На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 358 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...
  • Имя Фамилия
    СТАТЬЯ О ТОМ КАК БЛУДНИЦА УЧИТ БЛУДНИКОВ, КАК РАЗВРАЩАТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ИСЧЕЗАЯ КАК НАЦИЯ.Японцы не хотят р...

О гидах Санкт-Петербурга

В Питере гидов, как зонтов — много!
Вспоминаю Дину Рубину — ее второстепенные герои иногда подрабатывали гидами в Иерусалиме, где живет автор бестселлеров. «В миру» они могли быть кем угодно — музыкантами, грузчиками, учителями — но пару раз в месяц, либо в мыле весь сезон, зарабатывали деньги связным рассказом об истории и красотах древнего города.

— Виды кормят! — говаривал Адмирал, и это действительно так. Питерские достопримечательности дают хлеб тысячам людей — гидам в том числе.

Классический путь в экскурсоводы — через гуманитарный ВУЗ и обучение соответствующей профессии, или смежным ее вариантам — культуролог, искусствовед, историк, если речь идет о русскоговорящем гиде. Вещающие на иной мове в основном приходят с кафедр иностранных языков многочисленных питерских университетов.

Однако, не забываем — город туристический. А значит, в сферу туризма идут самые разные люди, благо вакансий много. Если весь немалый центр в сезон — это поле боя за кошельки гостей города, то на шелест банкнот сбегаются... да кто угодно — медсестры, философы, гардеробщики.

Из трех самых классных гидов, с которыми меня столкнула судьба, один был журналистом и преподавателем истории. Другая гидесса кем только не работала — учительницей в школе, консьержкой, кассиром, логистом, мастером по изготовлению имбирных пряников.

Сезон недолгий — пять месяцев в году, и если растягивать заработанные деньги на целый год, но ничего особенного не выйдет. Поэтому многие гиды работают с октября по апрель на других должностях, либо перебиваются парой-тройкой заказов в месяц.
И только один гид из трех был филологом и преподавателем курсов подготовки гидов-переводчиков в Интуристе, то есть профильным специалистом.

Влияет ли образование на качества гида? Его наличие — безусловно, влияет. Потому что я видела гидов со средним образованием — просто средним, общеобразовательная школа. Они вытягивали определенную аудиторию — непритязательную. Но когда среди туристов попадались эрудиты — им приходилось несладко. «Запомните! Ковбой должен быть умнее своего коня!»- безапелляционно заявила нашей студенческой группе гидесса в Петропавловской крепости, и потом я не раз убеждалась в правдивости этих слов.

Профильное образование, по моему мнению, необязательно. Конечно, я говорю так, потому что у меня его нет) По диплому я удивительный спец — «Менеджер в социальной сфере». Вы таких не встречали? Я тоже. Это была экспериментальная специальность в экспериментальные 90-е. В нулевых ее упразднили, аккурат после получения мною корочки.

Специализированное образование будет весьма кстати. То есть если вы филолог или историк — это прекрасно. Но вы еще не гид, правильнее сказать — совсем не гид.
Для этого существуют курсы — обычно на них занимаются 6-7 месяцев, как раз в несезонный период. Там не учат истории города или английскому языку, а объясняют, как вести экскурсионные программы по самым основным, базовым маршрутам.

Новички потом еще год офигевают, понимая, как это мало. Обрастание знаниями — долгий процесс. Но чтобы начать, обычно хватает десятка программ по городу. У водных гидов задача проще. Многие стартуют с одного «золотого» маршрута: Нева-Фонтанка-Мойка-Зимняя канавка. Шикарный водный гид знает 5-6 маршрутов по рекам и каналам города и может прокатиться с туристами в Финский залив, сходить на форты, прошвырнуться в Кронштадт.

Несмотря на все вышесказанное о пользе образования, я видела примеры, когда приходили люди, ничему специально не учившиеся, и вели экскурсии на «ура» — с аплодисментами в финале и многочисленными благодарностями. Этому не научить. Тут уже вступают в силу персональные данные — артистизм, отличная дикция, умение наладить контакт с аудиторией, любовь или хотя бы интерес к людям.
Одним из таких уникальных личностей был Шляпник — лучший зазывала конкурентов справа. На следующий сезон он стал работать гидом. Отягощенные знаниями коллеги над ним сначала потешались, но недолго. Шляпник получал массу превосходных отзывов. Причем он чего только себе не позволял — приходил на работу с похмелья, например. Или говорил в конце программы: «Если вам понравилась экскурсия, можете поблагодарить гида...» — понятно, что деньгами, а такие фортели на корабликах негласно запрещены.

Но когда этот парень и в холод, и в жару не оставался в салоне, а выходил на палубу с микрофоном и вещал, всегда стоя и только лицом к пассажирам — своим зрителям; когда мы даже на расстоянии в пол-сотню метров, идя на кораблике рядом, видели, что он входит в раж, помогает себе выражать поток мыслей всеми подручными средствами — жестами, взглядом, мимикой — становилось ясно: Шляпник на своем месте.

Шляпник носил пиджак, рубашку и, соответственно, шляпу. Не кепку, не бандану — шляпу с полями. Этим своим стилем он тотально выпадал из общей массы причальных, с их кепочно-курточной униформой.

— Я вижу Шляпника на подмостках БДТ, — сказал как-то прекрасный гид по имени Андрей. Если честно — я тоже.

Я делю гидов на «радио», «артистов» и «бубнилок».
Радио — это я. Эффект производится голосом, дикцией, правильно расставленными акцентами и выдержанными паузами. Если вы попали ко мне на программу, и она не восьмая за день, скорее всего, у вас будет чувство, что вы смотрите новости. Довольно увлекательные — субботний выпуск, например)

— Кааакой голос! — восторженно отзывались граждане обо мне, любимой.
— Ну не знаю, — отвечал Макс. — Мы к ней уже привыкли, — говорил он обо мне, как об экзотическом зверьке. — Нам кажется, что она все время косячит!

Однако у радио, с удовольствием передающих информацию, есть один минус — это эмоциональность. Знаменитый Левитан вещал ровно о чем угодно, не обнаруживая личного отношения к чему бы то ни было. Гиды-радио ведут себя также — сдержанно.

— Все это хорошо, девушка, — обрывает меня дама на словах «Всего вам доброго, до свидания!» Только рассказываете вы как-то... не эмоционально, вот!

— Слушай, я не экспрессивна в процессе вещания? — спрашиваю я Алену-гида.
— Ну как сказать, — меланхолично отвечает она. — Как пишут в романах: «Преисполнена чувства собственного достоинства».
— Так вот это я наизнанку выворачиваюсь, — поясняю я. — Когда мне все равно, у меня голос, как у жителя Страны Вечных Льдов.

Гид-артист — любимец публики. Он единственный может выехать на своем артистизме. Туристы простят ему пробелы в познаниях за тот моноспектакль, который он для них сыграет. А если и с познаниями все отлично — такие гиды на вес золота.

Гид-бубнилка — признак невезения. Вам не достался счастливый билет. Такие экскурсоводы отрабатывают рейсы, маршруты, часы и дни. Им все равно, слушают их или нет, нравится их рассказ туристам либо не очень. На работу они приходят только ради денег. Профессиональные достижения их не интересуют.
У таких гидов часто плохая дикция и тексты, не меняющиеся годами.

Вместо вывода: гидом может стать любой. В зависимости от природных данных и подготовки, вы попадете в одну из трех категорий.
Всем желаю гидов-радио и гидов-артистов, и пусть не встретятся на вашем пути бездарные бубнилки!

Источник

Картина дня

наверх