На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 357 подписчиков

Свежие комментарии

  • Кулинарные рецепты
    Вот интересная статья по этому поводу https://poolka.ru/весенний-отдых-на-даче-как-правильно-о/Весна на даче: че...
  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...

Русский Север

n54

Русский Север привлекает и гипнотизирует как что-то магическое. Это почти как мир теней, где нет ничего живого, но есть воспоминания. Природа здесь грандиозна – чистые озера, быстрые реки, леса, полные ягод и грибов и огненные закаты. А в деревнях – абсолютная тишина, полная пустынность и безмолвие. Огромные пространства, откуда ушла жизнь. Кое-где, кажется, что она еще теплится, но… полноценная жизнь уже утеряна. И, возможно, навсегда. Здесь всюду видны материальные остатки целостной культуры – иконы, христианская утварь. Избы на Русском Севере сравнимы с барскими домами средней полосы. И в первую очередь эти места поражают наличием чего-то сильного, честного и настоящего. Не может дать этого никакая разнородная и компромиссная городская цивилизация.


 
На дороге Пудож-Каргополь, что в деревне Печниково, указатель пока еще стоит — Кучепалда 12 км. Свернув на дорогу, ведущую у этому поселку, понимаешь, асфальта тут никогда и не было, возможно уже и не будет. Спустя несколько километров пути попадаем в мир мертвых. Тут совсем не страшно, просто спокойно и тихо, как на кладбище. А каждый дом – это чья-то могила. Совсем странно, но дорога, ведущая к деревне, еще совсем не заросла. Но в скором времени зарастет. На полпути к деревне одиноко в поле стоит внушительных размеров церковь. 

Это Сретенско-Михайловский храм, работавший при бывшем селе Красная Ляга. Возраст церкви почтенен — 1655 год. Эта церковь – редкий для деревянного зодчества Поонежья вид шатрового восьмерика от основания. Здесь, на Русском Севере, таких не так уж много: Панилово, Устюжские погосты, Белая Слуда, Выйский, Астафьево. В Астафьеве храм обрушился в 1972 году, остальные почили раньше. Статус бесценного шедевра местной церкви явно не помогает. Ветхая махина в Красной Ляге дышит на ладан. Но стоит пока прямо, покосился только крест. Вокруг церкви, сколько не смотри, кроме поля ничего не видно. Наверное, по ночам тут ходит дикое зверье. А еще полвека назад этот храм стоял в центре большого села! Сейчас, глядя на бескрайние сухие просторы, верится в это с большим трудом. Неподалеку от церкви было карстовое озеро, которое ушло под землю. Сама природа помогла исчезнуть с лица земли этой деревне. 

Люди тоже ушли, те кто остался, померли. На фотографиях, сделанных в 70-х годах, видны последние дома, расположенные рядом с храмом. А сейчас ничего нет, даже сарая. Просто – дикая природа и храм, уцелевший непонятно каким образом. 

При приближении церковь несколько удивляет обшивкой, выполненной в русском дачном стиле. Это результат обновления храма, проводимого в начале 20 века. 
Внутри церкви — наполовину разобранные небеса и пустая рама иконостаса. Может, царящее в Красной Ляге безлюдье спасает этот храм от разрушения. 

Примерно в пяти километрах от Красной Ляги находится загадочная Кучепалда, к ней нас и направлял указатель. И это довольно странное место. Оно чем-то очень походит на чернобыльскую зону. История этой некогда живой деревеньки как две капли воды похожа на историю Красной Ляги: здесь тоже некогда было озеро, судя по величине воронки — немалое. Были лодки, рыба и мосты, где бабы полоскали белье. Сейчас, глядя на почти исчезнувшую котловину озера в это тоже не верится. Все дома в Кучепалде стояли кругом, возле озера. Судя по всему, деревня была большой. Скорее всего, здесь жила не одна сотня человек, сейчас здесь тишина. Говорят, что местное озеро ушло в одночасье – с утра встали люди, а воды нет. И вместо некогда могучего озера – пустая воронка. Жители деревни начали потихоньку разъезжаться. А несколько лет назад здесь сняли линии электропитания. 
Половина местных домов сгнила, некоторые растащили, кто смог, перевез дома с собой. Оставшаяся часть домов – ужасное зрелище, создающее гнетущее чувство. И кажется что ходишь не по домам – по могилам.



Двери открыты, окна либо выбиты, либо их вообще нет. Кое-где на столах оставлены чайники и утварь. На кровати лежит полусгнившая подушка, у печки – веник, у порога – валенки. В одном из домов на столе лежат ворохом рассыпанные письма, газета 1985 года, открытки с 9 мая и упаковки от таблеток…


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх