На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 361 подписчик

Свежие комментарии

  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...
  • Имя Фамилия
    СТАТЬЯ О ТОМ КАК БЛУДНИЦА УЧИТ БЛУДНИКОВ, КАК РАЗВРАЩАТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ИСЧЕЗАЯ КАК НАЦИЯ.Японцы не хотят р...
  • Run Николаева
    2 раза про Новосибирск  и ни разу-про Красноярск...10 самых красивых...

Восемь фактов о юкагирах

Год назад у меня родилась идея сделать сезон «Отмороженной», посвященный жизни малочисленных народов Севера. Дело в том, что я поймала себя на мысли, что ничего не знаю о других этносах, живущих на просторах Якутии. Когда говорят: юкагиры или долганы – у меня в голове не возникает представления о том, кто эти люди, чем они живут, какая у них история. Чтобы исправит эту ситуацию, я выбрала 5 районов, где компактно проживают долганы, эвены, чукчи, эвенки и юкагиры. Начала с Верхнеколымского района, отправилась в Нелемное к юкагирам. И вот, что мне удалось выяснить:

3043090

Факт №1. Юкагиры – древнейший народ Якутии. Они жили здесь задолго до якутов, эвенов или эвенков. Некоторые ученные считают, что они обжили эти земли ещё 6 тысяч лет назад. Юкагиры охватывали территорию от Енисея до Охотского моря. Их было так много, что некоторые птицы, по мнению якутов, становились черными, когда пролетали над кострами юкагиров. После прихода казаков в 17 веке численность народа становилась все меньше и меньше: голод и оспа убивали их. Сегодня и в мире насчитывается всего полторы тысячи юкагиров.



Факт №2. Существуют лесные и тундровые юкагиры. В Якутии этот древнейший народ можно встретить в Верхнеколымском районе – селе Нелемное либо в Нижнеколымском районе селе Андрюшкино. Но даже здесь есть свои особенности: потомки этого относа относятся к разным племенам. Например, в верховьях Колымы проживают лесные или таежные юкагиры. Они называют себя одулами. Охотятся на лосей и зайцев. В Андрюшкино живут потомки тундровых юкагиров – вадулы. Они охотятся на диких оленей. Не смотря на то, что народ один, диалекты языка абсолютно разные. Если они начнут говорить на родном юкагирском, то абсолютно не поймут друг друга. Существует мнения, что это два разных народа.



Факт №3. Юкагирский язык не похож на известные науке языки. Раньше его считали изолированным, не имеющим связи с другими языками, сейчас пытаются отнести к уральским. Так что можно говорить, что представители этого народа проживали здесь много много лет назад и, возможно, были первыми, кто пришел на эти земли. Поэтому их язык не похож на остальные. Сегодня юкагирский находится на грани исчезновения.

Факт №4. Найти коренных юкагиров невозможно. За века здесь было намешено столько крови, что таких уже не осталось. Юкагиры были частично ассимилированы якутами, эвенами, чукчами и русскими. Например, национальная одежда юкагиров точно такая же, как у эвенов (она отличается буквально одной двумя несущественными деталями). Видоизменился и язык, танцы, формы традиционного хозяйства.



Факт №5. Юкагирскую письменность сравнивают с письменностью индейцев. Они вычерчивали определённые знаки-символы на берестяных листах. Такие пиктограммы делились на два вида: охотничьи – это карты-схемы, где сообщалось о местах рыбалки и охоты; а также любовные письма, которые писали только девушки. Делалось это, потому что юной юкагирке запрещалось общаться с молодыми людьми. Единственным способом сообщить о своих чувствах были вот такие письма.



Факт №6. В древности у юкагиров был принят матриархат. Они жили небольшими материнско-родовыми общинами, в которых счет родства велся по женской линии. Главной в семье была - женщина. Даже все божества (так как юкагиры были язычниками) изначально имели женский род и женское начало.

Факт №7. После смерти юкагирских шаманов разрезали на кусочки. На самом деле у юкагиров не осталось шаманов еще в прошлом столетии. Но сохранились рассказы и свидетельства ученых о том, что раньше был принят обычай мумификации трупов шаманов. Умершего расчленяли по суставам, и раздавали засушенное мясо близким родственникам – это считалось амулетом. Из черепа шамана с помощью маски делали тотем и подвешивали в жилище, его кормили самыми вкусными и полезными кушаньями. Сам скелет собирали по косточкам и надевали на него одежду. После этого его возили с собой на охоту для удачи. А из кожи шамана делали бубен для камланий (на счет последнего не уверена, некоторые ученые сомневаются в такой возможности).



Факт №8. Юкагиры верили в реинкарнацию. Религия этого народа гармонично связана с окружающим миром. Они обожествляли силы и стихии природы. Все в этом мире имело своего «хозяина». А ещё они верили, что у человека три души. Одна из них после смерти отправлялась в мир мертвых. Вторая душа - это тень, она оставалась на земле. Третья после смерти переселялась в новорожденного ребенка и обязательно в той семье, откуда был умерший. Этот процесс юкагиры называли нунни.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх