На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мой отпуск

116 358 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    Я в компьютере читал, что Нью-Йорк ночью почему-то не спит, а почему?Страх и ненависть...
  • Имя Фамилия
    Потерянные люди...Японцы не хотят р...
  • Имя Фамилия
    СТАТЬЯ О ТОМ КАК БЛУДНИЦА УЧИТ БЛУДНИКОВ, КАК РАЗВРАЩАТЬСЯ И ДАЛЬШЕ, ИСЧЕЗАЯ КАК НАЦИЯ.Японцы не хотят р...

Отец «Солнечного города». Как русский дворянин основал Санкт-Петербург в Америке

304

Неудачливый помещик

 Вот что пишет о нём современный американский историк Карл Грисмер: «Питер А. Деменс, родившийся в России, бесспорно должен считаться отцом народа Санкт-Петербурга во Флориде. Деменс по своей натуре был врождённым предпринимателем. Он отличался замечательными организаторскими способностями. Он умел создавать друзей, и друзья доверяли ему. Он обладал способностью осуществлять, казалось бы, невозможные проекты. Он это доказал».

 Пётр Дементьев родился в дворянской семье и провёл свое детство в старинном имении в Тверской губернии. Затем – школа в Петербурге и трёхлетняя служба офицером Егерского гвардейского полка. Дослужившись до чина штабс-капитана, исполнявшего обязанности командира батальона, Дементьев неожиданно вышел в отставку и уехал из столицы в своё тверское имение близ Весьегонска, где занялся сельским хозяйством. Вскоре он становится земским деятелем, а в 1879 году помещика избирают предводителем дворянства Весьегонского уезда. 

Исследователи отмечают, что помещиком Дементьев был неважным: пытаясь поднять сельскохозяйственное производство, вырубил и продал очень дёшево лес. Как следствие – влез в долги и к 30 годам был на грани полного разорения. К тому же неопытный предводитель дворянства был втянут в финансовую авантюру, затеянную весьегонскими чиновниками. И хотя дело закончилось полным оправданием Дементьева – оно существенно его измотало, тянувшись 16 лет. 

  Известно, что в те годы Дементьев был в оппозиции к власти и, возможно, даже соприкасался с местным народовольческим движением. 1 марта 1881 года бомба народовольца Гриневицкого унесла жизнь Александра II и возвела на престол Александра III, бывшего командира отставного штабс-капитана. Это всерьёз обеспокоило Дементьева, опасавшегося преследований за свои взгляды. Принимая во внимание все эти обстоятельства, летом 1881 года он принимает решение ехать в Америку. «В моих планах было стать обыкновенным фермером, обрабатывать самому землю и таким образом через тяжёлую физическую работу достичь возрождения своей натуры, находившейся в глубоком духовном упадке», – вспоминал он впоследствии.

Эмиграция в Америку

 На следующий день после приезда в Нью-Йорк Дементьев отправился в южную Флориду, к своей дальней родственнице, владелице апельсиновой рощи. Свои первые впечатления от новой экзотической страны он описывал так: 

 «Я решил ехать в глушь. Доехав до Джаксонвилля на поезде, я пересел на пароход. Единственным пассажиром кроме меня сам владелец парохода. Он подсел ко мне, и между нами завязался разговор. От него я узнал, что ни земледелия, ни скотоводства в южной Флориде не существует, что единственное растение, которое там произрастает, это апельсиновое дерево. Между прочим он упомянул, что в Южной Флориде существует весьма выгодное занятие – это лесопильное дело, которое не требует ни особых познаний, ни значительного капитала и даёт хороший доход, особенно тем, кто упорен. 

  На моей первой флоридской ферме была только крошечная лачужка, построенная из молоденьких сосен, со щитами вместо окон, состоявшая из двух маленьких комнат с крышей вместо потолка. В этой лачужке мы прожили целый год с женой и четырьмя детьми». 
 Дементьев занялся тяжёлым лесозаготовительным промыслом. Труд до полного изнеможения в маленьком поселении Лонгвуд – и у себя на ферме, и на соседней лесопилке – преобразил российского дворянина: 

 «Нервов моих, с которыми я так возился в России и о которых я даже несколько раз ездил советоваться со светилами науки в Петербург, – как ни бывало, точно их повытаскивал кто из моего тела… Когда мои десять акров были вычищены, и молодой апельсиновый сад посажен, я перестал уже бояться – я знал, что могу работать и что не умру с голоду». 

 Сначала Дементьев (принявший после переезда в США фамилию Деменс) трудился за доллар с четвертью в день чернорабочим на лесопилке, спустя некоторое время стал совладельцем лесопилки, а впоследствии единоличным её хозяином. Потом он занялся строительными подрядами – и заработал очень большие деньги. Через три года после приезда в США у него работало уже около ста рабочих. Дементьев построил себе новый удобный дом, купил рояль… Обеспечив комфортабельную жизнь, он смог позволить направить старших девочек в Джексонвилл – на учёбу во французский монастырь. А сам город Лонгвуд был фактически отстроен Дементьевым. Талантливый русский предприниматель стал настолько популярным, что его избрали первым мэром города. 

Вскоре Дементьев осознал, что причиной крайне медленного развития центральной и западной Флориды было отсутствие дороги. И у него возникает план построить железную дорогу от Санфорда до залива Тампа, там соорудить большой международный порт, возвести город на берегу моря и назвать его в честь родного Санкт-Петербурга.

Солнечный город

 План этот окончательно оформился после ознакомления с докладом доктора Вашингтона Пью ван Биббера, много лет изучавшего побережье Мексиканского залива и заключившего, что «полуостров Пинеласс по своим климатическим и ландшафтным условиям является идеальным местом для основания здесь “мирового города здоровья”». 

 С целью осуществления этого проекта в 1885 году предприниматель-первопроходец приобрёл акции «Орэнж Белт Рейлрод Ко» и привлёк к проекту двух местных богачей (один из которых был шведом) и одного канадца английского происхождения. При этом денег было немного – пришлось приобрести списанное другими компаниями старое оборудование и нанять не самых квалифицированных работников. Когда железная дорога из Лонгвуда была доведена до Окленда, Дементьев перенёс туда свою главную строительную квартиру. Дорога строилась и население Окленда росло. При Дементьеве в этом городе была построена не только железнодорожная станция в русском стиле, но и большая гостиница и городской театр. 

 Американские исследователи рассказывают о невероятных трудностях, которыми сопровождалось строительство железной дороги. «И материалы, и продукты приходилось привозить издалека, расчищать местность, строить мосты, преодолевать участки джунглей с аллигаторами, ядовитыми змеями и полчищами комаров. От всего этого, особенно в сезон тропических ливней, рабочие заболевали тропической жёлтой лихорадкой. Наконец, наступили финансовые трудности: стало не хватать денег для уплаты долгов кредиторам и жалованья рабочим. Был критический момент, когда озлобленная толпа рабочих хотела линчевать Дементьева… Компаньоны Дементьева предлагали ему остановить строительство и полностью отказаться от проекта проведения железной дороги до тамповского залива», – утверждают «Записки Русской академической группы в США», в которых описана история Петра Дементьева. 

Железная дорога «Орэнж Белт»

 Вопреки всем трудностям Дементьев осуществил свою мечту, доведя строительство до конца: 8 июля 1888 года по созданной железной дороге от Санфорда до Санкт-Петербурга протяжённостью в 150 миль пришёл первый поезд! В то время созданный с нуля Петром Дементьевым Санкт-Петербург был посёлком на сорок жителей. Сегодня же это наисовременнейший благоустроенный город с населением в четверть миллиона. Его называют Солнечным городом: в Санкт-Петербурге хорошая погода около 360 дней в году. По этой причине он популярен среди туристов, особенно из штатов с холодным северным климатом.

Несмотря на огромное расстояние, отделяющее Санкт-Петербург от России, в городе до сих пор живут идеалы русской культуры. Украшением города и центром духовной жизни является храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. Православная община в Санкт-Петербурге была основана в 1948 году. Постоянный храм освящён 12 апреля 1953 г. Работает церковно-приходская школа, сестричество. Сейчас Свято-Андреевский приход – самый большой русский православный приход на юге США.

 Крайне интересна история наименования города. Компаньон предпринимателя, миллионер-коммерсант Джон Вильямс, которому принадлежали 1600 акров на берегу Тампа-Бэй, претендовал на то, чтобы назвать город Детройтом – в честь своего родного города. Однако партнёры Дементьева по постройке железной дороге и местный почтмейстер Пинеллас-Пойнт, считавшие, что Пётр А. Дементьев, построив железную дорогу, имеет все основания и заслуги назвать город по своему желанию – Санкт-Петербургом, направили соответствующую петицию в Вашингтон. Получение утвердительного ответа стало звёздным часом Петра Дементьева: он обессмертил имя родного города на североамериканском континенте. 

Правда, до 1976 года название Санкт-Петербург приписывалось уже упомянутому Вильямсу. А. А. Сокольским - жителем города, профессором Южно-Флоридского университета в Тампе, членом Санкт-Петербургского исторического общества - были проведены тщательные исследования в архиве и библиотеке города. Они подтвердили, что официальным основателем флоридского Санкт-Петербурга был Дементьев. И в декабре 1977 года, после пяти лет борьбы А. А. Сокольского за историческую справедливость – городской совет (в ответ на обращение Западно-Флоридского отдела Конгресса русских американцев) единогласно признал основателем города П. А. Дементьева. Более того, местное самоуправление по инициативе Сокольского и Русского клуба во Флориде приняло решение назвать именем русского предпринимателя прибрежный парк, известный как Деменс Лэндинг (Пристань Деменса). Впоследствии на англоязычном сайте Исторического общества Флориды был размещён материал, с уважением повествующий о Деменсе как об основоположнике американского Санкт-Петербурга.

Жизнь в Лос-Анджелесе

 Ну, а Пётр Дементьев, обеспечив положение семьи и детей, занялся литературным трудом и журналистикой, сотрудничая с авторитетной американской газетой «Лос-Анджелес таймс» и (под псевдонимом Пётр Тверской) с русскими изданиями «Слово» и «Неделя», а также и престижным русским журналом «Вестник Европы». Среди читателей Тверского был даже Владимир Ленин: в работе «По поводу так называемого вопроса о рынках», написанной в 1893 году, он приводит цитату из статьи «Десять лет в Америке», в которой автор рассказывает об организации производства экипажных колёс. 

 По мнению специалистов, особое значение в наследии Дементьева-публициста имеет его труд «Очерки Северо-Американских Соединённых Штатов», опубликованный в Санкт-Петербурге в 1895. Молодая, динамично развивающаяся и ещё плохо известная страна вызывала большой интерес у российской читающей публики, что определило успех «Очерков» Тверского. Книга написана очень живо и занимательно, в лучших традициях русских путевых и этнографических очерков. В своих литературных трудах журналист-предприниматель восторженно описывал историю больших городов Америки разных штатов: кроме Флориды и Калифорнии он познакомился с Северной Каролиной, Канзасом, Небраской, Аризоной, Миннесотой, Висконсином, Северной Дакотой и Мичиганом. Деменс рассказывал о населении, промышленности, транспорте и естественных богатствах страны, и золотых приисках Калифорнии. 
 Весной 1889 Дементьев заболел. Врачи настоятельно посоветовали сменить климат, и предприниматель, продав свою собственность в Лонгвуде, Окленде и Санкт-Петербурге, обосновался в калифорнийском Лос-Анджелесе. 

 Его первый калифорнийский бизнес – механическая прачечная, приводимая в действие паром. Мгновенно освоив новое для себя оборудование, Дементьев, по воспоминаниям современников, не чурался никакой работы (правда, никогда не стоял за прилавком: не допускала гордость аристократа). Затем он вошёл в долю в концерне по продаже сельскохозяйственной продукции, приобрёл акции двух местных банков и железной дороги штата, став вдобавок совладельцем предприятия по производству мыльного порошка для бритья. Через некоторое время вновь занялся лесопилками, вскоре став президентом союза всех лесопилок от Канады до Мексики. Дочь предпринимателя, графиня Вера Толстая, так описала отношение американцев к своему отцу: «Когда он уходил на пенсию, владельцы всех лесопилок преподнесли ему трость из чёрного дерева с золотым набалдашником и памятной надписью. Каждый владелец лесопилки преподнёс ему также молоток председателя со специальной надписью на серебряной пластине».

Русский патриот и писатель

 Широту кругозора этого удивительно цельного человека иллюстрирует собранная им библиотека из полутора тысяч книг на русском, английском, французском, немецком и других языках. Вместе с американской поэтессой Анной Ченни он перевёл на английский язык почти все произведения своего любимого поэта Михаила Лермонтова. Любопытен и такой факт: в Клубе американских женщин Дементьев прочёл лекцию о Пушкине, которую потом описал в статье «Пушкинское торжество в Калифорнии для журнала «Вестник Европы». 

 В девяностых годах XIX века знаменитый русский американец вступил в заочный спор со Львом Толстым из-за российских духоборов: американские и британские квакеры, близкие духоборам по своим пацифистским воззрениям, организовали массовую эмиграцию духоборов в западную Канаду. Большую моральную и материальную поддержку оказал им Лев Толстой, пожертвовший в их пользу весь гонорар от романа «Воскресение». 

 Дементьев, познакомившись с тяжелейшими условиями существования духоборов в Канаде, решил переселить их в свою благословенную Калифорнию, помочь приобрести землю и превратить их в процветающих фермеров. Его бескорыстное стремление натолкнулось на упорное сопротивление лидеров духоборов и Льва Толстого, который призывал сектантов не поддаваться посулам предпринимателя, поскольку, по его мнению, «только в суровых условиях жизни и удалении от греховного мира они обретут Божью благодать». Тем не менее, несколько духоборов приехали в Калифорнию, но здесь обнаружилась полная несостоятельность замыслов Дементьева: «проявив беспредельный анархизм, духоборы не вписались в цивилизованную американскую жизнь и, вернулись в Канаду».

 В 1905 году предприниматель совершил поездку в Россию, где в Санкт-Петербурге основал либерально-конституционный орган печати «Страна». Содержание газеты пронизывала мысль, высказанная им еще в 1897 году: «Свержение самодержавия в России – это только вопрос времени».

 Во время Первой мировой войны Дементьев пытался оказывать помощь России. В частности, по некоторым данным, в 1916 году он предложил свои услуги русской правительственной закупочной комиссии в Нью-Йорке. В газете «Лос-Анджелес таймс» регулярно появлялись его статьи о военных успехах и неудачах российской армии и армии Антанты. 

Умер Пётр Алексеевич Дементьев 21 января 1919 года в своём имении Альта-Лома (штат Калифорния). На следующий день в «Лос-Анджелес таймс» появился некролог, в котором говорилось: «Капитан Пётр А. Деменс, известный русский патриот и писатель, а также прославившийся в США финансист и строитель железных дорог, умер вчера в своем владении в Алма-Лома. Капитан Деменс был широко известен, и его почитали как демократа из аристократов. Он был экспертом как в русских, так и в американских делах. Он общался с сотнями людей, связанных с финансовым миром США и, кроме этого, интересовался культурной жизнью своего отечества и принимал в ней активное участие. Его таланты и блестящие способности привлекли к нему сотни людей».

  И США, и Россия по праву считают Петра Дементьева (Деменса) своим гражданином. В 1979 году во флоридском Санкт-Петербурге открыт памятник Дементьеву. Надпись на памятнике гласит: «In honor of Peter Demens (Dementieff), the founder of St.Petersburg in 1888. Erected by Congress of Russian Americans, 1979» (В честь Петра Деменса (Дементьева), основавшего в 1888 году город Санкт-Петербург. Памятник воздвигнут Конгрессом русских американцев в 1979 году). В 1988 году вышла книга американского журналиста Альберта Перри, посвящённая нашему талантливому соотечественнику-первопроходцу. В России тоже знают и помнят Петра Дементьева. Несколько лет назад в Петропавловской крепости совместно с Музеем истории Санкт-Петербурга была организована выставка, посвящённая Дементьеву – Деменсу. В Тверском объединенном музее хранятся связанные с его жизнью архивные документы и фотографии, печатные работы.

Сам Петр Алексеевич Дементьев высоко чтил свою принадлежность к русской нации. «Я люблю француза, уважаю англичанина и очень неравнодушен к настоящему американцу, но сердце моё бьётся сильнее… только в беседе с настоящим русским человеком… Одни чисто русские люди обладают и всепрощением, и удивительной способностью забывать самих себя, и отдавать всё своё существо в пользу ближнего», – писал он.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх