза в два выше, чем в самых дешёвых. Так что если вам влом искать дешёвое заведение, можно иногда поесть и в дорогом.

Порции достаточно большие. Если вы заказываете не фастфуд, перечисленный выше, а какое-то «цивильное» блюдо (ну типа «свиные рёбрышки» или «гуляш» или что-то в этом роде), часто можно обойтись одним блюдом на двоих.


Меню в ресторане в Скопье (Македония). 1 македонский денар = 1 руб. 18 коп.

К еде обычно подают большие куски свежего хлеба. Также можно попросить официанта принести стакан с холодной водой из-под крана. Всё это, естественно, бесплатно.

Теперь о покупке продуктов. Экономика балканских стран практически полностью перешла от базарного типа к супермаркетному. В странах бывшей Югославии совсем немного больших шумных рынков, а торговля в основном сосредоточена в супермаркетах. Во многих городах есть супермаркеты немецкой сети Lidl – там можно купить самые дешёвые продукты.

Исключение - Албания, где очень часто продают еду на улицах.


Придорожная торговля в Албании

Связь и интернет

Wi-fi в изобилии распространён на Балканах. Он есть во всех цивильных, а иногда и даже не очень цивильных заведениях общественного питания. Естественно, есть он и в «Макдоналдсе». А иногда просто при прогулке по центру города ловится какой-то бесплатный интернет с названиями типа Free_Zagreb_Internet или что-то в этом роде. Одним словом, найти бесплатный интернет не проблем. Ну и плюс у большинства людей дома тоже есть wi-fi.

С мобильной связью дела обстоят сложнее. Никаких общебалканских мобильных операторов, насколько я понял, не существует. Покупать симку в каждой отдельной стране было бы накладно и неудобно. Так что мы в итоге просто нашли у «Мегафона» более или менее выгодный тариф для поездок за границу и в крайнем случае – когда нельзя было иначе связаться с нужным человеком – пользовались им. Тариф называется «Вокруг света». Вроде цены невысокие и тратил я его разумно, но по итогу денег всё равно ушло очень много. Короче, проблему мобильной связи я не решил и наиболее оптимального решения подсказать не могу.


Реклама мобильного оператора в Приштине (Косово)

Питьевая вода

Повсюду (кроме Албании) в центрах крупных городов встречаются улицные фонтанчики и краны с питьевой водой. Кроме того, повсюду (опять-таки кроме Албании) можно безбоязненно пить воду из-под крана. Да и в Албании, думаю, она не так страшна, как про неё говорят. Просто в странах бывшей Югославии нам говорили, что воду из-под крана без проблем можно пить, а в Албании советовали покупать бутилированную.


Кран с питьевой водой в центре Подгорицы (Черногория)

Туалеты

С туалетами в бывшей Югославии могут быть проблемы. Иногда в центре города или на пляже встречаются отдельно стоящие туалеты, но они обычно платные. В большинстве «Макдоналдсов» вход в туалет – по коду, написанному на чеке. Можно попросить чек у кого-то из посетителей и посмотреть код там либо подождать, пока из туалета будет кто-то выходить.

Иногда в туалете может не быть туалетной бумаги, так что имейте при себе запас салфеток или бумажных платков.


Чтоб не завершать всё фотографией туалетов - Дубровник (Хорватия), один из самых красивых городов бывшей Югославии

PS. Фотография в начале поста - город Яйце (Босния и Герцеговина)

Источник

Картина дня

наверх