Мой опыт проживания в монастыре и прохождения випассаны в горах Таиланда. Неделя в райском оазисе или куда бежать, когда голова забита.
Последний год мне очень хотелось найти место, где можно остаться надолго наедине с собой, услышать тишину и навести порядок в голове. С возникшими планами поездки в Азию, тут же вырисовались планы пройти какой-то ретрит или випассану. И как обычно бывает, когда ты чего-то желаешь, когда сформируешь свою цель, она каким-то магическим образом сама приходит к тебе. Так на моем горизонте появился лесной монастырь Ват Там Вуа. Почему-то у многих при слове монастырь возникают какие-то мрачные и настороженные ощущения. На моем опыте оказалось, что это одни из самых легких и ярких воспоминаний этого года!
В конце года принято вспомнить события уходящего и настроиться на позитивный лад для следующего года. Настроиться на позитивное мышление и с улыбкой проводить старый год вряд ли удастся где-то лучше, чем в буддийском монастыре.
Когда пересекаешь врата и порог храма, кажется, что ты попал в утопию, где все залито ярким солнечным светом, трава зеленеет, вокруг летают бабочки и журчит ручей.
Если приехать в монастырь в обед, с 13 до 15, то попадаешь на прогулку-медитацию, где все умиротворенно и чинно ходят в белом одеянии. Первые минуты смотришь на блаженные лица, и думаешь, что попал в секту. А уже через день сам ходишь, улыбаясь и медленно ступая босой ногой по дорожке: «Bud» — вдох, «Dho» — выдох.
Монастырь располагается в красивейшем месте между двух гор, на севере Таиланда. Добраться до лесного монастыря можно автобусом, который идет в Мэхонгсон из Чанг Мая или Пая. На дороге есть указатель, возле него нужно выйти и пройти пешком по зеленой тихой аллее, пока не упрешься в беседку с приветствием.
Нас в монастырь подбросила парочка тайцев, которых мы застопили на выезде из Пая. Они решили завезти нас к самим воротам. И как мы не убеждали, что дойдем пешком, они не хотели утруждать нас идти. Тайский автостоп – непонятный, но легкий.
Если приехали в монастырь раньше трех часов дня, то скорее всего, Вас попросят подождать и погулять по территории, а в 15 расскажут нужную информацию и ознакомят с распорядком и правилами.
Пока мы гуляли по территории, меня посещали неоднозначные эмоции: с одной стороны, дикий интерес окунуться во что-то новое и неизведанное для себя, с другой стороны – страх и непонимание происходящего: что можно, что нельзя, как вести себя, почему все такие отрешенные и т.д.
На территории монастыря располагается около 40 кути (деревянные домики с удобствами внутри) и несколько общих дормов (мужские и женский), большой главный холл, где проходят все медитации и подношения, кухня, туалеты и душевые на территории, зал с чаем и библиотекой, мойка, прачечная и великолепные просторы и поляны для отдыха и медитаций.
Сперва кажется, что территория небольшая, но во время прогулок и свободного времени, можно даже ни с кем не пересечься.
Как у каждого монастыря, тут есть свои правила. Ват Там Вуа довольно демократичный и свободный монастырь. Но, как говорится, со своим уставом…
Вот основные правила:
- Соблюдать тишину и покой
- Посещать коллективные медитации и соблюдать график
- Минимизировать общение между собой
- Не использовать технику, гаджеты на территории в открытую
- Убирать за собой чашки и посуду
- Соблюдать чистоту тела, души и домика
- Не ходить оп территории после 21
- Запрещено курить, пить алкоголь и есть мясо
- Запрещено женщинам обращаться к монахам, дотрагиваться до них, находиться на их территории после 20
- Женщинам и мужчинам нельзя находиться в одной комнате
- Нельзя проявлять сексуальные чувства
- Нужно носить белую одежду (свою или полученную в монастыре)
- Нельзя употреблять нецензурную речь и выражать негатив
- Нельзя заниматься йогой и делать друг другу массаж на территории
- Уважительно относиться к монахам, еде, книгам и друг другу
За неделю пребывания в монастыре я неоднократно видела людей, нарушающих правила. Но никто тут карать и упрекать не будет. Все “up to you”. Важно понимать, зачем Вы тут и что пребывание необходимо Вам, а не монахам или работникам.
В монастыре всего 6 монахов и несколько работников-волонтеров, которые трудятся на кухне. Также каждый день приезжают работники, которые подстригают траву, стирают одежду, ухаживают за огородом.
Самому старенькому монаху 90 лет, самому молодому 19.
Монастырю всего 10 лет, но его самоорганизация напоминает живой организм, который слажено функционирует.
Этот монастырь очень популярный среди иностранцев и наших соотечественников. Поэтому тайцев тут не много, а вот англичан, датчан, немцев, чилийцев, аргентинцев, русских, украинцев, американцев тут много. Скорее всего, он так привлекает иностранцев за счет своей демократичности.
График дня выглядит так:
- 05. 00 – подъем и медитация в своем кути (домике)
- 06. 30 – подношение еды монахам.
- 07. 00 – завтрак
- 08. 00 – медитация в главном холле, прогулка по большому саду.
- 10. 30 – подношение еды монахам
- 11. 00 – ланч
- 12. 00 – релакс
- 13. 00 – медитация в главном холле, прогулка по малому саду
- 15. 00 – свободное время и релакс
- 16. 00 – общественные работы на территории (кормление рыб, заметание листьев, помощь на кухне, уборка холла)
- 17. 00 – свободное время
- 18. 00 – вечерняя медитация в холле
- 20. 00 – медитация в кути
- 21. 00 – отбой
Еда.
Еда в монастыре сугубо вегетарианская, но при этом разнообразная и питательная. За 7 дней я попробовала разные блюда вегетарианской кухни и даже не почувствовала отсутствие мяса. Его вполне заменило соевое. Иногда еду делают острой, но чаще ориентируются на иностранцев и жалеют наш желудок. Меня поразило, сколько блюд можно приготовить из бананов. Наверно, у них на кухне есть книга «101 блюдо из банана». И наконец-то я привыкла к рису. Теперь я его даже с радостью встречаю! =)
Прием пищи по расписанию: в 7 утра и в 11 утра. После этого никто не ест. Но если первые дни тяжело обходиться без еды по вечерам, то можно подхрумывать. Главное делать это не демонстративно и не в общественных зонах, а у себя в домике. Если посетителей немного, то всех селят в одиночные кути, где своя деревянная кровать, душ и туалет. Если же горячий сезон и много желающих, то приходится ютится в общих дормах. Мы попали в декабре, конечно же на горячий сезон, поэтому подхрумывать бывало тяжело тихонько, когда с тобой живут еще 10 человек. Но вечерам часто доносились шелест обверток и запах мандарин.
Перед приездом мы запаслись в городе снеками. Также можно запасаться печеньем или тандаринами с ланча. Но уже к третьему дню я научилась справляться с голодом, практически не замечала его по вечерам и мало использовала запас. Недалеко также есть магазин. Но все наше пребывание он был закрыт. Так что лучше захватить что-то с собой.
С собой мы еще брали немного продуктов для монастыря: лапшу, сахар, помидоры.
В монастыре все бесплатно: проживание, питание, прохождение практики, поэтому любые пожертвования приветствуются. Ведь монастырь живет только на них. Насколько разнообразный будет ланч, порой зависит от того, сколько пожертвований было сделано или привезено.
Если будете посещать этот монастырь, захватите с собой какие-то продукты: чай, кофе, сахар, какао, овощи или рис. Также можно привезти книги. Тут есть своя небольшая библиотека и хорошо, если она будет пополняться.
Каждый прием пищи начинается с подношения еды монахам. Монахи не могут сами взять еду, ее должны им преподнести. Поэтому утро начинается с необычного и завораживающего ритуала: по периметру холла садятся женщины и мужчины с тарелкой риса. С одной стороны женщины, с другой стороны мужчины. В зависимости от четности дня монахи начинают обход либо с женщин, либо с мужчин. Каждый должен положить ложку риса каждому монаху в чан. После этого монахи благословляют еду и завтрак.
Перед обедом женщины по трое подают еду монахам, мужчины же с другой стороны относят ее на кухню, после того, как каждый монах взял себе в чан еды.
За этими ритуалами я завороженно наблюдала все 7 дней. Есть в них какое-то таинство.
Когда нам на рецепции рассказали все правила, показали территорию и выдали одежду, потекла наша размеренная монастырская жизнь. Тут не чувствуешь времени. Ты знаешь, что сейчас завтрак, ведь прозвучал колокол, но какой сегодня день, какое число и даже месяц, не вспоминаешь. Время становится тягучим и обволакивающим. Кажется, что у тебя вся жизнь впереди.
Несмотря на одинаковый график изо дня в день, тут постоянно получаешь новые эмоции, новый опыт, знания и знакомства.
Вместе с нами в монастыре находилось около 60 человек. Все из разных стран и континентов, каждый со своей историей и мотивацией. Некоторые проходили випассану молчания, некоторые же, наоборот, хотели пообщаться.
Молчать тут не обязательно. К тому же, по учениям этого монастыря, випассана полного молчания невозможна, ведь наш внутренний голос – санкара, всегда что-то говорит и его не заглушить, а на медитациях ты читаешь мантры и уже не молчишь (даже если делаешь это про себя). Но если хочется, чтобы тебя не беспокоили, немного отдалиться от общения, на рецепции можно взять бейджик «Silent and happy» и помолчать сколько душе угодно.
А во время еды или небольших перерывов можно общаться. И это здорово, ведь так понимаешь не только свои эмоции и ощущения, но можешь их обсудить с другими, уточнить то, что не ясно, просто узнать других людей.
В целом, политика Ват Там Вуа просто замечательная и легкая: делай то, что тебе комфортно и приносит счастье. Все направленно на создание счастья внутри.
Медитации.
Коллективные медитации проходят три раза в день. Индивидуально можно проходить дополнительно в свободное время. С утра и в обед это медитации дыхания сидя, лежа и прогулки. Вечером это чантинг и мантры. Когда мы сюда ехали, я не имела ни малейшего представления о медитациях. И переживала за свою неусидчивость и физическую нагрузку на ноги и колени. Но все оказалось куда легче: ты сидишь на подушечках и можешь взять их сколько угодно. А если тебе неудобно сидеть на полу, можешь пересесть на стул, а если и там неудобно, можешь покинуть медитацию и вернуться, как только захочешь.
Самое трудное для меня на медитации – не уснуть. Ты закрываешь глаза, делаешь вдох — “Bud”, делаешь выдох — ”Dho”, следишь за дыханием, следишь за телом. Bud. Dho. Мысли начинают струиться как атласная лента по воздуху. И вот уже какие-то картинки перед глазами, и ты уносишься далеко из монастыря. И откуда-то из глубины тебя пробуждает твой мозг: Bud! Dho! И ты ловишь конец этой атласной ленты и возвращаешься в свое тело. Учитель говорит своим успокаивающим и протяжным голосом: «Почувствуй тело, чувствуй свою правую руку, правую ногу. Чувствуй свою левую руку, левую ногу. Чувствуй свое тело, сосредоточься на дыхании, лови свой внутренний голос».
И все равно я каждый раз засыпаю, улетаю на несколько минут, а может секунд (кто знает, время теряет свой счет в эти моменты). Но с каждым днем мозг все быстрее реагирует и возвращает концентрацию на дыхание.
И я не одна такая, вокруг через одного сидят люди с опустившейся головой и, как китайские болванчики, качаются вниз-вверх. Тяжелее с медитацией лежа. Тут мозг не успевает ничего контролировать и уже через пару вдохов-выдохов уносишься в сон, а вокруг периодически раздается храп.
Самые любимые у всех медитации – прогулки. С утра и в обед, после учения, мы отправляемся в большой или малый сад для прогулки-медитации.
Кроме обычных медитаций дыхания упор делается и на учения. Каждый день учитель рассказывает какую-то историю и методы, как научиться себя контролировать, следить за эмоциями, разумом. Многое касается не только религии, но и философии, психологии. Нам рассказывают, как концентрироваться, как отделить злость, грусть, счастье, как понимать кто ты и где.
Интересные и глубокие мысли тут повсюду: в книжках, на лекциях, на деревьях, в беседах с учителем:
- Хорошо начатое – уже половина сделанного
- Самый короткий путь закончить много дел – делать одно дело за раз
- Думай каждое слово, что говоришь, но не говори каждое слово, что думаешь
- Добродетель не для продажи, если хочешь ее, создай.
Лекции проходят на двух языках: английском и тайском. Книга чантинга тоже в двух версиях. Учителя неплохо говорят по-английски.
Даже если не хочется углубляться в буддизм и техники медитаций, то проведенное время тут пойдет явно на пользу организму: постоянно свежий воздух, тишина, ранний подъем и ранний отбой, некалорийная еда, прогулки, перезарядка мозга, прекрасные виды, четкий режим дня, никакого волнения и переживаний. Мой организм тут перезарядился, очистился и готовым к новым восхождениям и Новому Году!
О том, как мы добирались в Таиланд за 200 долларов можно прочитать тут
Вопросы, которые могут возникнуть у тех, кто планирует посетить монастырь Ват Там Вуа:
- Нужно ли бронировать места, записываться?
Нет, сюда можно просто приехать и остаться. Ничего бронировать не нужно.
- Точно ли будут места, когда я приеду?
Если будет много посетителей, Вас поселят в общем доме. Там мест всем хватает. Каждый день кто-то уезжает, кто-то приезжает в монастырь.
- Где я буду жить в монастыре?
Если будет хватать места, Вам выделят отдельный домик с удобствами: электричеством, горячей водой, туалетом и душем. Если людей будет в этот момент много и свободных кути не будет, Вас поселят в общий дорм (женский или мужской). В общем доме также есть электричество, горячая вода, туалет, душ. Когда кто-то покидает отдельный домик, Вас могут переселить.
- Нужно ли платить за проживание?
Проживание, питание, прохождение практик в монастыре бесплатные. В конце пребывания каждый может оставить пожертвования и привезти с собой продукты.
- Можно ли приехать на месяц или на 2 дня?
Вы можете приехать на сколько хотите. Если в монастыре много посетителей, то о долгом сроке пребывания (14 – 30 дней) лучше уточнить на месте. Для прохождения практик советуют остаться не меньше, чем на 5 дней. Один-два дня мало что Вам дадут тут.
- Нужны ли какие-то документы?
При регистрации Вас внесут в список посетителей и попросят паспорт и действующую визу (если она есть). Когда посетители покидают монастырь, они должны внести себя в списки выехавших.
- Нужны ли теплые вещи?
Монастырь находится в горах и по ночам тут довольно прохладно. Поэтому теплая кофта, носки, шарф и даже шапка не помешают.
- Нужно ли везти с собой постельное белье или спальный мешок?
В первый день Вам выдают белую одежду (которая удобнее всего на свете), матрас, подушку и два одеяла. Если по ночам холодно, то можно попросить или взять в общем доме дополнительный матрас и одеяла. Я не брала постельное белье и спальник, они не так уж нужны. А вот полотенце нужно. Его не выдают.
- Обязательно ли ходить в белом?
Такое правило монастыря. Но по утрам и вечерам, когда становится прохладно можно одеть под низ или сверху свои теплые вещи.
- Какая еда в монастыре?
Еду подают вегетарианскую. Тут всегда есть рис, иногда лапша, с разными овощами, грибами, травами. На ланчи подают фрукты, печенье. Можно брать добавку. Неограниченное количество чая, кофе.
- Можно ли есть после 11 утра?
Если очень хочется, то можно перекусывать запасами. Также можно в перерывах пить горячий чай и не будет хотеться есть.
- Нужно ли выполнять общественные работы?
Один час в день уделяется общественным работам на территории монастыря. Можно подметать листья на газонах, можно кормить рыб в пруду, можно наполнять кувшины водой на столах, можно помыть пол в холле. Но все это не принудительно. Всегда есть люди, которые не делают общественных работ. Работы тут направлены также на медитацию.
- Какие люди посещают монастырь?
Самые разнообразные и интересные. Кто-то ходит с блаженной улыбкой и фанатично старается выполнять график и все предписания, кто-то старательно отлынивает и приехал сюда, как в санаторий, кто-то интересуется религией и культурой и записывает разные фразы, толкования, кто-то уезжает не задержавшись. Тут есть и те, кто ездит по всем монастырям мира, и те, кто приехал первый раз ради интереса. Тут есть и молодые люди, и совсем пожилые. И все люди открыты, улыбаются и помогают друг другу.
- Если я не знаю английского, я смогу проходить практики?
Большая часть общения и учения проходят на английском. Совсем без английского будет трудно первый день. Но тут всегда есть русскоязычные, которые могут помочь и подсказать что-то. Кроме того, это хороший случай подучить английский язык и привыкнуть слушать и думать на нем.
- Я смогу уехать, если мне не понравится?
Вы можете уехать в любой момент, нужно только предупредить на рецепции, вернуть одежду, ключ от домика и одеяла. А также записать себя в книгу выехавших.
Это действительно отличное и уединенное место! И даже несмотря на то, что я не познала и не вникла до конца в техники медитации, я многое взяла для себя! Возможно, в скором времени, я вернусь сюда для более длительного пребывания!
Свежие комментарии