На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 356 подписчиков

Свежие комментарии

  • Кулинарные рецепты
    Вот интересная статья по этому поводу https://poolka.ru/весенний-отдых-на-даче-как-правильно-о/Весна на даче: че...
  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...

Очерки о Грузии. Часть пятая… «Дегустатор».

Часть пятая… «Дегустатор».

предыдущие части читайте здесь:

http://myotpusk.mirtesen.ru/blog?t=%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%...

 

Если какой либо  читатель оказался повнимательнее, он мог заметить, что мои очерки о Грузии, отличаются от большинства ему подобных. Которые, обобщив, можно условно назвать – «Записки путешественника». Я изначально поставил перед собою цель написания нетривиального – отличного от шаблонной подачи – материала. Получилось или нет – на суд читателя...

 Предметное описание географических мест,  исторические предпосылки и факты – кто и когда основал тот или иной город, построил мосты и возвёл храмы – вы можете узнать из Википедии.  В Инете, полным полно разнообразных очерков восхищённых путешественников, которые пишут о том же. Мною же, была поставлена задача – выявить духовный потенциал обычных, рядовых жителей грузинской столицы.  Но при этом обойтись, так сказать, малой кровью…

Вот, например, что бы узнать полный состав воды природного водоёма, достаточно взять небольшую пробу - в нескольких местах. Совсем необязательно проводить полномасштабные исследования. Что бы узнать – какая кровь у человека – достаточно взять, всего лишь каплю из пальца. Вот и я взял «капельку крови» у метафизического исполина, у грузинского Этноса.  Взял, но не  исследовал, а вкусил её (Не пугайтесь! Здесь и дальше, сплошные метафоры). Ибо мною двигали не прагматические соображения, не отстраненный  исследовательский азарт, а ментально - магнетическое тяготение и искренний духовный позыв.  И вот теперь – я готов поделиться с читателем, своим опытом, но не Исследователя, а Дегустатора!..

Написав предыдущий абзац на одном дыхании, не задумываясь,  по наитию, набрав на клавиатуре весь текст, я дописал это последнее слово - «дегустатор».   Как-то оно меня растревожило… Прокатав его несколько раз в уме и на языке, я удивлённо понял, насколько метко, мне удалось интуитивно угадать с этим определением.  Ведь задумайтесь, кто мы – приезжающие в Грузию по делам, путешествующие пешком и вояжирующие на колёсах, на крыльях и на гребных винтах – на самом деле?..  Мы – Дегустаторы!

Опять же…внимательный и пытливый читатель скажет, что согласно словарю, дегустатор – человек с эталонным вкусом и высокими сенсорными способностями. А мы же – обычны обыватели – только пользователи или даже вот так – пробователи…

Но давай не будем столь придирчивыми. Мы же рассуждаем здесь о том, что лучше и восторженнее принимается душой, чем самый вкуснейший  кулинарный изыск, чем самое дорогое вино.  Мы пробуем на вкус, цвет, запах, тактильность и внешний вид – саму жизнь.  А здесь уж изволь, все хотят быть отменными дегустаторами!..

Поэтому мы будем дегустировать абсолютно всё!  Даже можно попробовать на вкус, времена года :

-  Весеннее благорастворение воздухов, в которых отдельными вкусовыми нотами слышны запахи оттаянных и мутных потоков Куры, всполыхнувшего ярового разнотравья, цветущих садов и омолаживающих  землю, вешних дождей…

 - Опьяняющий воздух летних, сонных долин, украшенных зелёной порядливостью нежных, виноградных лоз.  Или бодрящий рассольный вкус морского бриза, жадно испитого прибрежными реликтовыми парками.

- Зеркальное отражение гор на водной глади, где в хрустальной прозрачности, детально отражается весь сопутствующий осени пейзаж, даже мелкие облетевшие кусты,  вянущие травы и  тёмные, быстрые росчерки одиноких птиц, в глубинах  синего шатра.

 - Игристый, мятный эфир горных вершин и перевалов. Порывы скатывающегося со снежных шапок, промёрзшего  борея, от которого слезятся глаза, и поёт душа...

Это ли не благодать, которую можно пригублять по чуть-чуть,  а можно  щедро упиваться, ощущая при этом тревожно-пряное послевкусие?!  Причём, тем сильнее оно, чем больше прошло времени с твоего последнего посещения этой страны, с твоей последней дегустации…

Но испробовать  на органолептику –  некую «материальность»– не велика заслуга.  А вот научиться давать оценку духовной пиши, настроить своё сенсорное восприятие на вкусовые ощущения не от Хванчкары и Саперави, а от  живого, искреннего общения с людьми. Получить гармоничное полновкусие – от самобытности душевных качеств и яркости чувств, от природной дружелюбности и легендарного гостеприимства грузинского народа, вот  это дорогого стоит!..

« – Вот-с, пожалуйте-с, на тёмно–синей тарелочке с изображением храма Самеба и золотой каёмочкой, местный десерт  – самое вкусное блюдо Грузии – сладчайшая, пряная, зарумяненная южным солнцем, настоянная на специях и травах, выдержанная в кахетинском вине и оттенённая щепоткой сванской соли – грузинская душа!»

Самое бесценное блюдо и в тоже время – оно ничего не стоит, угощайтесь дорогие гости, бесплатно... А я и угощался!  Без стеснения и скромности,  которые, по словам одного философа, есть кратчайший путь к безызвестности. Я угощался много и вкусно, источая волны дружелюбия и получая взамен цунами приязни и симпатии… Стоит теперь отвлечься от некоторой обобщённости и рассказать о нескольких характерных эпизодах моего общения и полученном эмоциональном градусе…

Начну, как всегда, в таких случаях – с интригующего и зарождающего интерес, слова – «однажды».

Однажды, гуляя в поздний час по Тбилиси, и не имею никаких целей, я забрёл далеко от центра, так, что даже телебашня «Анза» виделась малюсенькой светящейся иголкой, вонзившейся в гигантскую чёрную подушку, накрывшую с головой уснувший город.  Идти обратной, двухчасовой дорогой, мне расхотелось, и я стал визуально обыскивать ближайшее пространство, на присутствие где нибудь поблизости автобусной остановки.  Такой, не нашлось, зато я увидел небольшую группу людей, просто так стоявшую на краю скоростной магистрали.  Нарушая все правила движения, я рванул через широкую дорогу, лавируя между мчавшимися машинами и лихо запрыгнул на высокий парапет пешеходной дорожки. Было не понятно – что делают здесь пять человек, но на отдыхающую компашку они небыли похожи.

  «– Значит, всё-таки, чего-то ждут и скорее всего транспорт» – сделал я вывод и аккурат притёрся к правофланговому субъекту.  На этот раз моя коммуникабельность и язык, «который до Киева»  –  видно уснули раньше, и у меня не было никакого желания тревожить людей расспросами. Немного поскучав и выкурив сигариллу, я всё-таки увидел то, на что поставил мой внутренний голос,  споря с самим собой – маршрутка! Люди благополучно в неё уместились и вот мой черёд. Ухватившись покрепче за дверь – что б, без меня не уехали, я обратил свой вопрос к водиле – куда мол направляется сей пассажирский транспорт…

« –Рустави» – был мне ответ.

« – Метро Руставели?..» - обрадовался я.

«Рустави, Рустави…» - чему-то заулыбался водитель.

« – Ну, видно это особенность произношения, такая» – подумал я.  «– Рустави -  Руставели – какая мне, русскому, разница – как вы тут её (улицу) называете!»

 И под равнодушное согласие забрался в машину, приготовившись к короткому – минут в десять путешествию…

… Прошло полчаса, с тех пор как мы отправились в путь. Скажу так:

 «– Время было потрачено не впустую!»  На полчаса я окунулся в настоящее действо, так сказать, «рил драйв»!

 Ночной «стрит рейсинг»  - в варианте гонок на маршрутках,  в полном пассажирском комплекте, с лихими выкрутасами водилы-каскадёра. Достаточно толерантные Тбилисские водители, на этот раз, просто таки играли фанфарный марш из пронзительных, возмущённых гудков, когда наш «спец» их подрезал, грызя каштаны одной рукой и говоря по сотовому – другой… При этом успевающего,  каждый раз вовремя креститься, при появлении в поле зрения какой либо грузинской церкви или храма.  Причём самое интересное, что в унисон ему начинали креститься практически все присутствующие.  Я же выглядел среди них – то ли отъявленным  атеистом, толи человеком, недальновидно наплевавшим на помощь высших сил, в столь  непростой ситуации.

Вид, сей вопиющей картины, не приносил мне внутреннего спокойствия и уверенности в своей дальнейшей судьбе, тем более если учесть, что я, по моим подсчётам, должен был минут, как двадцать, приехать…  Обратив внимание по сторонам, я не увидел какого либо заметного волнения у других пассажиров – все отстранённо сидели, по тихому, в своих креслах, лишь изредка осеняя себя  крестным знамением. Мне даже стало, немного стыдно…я почувствовал себя куртуазным новичком, юнгой-несмышлёнышем на судне, забитым под завязку морскими волками.

Тут я заметил, что огни города постепенно поредели, и вот уже мы оказались на дороге, где среди всей открывшейся непроглядной пустоты не было ничего! Только столбы освещения, застывшими солдатами стояли  по краям загородной трассы. В чёрном океане ночи, город Тбилиси, огромным теплоходом, подсвеченным жёлтыми огнями, медленно проплывал в нескольких километрах,  где-то справа. А наше, ушлое судёнышко, энергично покачиваясь, удалялось от зарева Тбилисских огней, двигаясь в неизвестном мне направлении.

«– Что делать?? Неожиданно звонко заверещать, показав всю наготу своих чувств?  – Не дождётесь!»  И я принял решение: «– А-а! Была не была!! Еду – куда завезут. Меня особо-то никто не ждал, а дружищу Гочи, я могу и позвонить. В общем, так даже интересней!..»

И тут картинка вновь изменилась, повторяясь лишь морской метафорой – другой корабль – меньшего размера и с меньшей иллюминацией, стал заметен на горизонте, с каждой минутой увеличиваясь в размере, он выплыл нам навстречу. Какие-то пять минут и мы оказались на его огромной и освещённой палубе, подозрительно напоминающей своей архитектурой, советское блочное строительство, только раскрашенное весёленькими цветами – голубыми, жёлтыми и розовыми.  А вот и вывеска, по-грузински и по-английски – «Rustavi».

 Морские чары развеяны, и я вижу, что нахожусь на въезде в город Рустави. Вышел на первой же остановке. Нехорошо посмотрел вслед удаляющейся маршрутке и увидел справа – прямо  у дороги – небольшой супермаркет.

Решил поискать, так мне не хватающей в Тбилиси, марку любимых сигарилл. Ура, есть! Пробиваю чек и вижу рядом, обычного такого дядечку, с которым сразу и заговариваю (видимо, я разбудил-таки, свою уснувшую общительность):

« –А не знает ли, господин хороший, как мне оплошавшему мытарю, добраться в столь поздний час, до города Тбилиси??..

 «–Пойдёмте со мной!» – человек неразговорчив, но вызывает доверие. На улице он открывает передо мною дверь современного авто и уже чуть более многословно предлагает свою помощь – догнать последнюю на сегодня маршрутку, которая судя по времени,  вот-вот должна выехать из города (не ту, которая осталась в Рустави, с прилепленным к её заду,  тяжёлым взглядом, моих очей).

Мне интересен такой расклад, я сажусь в авто и мы, нарушая правила движения, разворачиваемся на месте через весь проспект. Сейчас попробуем догнать  12-местное утлое судёнышко, на нашем скоростном катере.

«– Тьфу ты! Опять меня понесло по волнам метафор!..»

«– Если не удастся – я вас отвезу» – молвит мой, не сильно велеречивый товарищ.  У меня нет ни понимания, ни слов, ни времени, что бы выказать какую либо благодарность. С момента моего восшествия по ступеням супермаркета,  до  нисшествия в машину и погони за маршруткой – проходит не более трёх минут. И вот оно – маршрутное такси «Рустави–Тбилиси»! Мы у цели.  Выскакиваем перед ней, водители поговорили между собой, я скоренько пересаживаюсь и успеваю сделать прощально – благодарственное движение рукой, перед тем, как мой случайный визави, мой добрый самаритянин и благодушный мавр, растворяясь в сумрачном заоконье, навсегда исчезает из моей жизни.

 Но история не оканчивается, утомлённому читателю, я до расскажу её в лаконичной форме.  В этом такси я познакомился  с соседом по сидушке.  Студент одного из Тбилисских универов – Георгий – говорил по-русски, как на родном. Вкратце обрисовав ему историю, я случайно нашёл ещё одного помощника.  Несмотря на поздний час, он, бросив свои дела, вышел на удобной для меня остановке, довёл меня до станции метро и препроводил внутрь. Затем распрощавшись – взял обратный курс, и так же, как предыдущий незнакомец – канул в житейской суете. Я потом задумывался – что это было? Обычное явление в Грузинской столице или помощь ангела – хранителя?. .  

Сие для меня осталось неизвестным, но как человеку склонному к мистицизму, мне хотелось, что бы это было и тем и другим, вместе…

Да!.. Забыл сказать… как мне потом стало известно – у грузин так заведено – при виде храма или церкви – осенять себя знамением. В этом, как мне думается, нет ни капли показушности, а только искреннее проявление религиозных чувств, духовная свобода и христианское человеколюбие, замешанное на уважении к памяти нации, что и есть истинный патриотизм… В общем – делай выводы!!..

 А вот другая история. Совершенно непохожая на предыдущую, но замешанная из одного теста.

                                         (продолжение следует)

Картина дня

наверх