Лилия К* предлагает Вам запомнить сайт «Мой отпуск»
Вы хотите запомнить сайт «Мой отпуск»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Ничто так не радует глаз, как собранный в отпуск чемодан!

Под стук колес: плацкартные вагоны России глазами англичанина

развернуть

Так как компания «Российские железные дороги» постепенно прекращает использовать плацкартные вагоны, британец Том Кларк и российский фотограф Мария Сакирко решили запечатлеть опыт и традиции железнодорожных путешествий в России, чтобы понять, что же россияне потеряют, когда их самый любимый способ путешествовать третьим классом канет в Лету.

platskart-970-head

Под стук колес: плацкартные вагоны России глазами англичанина

В России распространена привычка измерять расстояния временем путешествия до пункта назначения на поезде. «Владивосток — это шесть дней на поезде», — говорят москвичи. А Санкт-Петербург, например, — это всего одна ночь. Электрифицированные железнодорожные линии в России уже не являются источником гордости, как это было в советское время, но они все еще надежно соединяют запад страны с востоком. Не считая трубопроводов, 90% грузов в России перевозится по рельсам. От Владикавказа на юге России до Владивостока на побережье Японского моря, культурное пространство российских поездов — и в особенности плацкартных вагонов — уже долгое время является неотъемлемой составляющей национальной культуры. Будто добровольные заключенные, пассажиры прекрасно знают правила поездок. Они преклоняются перед вагонными традициями.

Под стук колес: плацкартные вагоны России глазами англичанина

Российские вокзальные перроны — традиционное место для прощаний. Суматоха, толкающиеся пассажиры, громоздкий багаж в узеньких проходах, двойная проверка номера места, значащегося в мятых билетах, последняя сигарета и скрежет механизма, медленно набирающего обороты. Это все смешивается в шум, похожий на мелодии Стравинского, и необратимое волнение.

Под стук колес: плацкартные вагоны России глазами англичанина

Хотя эта традиция исчезает, многие россияне все еще предпочитают посидеть в тишине на удачу перед долгой дорогой и только после этого выходят из квартир. К тому же считается плохой приметой возвращаться домой, если ты что-то забыл. Каждый раз, когда я сажусь в поезд, я думаю о людях, которые когда-то попрощались в последний раз на этих платформах. Наверное, в этом кроется причина того, почему родственники и друзья провожают путешественников не только до дверей поезда, но и в самую пасть вагона, до освещаемых тусклым матовым желтым светом коек, где те проведут ближайшее время.

Под стук колес: плацкартные вагоны России глазами англичанина

Даже после того, как проводницы, которые лишь усиливают проклятье или благословение каждой конкретной поездки, просят провожающих покинуть вагоны, те все равно остаются с пассажирами в виде домашней еды: картошки с вареными яйцами и курицы, аккуратно завернутой в фольгу, овощей и печенья. Поезд скрипит и трогается. Обычно в этот момент пассажиры почему-то общаются между собой задумчивым шепотом.

Путешествуя на восток России, через часовые пояса и тысячи миль, ты остаешься примерно на той же широте, и растительность за окном не очень сильно меняется. Все пестро-зеленое — березы, сосны и вечнозеленые ели. Только нежный ритм поезда меняется, равномерно качая своих пассажиров, их тела и мысли. Для поведения на платформе тоже существует определенный негласный кодекс.

Под стук колес: плацкартные вагоны России глазами англичанина

На перроне промежуточной станции важно сразу найти стойку той самой из вездесущих бабушек, у которой толпится больше всего людей, и занять место в очереди за свежими припасами: ягодами, выпечкой, мороженым, квасом, пивом, сигаретами. Все бабушки продают одинаковые продукты, но эта привычка в народном сознании осталась еще с советских времен, когда длина очереди говорила сама за себя. Иногда на платформе можно встретить странных, бурчащих что-то под нос продавцов, которые поспешно удаляются при виде охраны, иногда — шкафчики с выдвижными ящичками, в которых хранятся странные вещи, которые вы ни за что бы не купили никогда в жизни, не оказавшись случайно на этой станции в данный момент.

Но в основном пассажиры тихонько стоят рядом друг с другом, дышат свежим воздухом и кормят станционных собак. Они лениво перекидываются парой слов ни о чем с сотрудниками станции или задают вопросы о том о сем своим попутчикам.

Под стук колес: плацкартные вагоны России глазами англичанина

Из Москвы во Владивосток можно попасть и на машине, но магистрали нельзя назвать очень удобными, особенно в Восточной Сибири. Поэтому люди, привыкшие двигаться в ритме современного мира, выбирают самолет. Однако поезд все равно остается любимым видом транспорта россиян, своеобразным классическим караваном для русских кочевников, местом выполнения ритуалов, навсегда запечатленных в коллективной памяти: от принесения с собой в вагон правильных вещей (тапочки, чай, кроссворды, книги и, конечно, тельняшка) до расстилания постельного белья на полках и попыток уговорить проводницу поделиться стаканами.

Под стук колес: плацкартные вагоны России глазами англичанина

Эти стаканы узнаваемы для всех россиян. Они состоят из двух частей: собственно стеклянного стакана и железной подставки, и многие пассажиры часто пытаются втихомолку оставить их себе в качестве сувенира. Их надежный дизайн напоминает сами поезда, он очень практичный и советский, а кружевной узор на кованых подстаканниках наводит на мысли о сюжетах старинного фольклора. Российские поезда были созданы, чтобы пить чай.

Ты замечаешь, что путешествуешь, потому что пассажиры меняются. Этнических русских сменяются татары, казахи, монголы, буряты. Бабушки и дедушки едут вместе с внуками. Люди, проходя через вагон, могут остановиться поболтать, оставаясь в проходе. Иногда их приглашают присесть, чтобы совместно выпить чая. Попутчики делятся своими историями, создают особую атмосферу. Люди открыты и общительны.

Под стук колес: плацкартные вагоны России глазами англичанина

«Хотите прилечь?» — спрашиваю я свою соседку, предполагая, что она хотела бы, чтобы я встал и дал ей возможность растянуться на нижней полке. «Я прилягу сама потом, спасибо!» — отвечает она и продолжает читать книгу в мягкой обложке, которая называется «Разрушитель браков». Она возвращается из Москвы, где была на присяге своего сына, служащего во внутренних войсках. Мой португальский друг Гильерме очень ее веселит. «Скажите Глебу, чтобы он нашел себе русскую девушку, тогда он sprechen sie Russki окей!» — говорит она мне. Потом Глеб превращается в Хлеб, а вскоре он становится просто Батончиком. «Не забудьте снять лапшу со своих ушей ночью!» — говорит она мне перед тем, как покинуть поезд, тем самым признаваясь, что слегка издевалась надо мной. Люди редко обмениваются контактами. Время в поезде идет совсем не так, как в других местах. Оно будто застряло где-то между сном и пробуждением.

Под стук колес: плацкартные вагоны России глазами англичанина

Снаружи мелькают березы и сосны. А внутри ты можешь путешествовать. Поездка смягчает и социализирует тебя, она выплевывает тебя в пункт назначения уже готовым к тому, чтобы жить среди этих людей. Она делает тебя чуть более открытым и самую малость более русским, если это вообще возможно для иностранца, а пара книг в мягкой обложке превращают тебя в фаталиста.

Для русских поезд — это второй дом.

Источник


Опубликовано 09.04.2017 в 11:02

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Сергей
Сергей 9 апреля, в 11:28 ...где это видано....путешествие британца в плацкарте...??! Что за чушь...??Это очередной фейк РЖД с целью повышения цены проезда!! Хотя цены уже задраны до уровня авиа..Нигде такого жлобства в мире нет!!! Текст скрыт развернуть
7
Галина Соколова
Галина Соколова Сергей 10 апреля, в 14:45 А я с удовольствием езжу в поездах, особенно когда новое направление, очень хочется посмотреть, как меняется природа и люди. Какие интересные достопримечательности можно увидеть! Ведь в самолете быстро: раз - и на месте, а поезд - это не только дорога, есть возможность все увидеть, поговорить с людьми, которые живут там, куда ты едешь. Текст скрыт развернуть
4
Галина Соколова
Галина Соколова Сергей 10 апреля, в 14:49 Только не люблю плацкартные вагоны. Купейные уютней и безопаснее. Только дорого. Правильно вы говорите - почти как самолет. Текст скрыт развернуть
1
Наталья Микалина
Наталья Микалина 9 апреля, в 12:28 так как Дальний восток моя малая родина, то я часто туда каталась. Сначала ездили поездами , очень было интересно! Потом стали постарше и поездки поездами стали утомительны, стали летать! А теперь нам по седьмому с мужем. и самолетов мы уже боимся. решили последний раз прокатиться по Транссибу! Текст скрыт развернуть
5
Лилия Федосеева
Лилия Федосеева Наталья Микалина 9 апреля, в 16:19 Дай Вам Бог здоровья, чтобы не последний раз! Приятного путешествия! Текст скрыт развернуть
4
Наталья Микалина
Наталья Микалина Лилия Федосеева 9 апреля, в 19:15 спасибо большое! Текст скрыт развернуть
0
serj44
serj44 9 апреля, в 14:31 вообщем так и есть Текст скрыт развернуть
1
maikop1952 гавриленко
maikop1952 гавриленко 9 апреля, в 18:09 На большое расстояние в плацкарте - не дай Бог! Последнее свидание мое с нею было пару лет назад. И то - чтобы проводить дочь с внуком на поезд Одесса-Москва. Полный вагон в августе - ужас! Хватило 5 минут внутри вагона, чтобы от всей души посочувствовать беднягам, которые проведут в нем сутки (только!). Текст скрыт развернуть
1
Фотолюб
Фотолюб 10 апреля, в 16:23 Количество плацкартных вагонов надо увеличивать, их не хватает. Ездил в зимние каникулы. Публика не из бедных, у двоих с собой ноутбуки, у многих планшеты. Билеты чрезвычайно дороги!!!! Текст скрыт развернуть
2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 9
Комментарии Facebook
Запомнить

Поиск по блогу

Читать

Последние комментарии

Vladimir Zelmanovich
Задний блогер!
Vladimir Zelmanovich Единение с природой: девушка, которая стала первым ню-блогером в мире
валерий сергеевич
Алексей Bristlie
Андрей Хохлачёв
Сергей Жолобов
Таких пруд пруди )))
Сергей Жолобов Единение с природой: девушка, которая стала первым ню-блогером в мире
почтальон
Владимир Дейкин
Дмитрий Вотяков
inga Aziz
Восхищение !
inga Aziz Деревня из 24 человек в Ленинградской области
Ирина Сергеева (Разгуляева)
Маргарита Абуладзе
Алексей АК
nina roytvarf (Черная)
Ну и хули?
nina roytvarf (Черная) 15 разрекламированных достопримечательностей, которые мы представляли совсем по-другому
Элька
bianka012 Белая
Дикая Кошка - Ирбис
Галина Овчинникова
Алексей АК
Красота!
Алексей АК Деревня из 24 человек в Ленинградской области
Даурен Шарипов
Галина Семенихина
Сергей Ужегов
красотища
Сергей Ужегов Горный Алтай
Алёнка 666
В Подмосковье. А подруга в Аскате живёт, так что есть к кому ехать
Алёнка 666 Горный Алтай
Леонид Пугачёв
Алёнка 666
Алёнка 666
Там совсем не страшно. Чувствуется, что какая-то сила тебя защищает
Алёнка 666 Горный Алтай
Алёнка 666
Я вегетарианка
Алёнка 666 Горный Алтай
Леонид Пугачёв
Ну и приезжай, а то мне борщ лень варить....
Леонид Пугачёв Горный Алтай
Леонид Пугачёв
Дикая Кошка - Ирбис
Алёнка 666
Алтай - это боль на всю жизнь. Живу тем, что поеду туда
Алёнка 666 Горный Алтай
Алёнка 666
Samarium
Сергей Афанасьев
Александр  Россия Украина
Anna  Lomeiko anna lomeiko
i zachem tuda ehat'
Anna Lomeiko anna lomei… Ангола — нефтяная страна с самой высокой детской смертностью
Буторин Евгений
Алексей АК
кузнецов владимир
кузнецов владимир
Александр Ярославский
Александр Ярославский
Наталья
Да в том-то и беда...."ворон ворону глаз не выклюет"!
Наталья Как расправляется Китай с ворами, бежавшими на Запад?
Владимир Емельянов
Акулина Шварц
Alexander Demidov
Хорошая практика.
Alexander Demidov Как расправляется Китай с ворами, бежавшими на Запад?
Сергей Александрович
кто применять то будет?)))ПЖиВ что ли?)))
Сергей Александрович Как расправляется Китай с ворами, бежавшими на Запад?
Владимир Янов
Мерилин Монро
Наталия Соловьева
Наталья